Анализ рассказа А.П Чехова «Жалобная книга»
Автор: учитель литературы Лицей Г.саяногорск.
Куликова Ирина Михайловна.
Республика Хакасия
« Нравственность человека видна в его отношении к слову» Л.Н. Толстой
Прокомментируй данные эпиграфы
- сформулируй цели и задачи урока
Вспомним!
Требования к юмористическим рассказам
- • Яркое название •
- «Говорящие» фамилии
- • Сюжет, построенный на остром необычном положении • Динамичность действия
- • Выразительная деталь
- • Сценичность диалога
- • Простая, ясная речь автора
Цель урока : Определение идеи рассказа, постижение глубинного смысла рассказа Чехова А.П «Жалобная книга»
- - проследить нравственность героев через их отношение к слову, через их высказывания (найти речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки в записях героев)
- - представить героев (внешний вид, возраст, род занятий, характеры…)
- -определить значение и роль говорящих фамилий, выразительных деталей
- « Слово – одежда всех фактов », - говорил М. Горький. И вполне естественно желание, чтобы эта «одежда» отвечала 3-м самым главным требованиям:
- была уместной, т.е. соответствовала обстановке,
- была «сшита по мерке»
- и «со вкусом», т.е. слова в тексте должны быть подобраны с надлежащей смысловой сочетаемостью, должны быть точными, меткими.
- В противном случае одежда становится смешной и нелепой. Пример тому – рассказ А.П. Чехова «Жалобная книга».
Обратимся к словарю
Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц
Заметили ли необычность названия рассказа?
Как в наше время называется такая книга? Какие записи можно встретить в книге жалоб и предложений?
- Прочтите самостоятельно рассказ Чехова А.П. «Жалобная книга»
Поделитесь впечатлениями
- Интересно ли было читать?
- Какие «жалобы» особенно понравились?
- Какая из записей подходит к категории «ЖАЛОБА»?
- Как назвать остальные записи?
- Какое забавное название можно им дать?
- Над чем шутит Чехов?
- Сколько «авторов» насчитали в жалобной книге?
- Увидели ли ошибки?
- Каков жанр «Жалобной книги»?
Этот рассказ удивителен тем, что он, вопреки законам жанра, лишен сюжета. «Жалобная книга» представляет собой некую выписку из документа, фрагмент, набор цитат, но между строками этого произведения можно прочитать очень многое.
прочитаем вместе! Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:
- Прослушайте текст еще раз в исполнении актеров и постарайтесь представить героев произведения – авторов записей. Определите их возраст, род занятий, черты характера.
Прочитаем еще раз все вместе и обменяемся соображениями.
- Определить значение и роль говорящих фамилий.
- Определить значение и роль выразительных деталей
- Определить возраст, род занятий, характер, внешний вид
- Найти ошибки в речи героев
- Определи жалоба это или нет.
6. Заполнить таблицу
1.2. Раньше в канцелярии писцы прежде чем писать, делали «пробу пера»: очищали ножиком, заостряли, расщепляли - это называлось чинить перья. Воображение героя, возможно, писца не шло дальше слов «милостивый государь», с которых начинались казенные деловые бумаги и письма. А, возможно, этот человек – дворянин, часто получавший письма с таким обращением.
.
1. Нарисовал чертика с носом, видимо, изучал закон Божий, и не очень успешно.
бывший гимназист. Начинающий писец
Лет 18-20. Остроумный.
- Люди и сейчас пишут на заборах. Зачем? Привлечь к себе внимание! Высказаться!
- Подобному грамотею принадлежат стишки: «Ты картина, я портрет...»
- 2. Молодой. Студент (всего 1 ошибка) шутник.
3Шляпу носили разночинцы с начальным образованием.
- 4. Оптимист. С юмором. Лет 16-20.
Пошлое «остроумие» в записи: « Кто писал не знаю, а я дурак читаю ». Написал и ухмыляется: необыкновенно смешно!
Подписывается С амбициями
3.Плохо образованный разночинец с амбициями. Лет 30
- 3.Герой рассказа Ярмонкин составил жалобу о том, что ветер сдул у него, высунувшегося в окно поезда, шляпу. Он не осознает того, что эта жалоба бессмысленна и что виноват в случившемся он сам
Он не только безграмотен, но и необычайно самодоволен. Он пишет, чтобы все знали, каков он, как любит он природу.
Подошел поезд. Вышел из вагона начальник стола претензий Коловроев. Ему скучно. Он ищет, чем бы развлечься. Воображение подсказывает ему только один вид развлечения. Он расписывается в книге жалоб - просто так, от безделья и скуки.
