СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к разделу "Морфология" в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация составлена в виде электронного учебника.

в презентации представлены части речи. можно сразу показать правило, выполнить упражнения, пройти тесты.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к разделу "Морфология" в 5 классе»

Электрон ный учебник по русской речи для 5 класса

Электрон ный учебник по русской речи для 5 класса

Жумагулов Нурлан Нурмаганбетович Учитель русского языка и литературы Джалтырской школы № 4

Жумагулов Нурлан Нурмаганбетович

Учитель русского языка и литературы

Джалтырской школы № 4

вперед

вперед

Упражнение  Текст  Таблицы  Тесты  Имя существительное   Упражнение  Загадки  Текст  Тесты  Имя прилагательное  Правописание глаголов  Тесты  Таблицы  Текст  Упражнение

Упражнение

Текст

Таблицы

Тесты

Имя существительное

Упражнение

Загадки

Текст

Тесты

Имя прилагательное

Правописание глаголов

Тесты

Таблицы

Текст

Упражнение

 Имя существительное  – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (человек) или что? (книга). Имена существительное относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями. вперед НАЗАД

  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (человек) или что? (книга).
  • Имена существительное относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам.
  • В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.

вперед

НАЗАД

Отличайте одушевленные существительные от неодушевленных.   Одушевленные существительные Неодушевленные существительные кто? что? школьник директор змея лошадь воробей журнал телевизор солнце небо степь НАЗАД выйти

Отличайте одушевленные существительные от

неодушевленных.

Одушевленные

существительные

Неодушевленные

существительные

кто?

что?

школьник

директор

змея

лошадь

воробей

журнал

телевизор

солнце

небо

степь

НАЗАД

выйти

 В каждую группу слов впишите еще по два слова . 199 Люди: кто? Мама, бабушка, спортсмен, …, … . Птицы: кто? Беркут, ворона, …, … . Звери: кто? Барс, конь, …, … . Рыбы: кто? Щука, сом, …, … . Растения: что? Яблоня, сосна, …, … . Явления природы: что? Снег, …, … . Вещи: что? Шуба, …, … . Инструменты: что? Пила, …, … . Учебные принадлежности: что? Тетрадь, …, … . Транспорт: что? Автобус, …, … . НАЗАД ВПЕРЕД

В каждую группу слов впишите еще по два слова .

199

Люди: кто? Мама, бабушка, спортсмен, …, … .

Птицы: кто? Беркут, ворона, …, … .

Звери: кто? Барс, конь, …, … .

Рыбы: кто? Щука, сом, …, … .

Растения: что? Яблоня, сосна, …, … .

Явления природы: что? Снег, …, … .

Вещи: что? Шуба, …, … .

Инструменты: что? Пила, …, … .

Учебные принадлежности: что? Тетрадь, …, … .

Транспорт: что? Автобус, …, … .

НАЗАД

ВПЕРЕД

202 Выпишите сначала существительные, которые относятся к теме «Спорт», а затем – к теме «Цирк». Поставьте вопросы к ним.  Спорт, спортсмен, клоун, тренер, волейбол, футбол, цирк, дрессировщик, стадион, фокус, фокусник.  НАЗАД ВПЕРЕД

202

Выпишите сначала существительные, которые относятся к теме «Спорт», а затем – к теме «Цирк». Поставьте вопросы к ним.

Спорт, спортсмен, клоун, тренер, волейбол, футбол, цирк, дрессировщик, стадион, фокус, фокусник.

НАЗАД

ВПЕРЕД

203 Назовите и запишите существительные, которые обозначают: . а) явления природы в зимние время года; б) деревья; в) цветы; г) диких животных.   Укажите одушевленные имена существительные. Составьте с ними предложения НАЗАД ВЫЙТИ

203

Назовите и запишите существительные, которые обозначают:

.

а) явления природы в зимние время года;

б) деревья;

в) цветы;

г) диких животных.

Укажите одушевленные имена существительные. Составьте с ними предложения

НАЗАД

ВЫЙТИ

200

Прочитайте рассказ. Как вы думаете, почему неодушевленные существительные стали одушевленными?

