I. Теоретическое обоснование подростковой самостоятельности
1.1 Подростковый возраст - кризис или радость и развитие?
Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Детское «Я» рассыпалось: «Я уже не ребенок!». Взрослое «Я» еще не сформировано: «Я еще не взрослый!». Подросток рано или поздно испытывает на себе мощный взрыв, который называется «половое созревание». В период между детством и зрелостью тело начинает развиваться с ошеломляющей скоростью, и этот рост физических и эмоциональных нагрузок приводит к тому, что подросток становится незнакомым самому себе. Пораженный гремучим арсеналом новых гормонов, он начинает озадаченно спрашивать себя: «Кто Я?», «Какой Я?». На этот вопрос нам приходиться отвечать всю жизнь. Однако в юности он стоит особенно остро. «Кем я стану?», «Как выбрать будущую профессию так, чтобы она была интересна, и при этом я мог достигнуть в ней успеха?», «Как остановиться на чем-то одном?» Будущее пока туманно, но школа, родители, да и сама жизнь требует от подростка определенности в своих целях.
Время — ресурс ограниченный. Мы не можем заставить его течь быстрее или медленнее. Единственный способ — научиться планировать свое время, и управлять им. Этому умению и посвящены наши подростковые тренинги.
Отношения с родителями перестают быть самыми значимыми для подростков – они перестают идентифицировать себя со своей семьей. До подросткового возраста ребенок принимает систему ценностей своих родителей, но затем он как - будто срывается с цепи. Он готов пересмотреть все ранее усвоенные обычаи, ценности и стандарты. Спокойные воды семейной жизни превращаются в бурное море. Это не значит, что все и вся обязательно будет меняться, но это значит, что все будет подвергнуто сомнению. Они резко протестуют против родительских требований и при этом нуждаются в полной и постоянной доступности родителей. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов и собственными силами расширить границы своей самостоятельности. Именно в ходе этого столкновения подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Если же этого не происходит, т.е. отрочество проходит гладко, в дальнейшем может проявиться либо запоздалый, а потому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в 17-18 лет и даже позже, либо затяжная инфантильная позиция «ребенка», характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.
Таким образом, позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что благодаря ему, благодаря борьбе за независимость, проходящей в относительно безопасных условиях и не принимающей крайних форм, подросток удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, которые позволяют ему справляться с жизненными трудностями и в дальнейшем. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо конкретные действия, или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго. Поиск индивидуальности - задача не из простых. Поэтому подростки нуждаются в специальной психологической помощи.
1.2 Игры и подростки
В этом возрасте игры выглядят совсем иначе. Их главный смысл и содержание — избирательное, интимно-доверительное общение. Здесь совсем не важны игрушки, важны игра, общение, дружба. Наряду с играми-развлечениями, интеллектуальными и спортивными играми, возникают разного рода увлечения, которые уже нельзя назвать игрой, но которые не являются и серьезным занятием. Это может быть коллекционирование моделей самолетов и машинок, собирание гербария, бабочек, камней, «пиротехнические» опыты и т. п.
Однако надо отметить в этот период «второе рождение» мягкой игрушки. Подростки любят дарить их друг другу, подвешивать к школьному рюкзаку, тискать в руке или кармане и даже брать с собой в постель. Их пушистость, нежность, тактильная привлекательность вполне отвечают взволнованной чувственности подростка. С помощью этих игрушек (порой забавных, порой маленьких уродцев) подросток выражает отношение к себе и сверстникам.
Компьютерные и электронные игры, распространенные сейчас в подростковой среде, — предмет отдельного серьезного разговора. Но на одной популярной новинке мира игрушек стоит специально остановиться.
Речь идет о Тамагочи, карманном приборе, в котором заложены программы, имитирующие процессы жизни живого существа: например у заботливого хозяина виртуальный щенок будет быстро расти, а у плохого — захиреет и в конце концов погибнет. Считается, что эта игрушка научит ребенка заботиться о другом. Однако понятно, что по-настоящему полюбить, взять ответственность, сопереживать можно только живому существу, отвечающему тебе взаимной привязанностью и преданностью.
Благие намерения одушевить механику чреваты опасностью привнести вирус механического в отношения ребенка с людьми и животными. Нельзя исключить и пагубного влияния такой игрушки на душевное здоровье ребенка (специалисты по проективным рисункам знают, насколько неблагоприятным признаком является сочетание в рисунке черт живого существа с механическими деталями — антеннами, колесиками, шестеренками).
Психологи утверждают: игра — это серьезно. Такое же отношение должно быть у взрослых к игрушке — ключевому элементу любой детской игры. Поэтому первое, с чего школьный психолог может начать консультацию родителей, выбирающих игрушки для детей, это слова: «Игрушки — это вам не игрушки!»
В русле тех изменений, которые претерпевает игра, меняются и игрушки. Очевидно, что их значение для ребенка с каждым годом его жизни становится все меньше и меньше.