СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к разделу "Рынок потребительских товаров и услуг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Закон о защите прав потребителей"к разделу "Рынок потребительских товаров и услуг"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к разделу "Рынок потребительских товаров и услуг"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №110 Кировского района Волгограда» Презентация по технологии На тему: «Права потребителей» Разработчик: учитель технологии Г.А.Размерова Волгоград 2015

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №110 Кировского района Волгограда»

Презентация по технологии

На тему: «Права потребителей»

Разработчик:

учитель технологии

Г.А.Размерова

Волгоград 2015

Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких-либо услуг или работ. А может, мы только намереваемся что-нибудь приобрести (пусть даже наши намерения тянутся месяцами). Это значит, что изо дня в день все мы являемся потребителями, то есть обладаем определенными правами и обязанностями, предусмотренными для нас Законом «О защите прав потребителей» (это «библия потребителя») и Гражданский кодекс Российской Федерации.

Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких-либо услуг или работ. А может, мы только намереваемся что-нибудь приобрести (пусть даже наши намерения тянутся месяцами). Это значит, что изо дня в день все мы являемся потребителями, то есть обладаем определенными правами и обязанностями, предусмотренными для нас Законом «О защите прав потребителей» (это «библия потребителя») и Гражданский кодекс Российской Федерации.

Все мы слышали фразу «Покупатель всегда прав!»; вероятнее всего, знаем о существовании закона; возможно, кто-то его даже читал, но при этом не каждый представ­ляет себе, как этот закон работает .

Все мы слышали фразу «Покупатель всегда прав!»; вероятнее всего, знаем о существовании закона; возможно, кто-то его даже читал, но при этом не каждый представ­ляет себе, как этот закон работает .

. Действительно, есть много нюансов, которые нам в принципе и не интересны. Но только до тех пор, пока мы не сталкиваемся с наруше­нием своих потребительских прав. И вот тогда наступает время защищать свои права. . А как защищать? . Что делать? . Куда обращаться? . Какие заявления писать? . Как вообще вернуть свои деньги?
  • . Действительно, есть много нюансов, которые нам в принципе и не интересны. Но только до тех пор, пока мы не сталкиваемся с наруше­нием своих потребительских прав. И вот тогда наступает время защищать свои права.
  • . А как защищать?
  • . Что делать?
  • . Куда обращаться?
  • . Какие заявления писать?
  • . Как вообще вернуть свои деньги?
Тем, кто хочет быть всегда прав и никогда не проигрывать Ошибаются те потребители, которые думают, что начинать защищать свои права следует тогда, когда выяснилось, например, что срок годности купленной колбасы истек еще вчера или что в наборе для ванной комнаты не хватает некоторых деталей. Если следовать такой логике, то зачастую отстоять свои права будет просто невозможно. Поэтому начинать защиту своих прав стоит еще до покупки или хотя бы во время нее, но уж точно никак не после.

Тем, кто хочет быть всегда прав и никогда не проигрывать

  • Ошибаются те потребители, которые думают, что начинать защищать свои права следует тогда, когда выяснилось, например, что срок годности купленной колбасы истек еще вчера или что в наборе для ванной комнаты не хватает некоторых деталей. Если следовать такой логике, то зачастую отстоять свои права будет просто невозможно.
  • Поэтому начинать защиту своих прав стоит еще до покупки или хотя бы во время нее, но уж точно никак не после.
Кого и от кого защищает Закон, или Основные действующие лица По Закону потребителем считается тот гражданин, который:   намерен заказать или приобрести товар  заказывает или приобретает товар( услугу) использует товар ( услугу) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуще­ствлением предпринимательской деятельности.

Кого и от кого защищает Закон, или Основные действующие лица

По Закону потребителем считается тот гражданин, который:

  • намерен заказать или приобрести товар
  • заказывает или приобретает товар( услугу)
  • использует товар ( услугу) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуще­ствлением предпринимательской деятельности.
Основные понятия применяемые в Законе :  1) «потребитель»  - гражданин, использующий, приобретающий,  заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд; 2)« Продавец»  - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Основные понятия применяемые в Законе :

1) «потребитель» - гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд;

2)« Продавец» - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Основные понятия применяемые в Законе : 1)Изготовитель  - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. 2)Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Основные понятия применяемые в Законе :

1)Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

2)Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

3)стандарт  - государственный стандарт, санитарные нормы и  правила, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); 4)недостаток  - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом); 5)существенный недостаток  - недостаток который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением.