5.«Оставил память начальник стола претензий Коловроев
Начальник стола претензий Коловроев считает себя важной, почти исторической персоной. «Оставил память...», — пишет он казенным языком.
Коловроев Кол. Врытый. Кол врытый в землю
начальник стола претензий - делопроизводитель
6. «Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев». 6.
за его грубости в отношении моей жен е _ недоучка.(,,)
Конторщик Самолучшев – самый лучший!
Конторщик Самолучшев
Конторщик Самолучшев
Сам себя считает самым лучшим.
знает мое поведение - ищет защиты: слабый, униженный. За 30 лет
Социалист- человек, который требует равноправия для всех
- От скуки обитатели станции грызутся между собой, сплетничают, шпионят друг за другом, доносят... «Никандров социалист!» - записывает доносчик, добровольный жандарм. Автор этого высказывания не только кляузник, но и трус — он не подписывается под своими словами
- трусливый доносчик, молодой, лет 20.
7.
8. .«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка... (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим... (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки... (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».
Как вы думаете, почему гимназисту А.Зудьеву так и не удалось сформулировать жалобу?
- Зачеркнул - неуверенность
- Гимназист 7-го класса Курской гимназии в сильнейшем волнении хотел отразить в книге жалоб охватившее его чувство протеста против железнодорожных порядков. Он долго искал подходящую фразу, но не нашел, перечеркнул все свои записи и оставил только подпись. Пусть все знают, что проезжал через эту станцию и благородно негодовал Зудьев.
- грамотный гимназист(нет ошибок), трус, неуверенный в себе.
ЗУДЕ́ТЬ ,
- 1. Чесаться, свербеть, испытывать зуд. Руки и ноги зудели.
- 2. перен., с инф. и без доп. Испытывать желание, епреодолимое стремление что-нибудь делать (о языке,руках; прост. ).
- Язык зудит: поболтать хочется о нашем деле. Руки так и зудят подраться.
- 3. Надоедать с чем-нибудь, докучливо приставать с чем-нибудь ( фам. ). Будет зудеть: дай хоть минуту покоя.
- 4. Издавать однообразный, как бы металлически звенящий звук.
9.«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».
Физиогномию- какие слова знает!!!
Пожилой доносчик. Отставной чиновник.
- когда-то образованный человек
Лет за 50
10.«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».
- Трусливый доносчик: пишет лишь инициалы.
Молодой. До 20 лет. Студент. Малограмотный.
Игрок.
11
Обиженный доносчик. Лет 40.
Мужчина средних лет
Пригравшийся, обедневший господин. дворянин
Есть на станции персона, претендующая на важность и значительность. Это жандарм Клятвин. Он должен внушать всем жителям страх и трепет. Но какой-то сплетник издевается над жандармом. Все знают, что его обманывает жена: «Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай, жандарм!»
12
Донос-оскорбление жандарму.
- ( ему доставляет удовольствие даже то, что о раскрытой им тайне он может сказать почти во всеуслышание)
Знает буфетчика – мелкий служащий
Не уважает людей- жандарм их а
13.«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».
в рассуждении- пытается выразиться как духовное лицо
Диа́кон (разговорная форма дья́кон ; др.-греч. διάκονος — служитель ) — лицо, проходящее церковное служение на первой , низшей степени священства . Диаконы помогают епископам и священникам в богослужении , но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут
- Вот записывает свою жалобу скромный сельский попик: Комичен и простоват этот сельский батюшка.
- Диа́кон- пожилой мужчина. Простоватый, глуповатый, малообразованный. Но мечтающий об уважительном отношении, напоминает о том, что он постится. Страдает.
- Но с какой грубой издевкой пишет обыватель, который, наверное, считает себя православным христианином и посещает церковь: «Лопай, что дают...»
- Немолодой. Невоспитанный. Не уважает церковнослужителей. Не богобоязненный. Человек власти. Возможно, жандарм.
15.Пущай- просторечье. Малообразованный.
Кожаный – недешевый.
Очень дорог?!
Дорогой?!
Друг кассира . Лет 40
16.«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».
Козьмодемьянский- Козьма- святой. Демиан – покровитель скота. – родители представители духовенства .
Пишет без ошибок.
будто я пьянствую- не оправдывается, значит, это правда.
то объявляю, что все вы мошенники и воры »- я пьяница, а вы еще хуже. Пытается принизить других, чтобы оправдать себя.
Около 40 лет
17.Учитель? Священнослужитель?
Поучает. За 40 лет.
Считает себя добродетельным
.
18.Молодой человек. Влюбленный безответно?!
Пытается привлечь внимание?
Пылкий влюбленный. Не в состоянии сдерживать чувства, сообщает всему миру о своей любви?!