Выключили свет. Закрыли дверь. Тут вздохнул учительский стол: «Я сегодня так устал и к тому же очень обижен. Вот послушайте, что сказал учитель: «Это не стол, а развалюха…». Тут его перебила доска: «В начале года меня повесили сюда новенькой, а сейчас меня совсем не вытирают, и я вся грязная».

Учительский стол продолжал свой рассказ: «И еще на меня бросили журнал. Да такой тяжелый! Вы спросите, почему? Да потому, что в нем одни двойки».

Одновременно шумели парты. Перебивая одна другую, они жаловались на свою жизнь: «От силы неделю мы простояли чистыми. А теперь что из нас вышло? Совсем стали исписанными. Вот, например, парта № 2 из первого ряда, за которой сидит Вася Рисовалкин, изрисована всякими рисунками». «Да посмотрите на меня», - сказала 4-я парта из 3-го ряда, - здесь сидит Ольга Математичка, все время решает на мне задачи и примеры».

Тут сказала одна из парт: «Давайте отсюда убежим». «Но как? – воскликнули парты, - дверь же заперта».

Вдруг в коридоре раздались голоса, это пришли ученики на занятия…

(«Дружные ребята»)

НАЗАД

ВПЕРЕД

Прочитайте стихотворение. Выпишите в один столбик одушевленные существительные, в другой – неодушевленные существительные. 204 Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже… Но папа нашелся: Взглянул им в глаза И робко и тихо «Простите» сказал. «Простите!» - Казалось бы, Что в нем такого? Чудесное слово!.. (Н. Юсупов) НАЗАД ВЫЙТИ

Прочитайте стихотворение. Выпишите в один столбик одушевленные существительные, в другой – неодушевленные существительные.

204

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

И мама молчит,

Улыбается даже.

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.

«Простите!» -

Казалось бы,

Что в нем такого?

Чудесное слово!..

(Н. Юсупов)

НАЗАД

ВЫЙТИ

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

ВПЕРЕД НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

Мальчик задумчиво сидел на берегу озера . НАЗАД ВПЕРЕД

Мальчик задумчиво сидел на берегу озера .

НАЗАД

ВПЕРЕД

Драчун задира забияка НАЗАД ВПЕРЕД

Драчун задира забияка

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

ВПЕРЕД НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД

НАЗАД ВЫЙТИ

НАЗАД

ВЫЙТИ

НАЗАД ВЫЙТИ

НАЗАД

ВЫЙТИ

1 вариант 1. Что обозначает имя существительное?  А) Действия предмета  В) Признак предмета  С) Предмет 2. На какие вопросы отвечает имя существительное?  А) Какое? Какая? Какие?  В) Кто? Что?  С) Что делать? Что сделать? 3. На какие вопросы отвечают одушевленные существительные?  А) Кто?  В) Что?  С) Какая? 4. Какие местоимения можно подставить к существительным женского рода?  А) моя, она.  В) мое, оно.  С) мой, он. 5. Сколько падежей в русском языке?  А) 5  В) 2  С) 6 ВЫЙТИ

1 вариант

1. Что обозначает имя существительное?

А) Действия предмета

В) Признак предмета

С) Предмет

2. На какие вопросы отвечает имя существительное?

А) Какое? Какая? Какие?

В) Кто? Что?

С) Что делать? Что сделать?

3. На какие вопросы отвечают одушевленные существительные?

А) Кто?

В) Что?

С) Какая?

4. Какие местоимения можно подставить к существительным женского рода?

А) моя, она.

В) мое, оно.

С) мой, он.

5. Сколько падежей в русском языке?

А) 5

В) 2

С) 6

ВЫЙТИ

2 вариант 1. Что обозначает имя прилагательное?  А) Предмет  В) Признак предмета  С) Действия предмета 2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?  А) Кто? Что?  В) Что делать? Что сделать?  С) Какой? Какая? Какие? 3. На какие вопросы отвечают неодушевленные существительные?  А) Кто?  В) Что?  С) Какая? 4. Какие местоимения можно подставить к существительным мужского рода?  А) он, мой.  В) оно, мое.  С) она, моя. 5. На какой вопрос отвечает родительный падеж?  А) Кто? Что?  В) Кому? Чему?  С) Кого? Чего? ВЫЙТИ

2 вариант

1. Что обозначает имя прилагательное?