3)стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

4)недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);

5)существенный недостаток - недостаток который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением.

Право на информацию Право на безопасность Право на удовлетворения базовых потребностей Основные права И другие права… Право на возмещение ущерба Право на выбор

Право на информацию

Право на безопасность

Право на удовлетворения базовых потребностей

Основные права

И другие права…

Право на возмещение ущерба

Право на выбор

Статья 7 . Право потребителей на безопасность товаров  (работ, услуг).  1)Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды.

Статья 7 . Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг).

1)Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды.

 На товары, использование которых дольше определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки службы (годности).

На товары, использование которых дольше определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки службы (годности).

 Потребитель должен быть предупрежден об этих сроках, необходимых действиях по его истечении а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товаров в течение установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен то в течение 10 лет

Потребитель должен быть предупрежден об этих сроках, необходимых действиях по его истечении а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товаров в течение установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен то в течение 10 лет

 Срок годности  - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию.  Возьмем любой пищевой продукт и увидим на упаковке «годен до» или «срок годности столько-то дней (месяцев) со дня производства».  Если такой информации на продукте нет – это серьезное нарушение .

Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию.

Возьмем любой пищевой продукт и увидим на упаковке «годен до» или «срок годности столько-то дней (месяцев) со дня производства».

Если такой информации на продукте нет – это серьезное нарушение .

Естественно, потребитель должен быть внимателен при выборе продуктов, проверять срок изготовления товара, либо срок до которого он годен к употреблению. Если Вы приобрели продукт с упущенным сроком годности – есть возможность потребовать не только возмещения имущественного вреда, но и морального, т.к. напрямую усматривается вина продавца. На практике, зачастую реализуются товары с пройденным сроком годности, сроком годности подходящим к концу. Возможна и такая «уловка», когда продавец заклеивает истекающий срок годности на «новый» или использует дополнительное указание на срок годности (самостоятельно продляет его).

Естественно, потребитель должен быть внимателен при выборе продуктов, проверять срок изготовления товара, либо срок до которого он годен к употреблению. Если Вы приобрели продукт с упущенным сроком годности – есть возможность потребовать не только возмещения имущественного вреда, но и морального, т.к. напрямую усматривается вина продавца. На практике, зачастую реализуются товары с пройденным сроком годности, сроком годности подходящим к концу. Возможна и такая «уловка», когда продавец заклеивает истекающий срок годности на «новый» или использует дополнительное указание на срок годности (самостоятельно продляет его).

Срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п.1 ст. 5 Закона
  • Срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п.1 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей").
  • Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Если товар причинил вред из-за того, что изготовитель не предоставил потребителю информацию о правильной эксплуатации, хранению и транспортировке то он несет обязательную ответственность.
  • Если товар причинил вред из-за того, что изготовитель не предоставил потребителю информацию о правильной эксплуатации, хранению и транспортировке то он несет обязательную ответственность.
Статья 8. Право потребителя на информацию Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, исполнителя) предоставления необходимой и достоверной информации о его предприятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и о режиме его работы.  Если в подобной информации потребителю отказано или она доводится не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи 8.

Статья 8. Право потребителя на информацию

  • Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, исполнителя) предоставления необходимой и достоверной информации о его предприятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и о режиме его работы.
  • Если в подобной информации потребителю отказано или она доводится не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи 8.
Режде чем сделать покупку (заказать услугу) Вы изучаете информацию о товаре.  Информация при выборе товара, конкретного производителя – ключевой фактор. Правильная информация – и мы делаем нужный выбор. Сомнительная информация – и мы разочарованы. А может быть и такая ситуация, когда отсутствие информации, уже после покупки товара, приведет к его поломке .
  • Режде чем сделать покупку (заказать услугу) Вы изучаете информацию о товаре.

