Социальное проектирование: Что? Как? Зачем?
Выполнила: Шеманова Наталия Геннадиевна, учитель МОУ СОШ имени С.М. Иванова р.п. Турки
Все из жизни, все для жизни.
Уильям Килпатрик
Сферы социализация ребенка в школе:
- Свободное общение детей друг с другом .
позиция ребенка - «товарищ своих товарищей»
- В учебном процессе и внеурочной деятельности.
позиция ребенка – «ученик своих учителей»
- В общественной среде школы.
позицию ребенка -«гражданин школ».
- во внешкольном социализационном пространстве.
позиция ребенка – «гражданин общества».
Социальное проектирование .
Что?
Как?
Зачем?
Что такое социальное проектирование?
- это самостоятельное исследование учащимися различных социально значимых проблем и создание социально значимого продукта;
- это самостоятельный выбор той деятельности, которая
больше всего соответствует интересам и способностям ребенка;
- это возможность реального участия детей в решении
проблем школы, поселка, общества.
- это коллективная работа над большим и важным делом,
которая формирует важные социальные навыки, крайне
необходимые сегодня для трудовой деятельности в
производственных коллективах, в фирмах и т.д.
- это настоящая школа жизни.
Социальное проектирование включает:
- социальную пробу
- социальную практику
- социальный проект
Социальная проба это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание.
- экскурсия,
- интервью,
- анкетирование,
- пресс-конференция,
- наблюдение,
- Социологическое исследование,
- встреча с компетентным специалистом.
Социальная практика предполагает отработку навыков социального взаимодействия и проблематизации информации о социальном объекте.
Основной вид социальной практики
включенное наблюдение.
Социальный проект предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта .
Объекты социального проектирования:
- Социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
- Социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
- Социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
- Социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Как разработать и осуществить социальный проект?
Этап 1. Подготовка учащихся к работе над проектом.
Как и где искать проблемы?
- Этап 2. Выбор проблемы.
- экскурсии по микрорайону с фотоаппаратом или видеокамерой;
- анкетирования среди учащихся, родителей, учителей на предмет выбора социальной проблемы;
- анализа материалов средств массовой информации (газеты, выпуски новостей на местном радио и телевидении);
- игры «Ящик предложений».
Как исследовать проблему ?
Этап 3. Сбор информации.
- Юристы – работают с законодательной базой;
- Корреспонденты – работают со СМИ;
- Социологи – проводят социологический опрос среди населения по данной проблеме;
- Эксперты –встречаются с руководителями ведомств .
- Этап 4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
- Этап 5. Реализация плана действий.
- Этап 6. Подготовка портфолио.
- Этап 7. Презентация проекта.
- Этап 8. Рефлексия.
Проект «Баскетбольная площадка»
Проект «Выборы»
Проект, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Проект «Чтобы помнили»
Муниципальный социальный проект «День дублера»
Диагностика социализированности и воспитанности обучающихся.
- «Методика изучения социализированности личности учащегося» ( разработана М.И. Рожковым)
- «Методика оценки уровня воспитанности ученика» (автор Н. П. Капустин и М.И. Шилова).
2014-2015 уч. год
Уровень социальной зрелости
высокий уровень социальной зрелости - 45%
средний уровень социальной зрелости - 54%
низкий уровень социальной зрелости - 1%
Уровень воспитанности
высокий уровень воспитанности – 42 %
средний уровень воспитанности – 58 %
низкий уровень воспитанности - 0 %
Зачем?
Использование технологии социального проектирования способствует:
1.Развитию личности;
2.Социальной адаптация личности;
3.Эффективной профориентационной работе;
4. Развитию информационных и коммуникативных компетентностей;
5. Знакомству с элементами гражданского общества;
6. Проявлению лидерских качеств.
7.Имеет минимальные ресурсные затраты.
8.Позволяют ученикам школы успешно адаптироваться в послешкольном пространстве.