Тема урока: «Бородинское сражение»
Цели урока:
- Рассказать о ходе сражения, героической обороне российского населения;
2. Способствовать развитию навыка работы с картой, умения определять и сравнивать понятия;
3. Способствовать воспитанию чувства гордости и любви к Родине.
План урока:
- 1. Организационный момент.
- 2. Проверка домашнего задания.
- 3. Подготовка к сражению.
- 4. Бородинская битва.
- 5. Итоги сражения.
- 6. Итоги урока.
- 7. Домашнее задание.
Основные понятия:
- Ставка – место, где находится главнокомандующий войск
- Генеральное сражение – главное сражение
- Флеши – полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла
- Батарея – артиллерийское подразделение из нескольких орудий
Даты и события:
- 24 июня 1812 года – вторжение армии Наполеона на территорию России;
- 26 августа 1812 года – Бородинское сражение
Повторение пройденного материала:
1 . Используя карту, объясните смысл стихотворения
Мы долго молча отступали. Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»
1.
2. Кто из представленных военноначальников руководил русской армии в период с июня по август 1812 года?
Барклай – де - Толли
Родом из стариной шотландской семьи. Участвовал в русско-турецкой войне под командованием А. В. Суворова. О его мужестве был наслышан сам Наполеон, который уважал сильных противников. В 1810 году был назначен военным министром России. За военные заслуги перед Отечеством ему было присвоено звание фельдмаршала и пожалован титул князя.
3. Расскажите о битве под Смоленском
Бородинское сражение
Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой.
Итоги Бородинского сражения
Домашнее задание:
- стр. 213-218 чтение, пересказ. 3 и 4 вопросы письменно в тетради