  • Информация при выборе товара, конкретного производителя – ключевой фактор.
  • Правильная информация – и мы делаем нужный выбор.
  • Сомнительная информация – и мы разочарованы.
  • А может быть и такая ситуация, когда отсутствие информации, уже после покупки товара, приведет к его поломке .
Как реализуется право на информацию о товаре (работе, услуге)  Информация о товаре (работе, услуге) должна быть доведена до сведения потребителя на русском языке в документации, прилагаемой к товарам. Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается не предоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя

Как реализуется право на информацию о товаре (работе, услуге)

  • Информация о товаре (работе, услуге) должна быть доведена до сведения потребителя на русском языке в документации, прилагаемой к товарам.
  • Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается не предоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя
То есть, если на этикетке или в документе на товар информация предоставлена только на иностранном языке, в этом случае вы можете смело заявлять о том, что необходимые сведения о товаре вы не получили. Потребитель не обязан знать иностранные языки, и не обязан утруждать себя чтением «по словарю».
  • То есть, если на этикетке или в документе на товар информация предоставлена только на иностранном языке, в этом случае вы можете смело заявлять о том, что необходимые сведения о товаре вы не получили.
  • Потребитель не обязан знать иностранные языки, и не обязан утруждать себя чтением «по словарю».
Кроме того, согласно Закону вся достоверная информация о товаре, работе или услуге должна быть предоставлена потребителю незамедлительно, в месте продажи. В против­ном случае потребитель имеет право привлечь продавца, исполнителя или изготовителя к ответственности.
  • Кроме того, согласно Закону вся достоверная информация о товаре, работе или услуге должна быть предоставлена потребителю незамедлительно, в месте продажи. В против­ном случае потребитель имеет право привлечь продавца, исполнителя или изготовителя к ответственности.
Право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) Вместе с информацией о товаре вам как потребителю в обязательном порядке долж­на быть предоставлена информация об изготовителе (исполнителе, продавце). Эта ин­формация должна включать сведения:

Право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце)

  • Вместе с информацией о товаре вам как потребителю в обязательном порядке долж­на быть предоставлена информация об изготовителе (исполнителе, продавце). Эта ин­формация должна включать сведения:
Фирменное наименование своей организации Место нахождение и режим работы Информация об государственной  регистрации Лицензия Индивидуальный предприниматель должен также предоставить потребителю информацию о своих фамилии, имени, отчестве, а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию. Чаще всего с этой целью индивидуальные предприниматели размещают на стенде, на витрине и т. п. копию свидетельства о государственной регистрации, в которой указаны все необходимые сведения.
  • Фирменное наименование своей организации
  • Место нахождение и режим работы
  • Информация об государственной
  • регистрации
  • Лицензия
  • Индивидуальный предприниматель должен также предоставить потребителю информацию о своих фамилии, имени, отчестве, а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию. Чаще всего с этой целью индивидуальные предприниматели размещают на стенде, на витрине и т. п. копию свидетельства о государственной регистрации, в которой указаны все необходимые сведения.
При обнаружении недостатков в товаре:   потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены; потребовать замены на товар этой же марки отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;  В праве потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление

При обнаружении недостатков в товаре:

потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;

потребовать замены на товар этой же марки

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

В праве

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление

Вышеперечисленные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель в данном случае свободен в выборе (п. 2 ст. 18).
  • Вышеперечисленные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель в данном случае свободен в выборе (п. 2 ст. 18).
У организаций и предпринимателей иногда возникает искушение отказать потребителю в удовлетворении его требований, сославшись на отсутствие кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего факт покупки товара. Это является нарушением ст. 18
  • У организаций и предпринимателей иногда возникает искушение отказать потребителю в удовлетворении его требований, сославшись на отсутствие кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего факт покупки товара. Это является нарушением ст. 18
Статья 15. Компенсация морального вреда Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Статья 15. Компенсация морального вреда

  • Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.   Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар не подошел по форме, габаритам или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению.   Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара ненадлежащего качества в течении четырнадцати дней , не считая дня его покупки.