19
Немолодой мужчина. Стремящийся к карьере
- Иван о в 7 – наследный принц?!
Иван о в – Ив а нов
Крестьянин- дворянин
Я из крестьян, но сейчас я ЗА Начальника станции. Требую уважения. Заявляю об этом. Делаю замечание.
- 20. дерзкий молодой человек .
.«Хоть ты и седьмой, а дурак».
- Разделите все высказывания на 2 группы: собственно жалобы и «разнопричинные высказывания».
- Найдите среди высказываний 2-й группы соответствующие жанрам «любовной записки», «назидания», «высказывания по поводу предыдущей записи». Продолжите этот ряд, найдите собственные определения жанрам прочих высказываний.
Посчитаем количество ошибок
- жалоба
- жалоба
- донос
- Любовная записка
- назидания
- Афоризмы
- Высказывания по поводу. Заявления. Просьбы.
- донос
- Любовная записка
- назидания
- Афоризмы
- Высказывания по поводу. Заявления. Просьбы.
2.
Я – морда твоя.
3.« Подъезжая …., у меня слетела шляпа.
Лишний знак препинания.
1.
4.Кто писал , не знаю
Станц ы и
6.в отношении моей жен е
+ грамматическая
Нет запя
Нет запятых перед чтоб и которых
Той
2.3.
7.Никандров социалист!»
5.6.7.8.
9. физиогномию
Нет тире
4.
10.Я знаю кто это писал
Лишняя буква
Нет запятой
9
10
11
Посчитаем количество ошибок
11.Тельцовский шуллер!»
Нет тире
12.Не унывай , жандарм
Нет запятой
Покушать , я не мог найти
Нет запятой
15.«Кто найдет кожаный портсигар , тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу ».
18.Кат и нька
Нет запятой
Просторечье
12
Орфографическая ошибка
13
Егоровичу
14
18
15.16.17.
Заполни таблицу. Распредели номера предложений.
жалоба
донос
Любовная записка
назидания
Афоризмы
Высказывания по поводу. Заявления. Просьбы.
ПРОВЕРИМ! Сделаем выводы:
жалоба
донос
3
Любовная записка
6
7
назидания
10
8
18
17
11
9
Афоризмы
Высказывания по поводу
12
1
13
2
4
5
14
15
16
19
20
- На какие 2 части композиционно делится рассказ? .
- 1 часть- Авторское слово о жалобной книге и 2 часть - записи, оставленные в этой жалобной книге неизвестными
- Записей в книге – 20; среди них есть лаконичные и более пространные, но все они вызывают улыбку.
- - Каждая из записей – самохарактеристика, можно сказать, саморазоблачение.
- Все записи, сделанные в книге, свидетельствуют о низкой культуре речи их авторов.
- В цитируемых записях немало орфографических и пунктуационных ошибок.
- А.П. Чехов «собрал» в одном рассказе типичные речевые и грамматические ошибки своих современников
- Увы, некоторые речевые ошибки не «устарели» до сих пор.
Сделаем выводы Жалобная книга используется не по назначению, зато благодаря этому многое можно узнать о тех, кто заглянул в нее хоть раз.
- «Шутливая миниатюра А.П. Чехова «Жалобная книга» была опубликована в 1884 году в юмористическом журнале «Осколки». Антону Павловичу в это время исполнилось двадцать четыре года. Он завершал образование на медицинском факультете Московского университета и готовился стать земским врачом. Чехов не был революционером. Но редакторы юмористических изданий чутьем улавливали живую прогрессивную струю в его миниатюрах и побаивались молодого писателя, ничего общего не имевшего с обычным типом остроумцев-пошляков. Цензура опасливо смотрела на литературные шутки Чехова, в которых замечала сатиру на существующий строй.
- Чехов был самым строгим критиком своих произведений. Готовя к печати первый сборник, он взял далеко не все свои вещи, напечатанные в журналах тех лет. Но «Жалобную книгу»Чехов оставил. Он придавал этой литературной миниатюре больше значения, чем иному рассказу, где есть и сюжет, и поучительный финал. В «Жалобной книге» с большой силой выражена удивительная черта художественного дарования Чехова. Он умеет одним-двумя штрихами ярко охарактеризовать человека или явление, и они встают перед вами как живые. В «Жалобной книге» за каждой записью живая картина, нарисованная словами.
- Одна запись за другой показывает разные стороны обывательского жития. Все эти коротенькие записи потом послужили для создания многих рассказов и повестей, в которых Чехов показывает пошлый обывательский быт.«Жалобная книга» исторический документ своего времени. Читать ее интересно и в наши дни» . https://otvet.mail.ru/question/56016625
Современный юмор