А) Предмет

В) Признак предмета

С) Действия предмета

2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

А) Кто? Что?

В) Что делать? Что сделать?

С) Какой? Какая? Какие?

3. На какие вопросы отвечают неодушевленные существительные?

А) Кто?

В) Что?

С) Какая?

4. Какие местоимения можно подставить к существительным мужского рода?

А) он, мой.

В) оно, мое.

С) она, моя.

5. На какой вопрос отвечает родительный падеж?

А) Кто? Что?

В) Кому? Чему?

С) Кого? Чего?

ВЫЙТИ

3 вариант 1. Что обозначает глагол?  А) Предмет  В) Признак предмета  С) Действия предмета 2. На какие вопросы отвечает глагол?  А) Что делать? Что сделать?  В) Какой? Какая? Какие?  С) Кто? Что? 3. Какие местоимения можно подставить существительным среднего рода?  А) мой, он.  В) моя, она.  С) мое, оно. 4. На какой вопрос отвечает дательный падеж?  А) Кого? Чего?  В) Кому? Чему?  С) Кто? Что? 5. Какой падеж отвечает на вопрос Кем? Чем?  А) Родительный падеж  В) Творительный падеж  С) Именительный падеж ВЫЙТИ

3 вариант

1. Что обозначает глагол?

А) Предмет

В) Признак предмета

С) Действия предмета

2. На какие вопросы отвечает глагол?

А) Что делать? Что сделать?

В) Какой? Какая? Какие?

С) Кто? Что?

3. Какие местоимения можно подставить существительным среднего рода?

А) мой, он.

В) моя, она.

С) мое, оно.

4. На какой вопрос отвечает дательный падеж?

А) Кого? Чего?

В) Кому? Чему?

С) Кто? Что?

5. Какой падеж отвечает на вопрос Кем? Чем?

А) Родительный падеж

В) Творительный падеж

С) Именительный падеж

ВЫЙТИ

Правописание глаголов ь В неопределенной форме глагола ( что делать?) играть, рисовать В окончаниях 2-го лица ед.ч. (-шь,-шься,) учишь, учишься В возвратной частице (умылась, садись) В повелительном наклонении (брось, режь ) НАЗАД ВПЕРЕД

Правописание глаголов

ь

В неопределенной форме глагола ( что делать?) играть, рисовать

В окончаниях 2-го лица ед.ч. (-шь,-шься,) учишь, учишься

В возвратной частице (умылась, садись)

В повелительном наклонении (брось, режь )

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

Спряжение глагола 2 спряжение 1 спряжение Все глаголы на – ить (кроме брить, стелить) 7 глаголов на – еть: видеть, смотреть зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть 4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать, НАЗАД ВПЕРЕД

Спряжение глагола

2 спряжение

1 спряжение

  • Все глаголы на – ить (кроме брить, стелить)
  • 7 глаголов на – еть: видеть, смотреть зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть
  • 4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать,

НАЗАД

ВПЕРЕД

Запомни! Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И обидеть, и вертеть, И зависеть, и терпеть- Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя! ВПЕРЕД НАЗАД

Запомни!

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И обидеть, и вертеть,

И зависеть, и терпеть-

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя!

ВПЕРЕД

НАЗАД

К спряженью I бегут Все глаголы с -УТ и -ЮТ! А глаголы с -ат и -ят Ко II все спешат! НАЗАД ВПЕРЕД

К спряженью I бегут

Все глаголы с -УТ и -ЮТ!

А глаголы с -ат и -ят

Ко II все спешат!