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

  •   Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар не подошел по форме, габаритам или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению.
  •   Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара ненадлежащего качества в течении четырнадцати дней , не считая дня его покупки.
Обмен не продовольственного товара надлежащего качества производится , если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства ,пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром .
  • Обмен не продовольственного товара надлежащего качества производится , если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства ,пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром .
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли –продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу.
  • В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли –продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу.
Что означает, что товар или услуга не соответствуют условиям договора?   Необходимо помнить, что совершая любую покупку, потребитель заключает договор. В законодательстве не указано, что каждый договор заключается письменно. Договор можно заключить и устно, и по умолчанию. Обязанность производителя, продавца услуг обеспечить соответствие товара  и услуги условиям договора, т.е. обеспечить, чтобы у товара или услуги не было дефектов и она соответствовала оговоренным качествам, общепринятым для подобного товара, услуги или вещи, а также чтобы товар или услугу можно было использовать по назначению.

Что означает, что товар или услуга не соответствуют условиям договора?

  • Необходимо помнить, что совершая любую покупку, потребитель заключает договор. В законодательстве не указано, что каждый договор заключается письменно. Договор можно заключить и устно, и по умолчанию. Обязанность производителя, продавца услуг обеспечить соответствие товара  и услуги условиям договора, т.е. обеспечить, чтобы у товара или услуги не было дефектов и она соответствовала оговоренным качествам, общепринятым для подобного товара, услуги или вещи, а также чтобы товар или услугу можно было использовать по назначению.
Однако может случиться, что после приобретения товара или позже, в процессе его использования, потребитель обнаруживает дефекты, которые не были замечены при покупке или которые не могли быть замечены, и о которых потребитель не был предупрежден продавцом. В этом случае, а также в случаях перечисленных ниже, потребитель может считать, что проданный ему товар не соответствует условиям договора:
  • Однако может случиться, что после приобретения товара или позже, в процессе его использования, потребитель обнаруживает дефекты, которые не были замечены при покупке или которые не могли быть замечены, и о которых потребитель не был предупрежден продавцом. В этом случае, а также в случаях перечисленных ниже, потребитель может считать, что проданный ему товар не соответствует условиям договора:
товар не упакован, хотя упаковка обязательна для того, чтобы уберечь товар от повреждений (например, Вы приобрели мебель и договорились о доставке. Доставленный товар упакован только наполовину, хотя в данном случае упаковка обязательна для всех составных частей.); комплектация в упаковке полученного товара не соответствует той комплектации, о которой потребитель договаривался с продавцом, или которую продавец показал на моделях и образцах данного товара; товар не годен для тех целей, для которых данный товар был приобретен потребителем и которых он сказал продавцу; товар невозможно использовать для предусмотренных целей, потому что о нем была дана неполная или вводящая в заблуждение информация, или информация не была дана вовсе (например, в инструкции кухонного комбайна сказано, что он может размельчать лед, а на самом деле комбайн такой функции не имеет); товар поддельный.
  • товар не упакован, хотя упаковка обязательна для того, чтобы уберечь товар от повреждений (например, Вы приобрели мебель и договорились о доставке. Доставленный товар упакован только наполовину, хотя в данном случае упаковка обязательна для всех составных частей.);
  • комплектация в упаковке полученного товара не соответствует той комплектации, о которой потребитель договаривался с продавцом, или которую продавец показал на моделях и образцах данного товара;
  • товар не годен для тех целей, для которых данный товар был приобретен потребителем и которых он сказал продавцу;
  • товар невозможно использовать для предусмотренных целей, потому что о нем была дана неполная или вводящая в заблуждение информация, или информация не была дана вовсе (например, в инструкции кухонного комбайна сказано, что он может размельчать лед, а на самом деле комбайн такой функции не имеет);
  • товар поддельный.
      Этот Закон необходимо знать каждому гражданину, т.к. он дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.

      Этот Закон необходимо знать каждому гражданину, т.к. он дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.

    Спасибо за внимание!!!

    Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!