НАЗАД

ВПЕРЕД

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Прыгн е те Бер е те клад е те Прыгн и те Бер и те клад и те НАЗАД ВЫЙТИ

Изъявительное наклонение

Повелительное наклонение

Прыгн е те

Бер е те

клад е те

Прыгн и те

Бер и те

клад и те

НАЗАД

ВЫЙТИ

Рассказывать - рассказываю Рассматривать - рассматриваю Одолевать - одолеваю Поливать - поливаю НАЗАД ВПЕРЕД

Рассказывать - рассказываю

Рассматривать - рассматриваю

Одолевать - одолеваю

Поливать - поливаю

НАЗАД

ВПЕРЕД

ВЫЙТИ Что такое речевой этикет

ВЫЙТИ

Что такое речевой этикет

Задание №2 С души как бремя скат…тся, сомнение далеко-и вер…тся, и плач…тся, и так легко, легко… Глубокие чистые леж…т над дерв…ями сугробы. Свежо предание а вер…тся с трудом. Вон, вид…шь ли через реку тот мост, куда нам путь леж…т НАЗАД ВПЕРЕД

Задание №2

  • С души как бремя скат…тся, сомнение далеко-и вер…тся, и плач…тся, и так легко, легко…
  • Глубокие чистые леж…т над дерв…ями сугробы.
  • Свежо предание а вер…тся с трудом.
  • Вон, вид…шь ли через реку тот мост, куда нам путь леж…т

НАЗАД

ВПЕРЕД

Найдите и запишите как можно больше глаголов НАЗАД ВЫЙТИ

Найдите и запишите как можно больше глаголов

НАЗАД

ВЫЙТИ

Тестовые задания Какое слово называет действие предметов?  А. Светло, холодно, темно. Б. Светлеет, похолодало, темнеет. 2. В какой пословице употреблён инфинитив?  А. Никогда не поздно делать добро. Б. Про радость много не говорят. 3. Какие признаки глагола имеет инфинитив?  А. Время. Б. Вид. В. Называет действие. 4. Какое грамматическое свойство отсутствует в инфинитиве?  А. Вид. Б. Лицо. В. Возвратность/невозвратность. 5. В какой пословице употреблен возвратный глагол?  А. Берегись бед, пока их нет. Б. Беседа дорогу коротает, а песня - работу. 6. Какой форме глагола соответствует написание –ться ?  А. Инфинитиву. Б. Форме 3-го лица. 7. В каком словосочетании в глагольной форме пишется –ться ?  А. Расстат…ся трудно с другом. Б. Со слезами расстаёт…ся с другом. ПРОВЕРИТЬ НАЗАД

Тестовые задания

  • Какое слово называет действие предметов?

А. Светло, холодно, темно. Б. Светлеет, похолодало, темнеет.

2. В какой пословице употреблён инфинитив?

А. Никогда не поздно делать добро. Б. Про радость много не говорят.

3. Какие признаки глагола имеет инфинитив?

А. Время. Б. Вид. В. Называет действие.

4. Какое грамматическое свойство отсутствует в инфинитиве?

А. Вид. Б. Лицо. В. Возвратность/невозвратность.

5. В какой пословице употреблен возвратный глагол?

А. Берегись бед, пока их нет. Б. Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

6. Какой форме глагола соответствует написание –ться ?

А. Инфинитиву. Б. Форме 3-го лица.

7. В каком словосочетании в глагольной форме пишется –ться ?

А. Расстат…ся трудно с другом. Б. Со слезами расстаёт…ся с другом.

ПРОВЕРИТЬ

НАЗАД

Сверьте и посчитайте правильные ответы 1. Б 2. А 3. В 4. Б 5. А 6. А 7. А НАЗАД ВЫЙТИ

Сверьте и посчитайте правильные ответы

1. Б

2. А

3. В

4. Б

5. А

6. А

7. А

НАЗАД

ВЫЙТИ

ВЫЙТИ

ВЫЙТИ

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

выйти назад

выйти

назад

НАЗАД Вперед

НАЗАД

Вперед

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

ВЫЙТИ

ВЫЙТИ

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВЫЙТИ

НАЗАД

ВЫЙТИ

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД ВПЕРЕД

НАЗАД

ВПЕРЕД

НАЗАД Выйти

НАЗАД

Выйти