СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Бородинская битва"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлено историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 года; прослеживается изображение войны в романе, исходя из взглядов Толстого на историю.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Бородинская битва"»

 Отечественна война 1812 года. Бородинская битва  в истории и на страницах романа Л.Н.Толстого  «Война и мир»   Интегрированный урок истории и литературы (разработан учителем  МКОУ «Непрядвенская СОШ» Санкиной О.Н.)

Отечественна война 1812 года. Бородинская битва в истории и на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Интегрированный урок истории и литературы (разработан учителем

МКОУ «Непрядвенская СОШ» Санкиной О.Н.)

  «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» Мы долго молча отступали, досадно было боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»  М.Ю. Лермонтов

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

Мы долго молча отступали, досадно было боя ждали,

Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

М.Ю. Лермонтов

Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812года; Проследить изображение войны в романе, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу. Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы  Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим и материальным источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину
  • Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812года; Проследить изображение войны в романе, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу.
  • Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы
  • Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим и материальным источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину
 Сравнительная характеристика Бородинского сражения  в истории и литературе Исторические материалы о Бородинском сражении 1.Цели,преследуемые русской армии  Л.Н. толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир » 2. Подготовка к сражению  3. Соотношение сил накануне сражения 4. Ход сражения 5. Итоги сражения, следствие.

Сравнительная характеристика Бородинского сражения в истории и литературе

Исторические материалы о Бородинском сражении

1.Цели,преследуемые русской армии

Л.Н. толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир »

2. Подготовка к сражению

3. Соотношение сил накануне сражения

4. Ход сражения

5. Итоги сражения,

следствие.

Император Александр I   (1801-1825) Сын Павла, любимый внук Екатерины II , вступил на престол после дворцового переворота в 1801г., был не чужд идеям либерализма, провел ряд реформ. Понимал, что война с Наполеоном неизбежна. Выбрал правильную линию поведения как личность и глава государства в войне 1812 г

Император Александр I (1801-1825)

  • Сын Павла, любимый внук Екатерины II , вступил на престол после дворцового переворота в 1801г., был не чужд идеям либерализма, провел ряд реформ. Понимал, что война с Наполеоном неизбежна.
  • Выбрал правильную линию поведения как личность и глава государства в войне 1812 г
Вошли в состав России: Грузия (1801 -1804 гг.) – добровольно Финляндия (1089 г.) Бессарабия (1812 г.) Азербайджан (1813 г.) часть Польши (1815 г.)

Вошли в состав России:

  • Грузия (1801 -1804 гг.) – добровольно
  • Финляндия (1089 г.)
  • Бессарабия (1812 г.)
  • Азербайджан (1813 г.)
  • часть Польши (1815 г.)
Блестящий полководец. По характеру независимый, вспыльчивый, настойчивый в достижении поставленной цели. Закончил лучшую военную школу во Франции. Великая Французская буржуазная революция открыла возможность для Наполеона проявить себя.  Он становится генералом и командующим внутренней армией. Одерживает блестящие победы в Италии, Египте, становится национальным героем.  После переворота 1799г Наполеон становится первым консулом, затем – императором. Проводит завоевательные войны по всей Европе, подчиняет множество государств. А в 1812 идет на завоевание России.
  • Блестящий полководец. По характеру независимый, вспыльчивый, настойчивый в достижении поставленной цели. Закончил лучшую военную школу во Франции. Великая Французская буржуазная революция открыла возможность для Наполеона проявить себя.
  • Он становится генералом и командующим внутренней армией. Одерживает блестящие победы в Италии, Египте, становится национальным героем.
  • После переворота 1799г Наполеон становится первым консулом, затем – императором. Проводит завоевательные войны по всей Европе, подчиняет множество государств. А в 1812 идет на завоевание России.
Михаил Илларионович Кутузов  (1745-1813) Был не только великим полководцем, но и выдающимся дипломатом. Большой школой военного искусства явилось для него участие в русско-турецких войнах под командованием Румянцева и Суворова. Участвовал во взятии Измаила. Свой талант дипломата проявил в полной мере в 1792-1794гг, когда возглавил русское посольство в Константинополе. В1805г был назначен главнокомандующим русской армией в войне третьей коалиции против Наполеона.   По настоянию русского общества Александр I назначает Кутузова главнокомандующим армией, незадолго до Бородинского сражения.

Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813)

  • Был не только великим полководцем, но и выдающимся дипломатом. Большой школой военного искусства явилось для него участие в русско-турецких войнах под командованием Румянцева и Суворова. Участвовал во взятии Измаила. Свой талант дипломата проявил в полной мере в 1792-1794гг, когда возглавил русское посольство в Константинополе. В1805г был назначен главнокомандующим русской армией в войне третьей коалиции против Наполеона.
  • По настоянию русского общества Александр I назначает Кутузова главнокомандующим армией, незадолго до Бородинского сражения.
Н.Н.Раевский П.И.Багратион Генерал от кавалерии. В Бородинской битве командовал корпусом, защищавшим батарею Раевского Любимый ученик и боевой соратник Суворова и Кутузова. В Бородинской битве командовал 2-ой армией.  В положительном для русской армии исходе Бородинского сражения  большую роль сыграли Раевский и Багратион как талантливые  военачальники и мужественные воины.

Н.Н.Раевский

П.И.Багратион

Генерал от кавалерии. В Бородинской битве командовал корпусом, защищавшим батарею Раевского

Любимый ученик и боевой соратник

Суворова и Кутузова. В Бородинской

битве командовал 2-ой армией.

В положительном для русской армии исходе Бородинского сражения

большую роль сыграли Раевский и Багратион как талантливые

военачальники и мужественные воины.

 Диспозиция сил при Бородино к утру 7 сентября 1812

Диспозиция сил при Бородино к утру 7 сентября 1812

 Начальная позиция

Начальная позиция

М.И.Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк « … Кутузов следит только за духом войска и руководит им насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать дух войска» (гл.35)

М.И.Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк

« … Кутузов следит только за духом войска и руководит им насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать дух войска» (гл.35)

  Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г.    Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й.  Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением.  Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден».  Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г.

Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Командный пункт Наполеона. 1912 г.    Вдали -Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. По обе стороны от него - «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты - Наполеон. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.

Командный пункт Наполеона. 1912 г.

  • Вдали -Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. По обе стороны от него - «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты - Наполеон. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.
Семеновское (Багратионовы) флеши Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия Фриана. Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье.  У леса - захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.  Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. Наполеон не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Семеновское (Багратионовы) флеши

  • Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия Фриана. Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье. У леса - захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона.

В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. Наполеон не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Художник Ф.А.Рубо  Бородинская битва.   26 августа 1812 г. утром началось Бородинское сражение, которое продолжалось до позднего вечера.

Художник Ф.А.Рубо

Бородинская битва.

26 августа 1812 г. утром началось Бородинское сражение,

которое продолжалось до позднего вечера.

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской  армии . Художник Зелихман. В критический момент сражения Кутузов принял решение о рейде конницы Уварова и Платова в тыл и фланг противника. Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии внес сумятицу в ряды неприятеля.

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии . Художник Зелихман.

В критический момент сражения Кутузов принял решение о рейде конницы Уварова и Платова в тыл и фланг противника.

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии внес сумятицу

в ряды неприятеля.

А.Келлерман . Атака гвардейских егерей и матросов при селе Бородине. Битва была ожесточенной, атаки следовали одна за другой.
  • А.Келлерман .

Атака гвардейских егерей и матросов при селе Бородине.

Битва была ожесточенной, атаки следовали одна за другой.

 Батарея Раевского.   Батарея Раевского.   Самым важным местом на поле боя была батарея Раевского. Раевский вместе со своими артиллеристами отбил 3 атаки. Художник И.Архипов. Художник И.Архипов. Атака на батарею Раевского. Художник Ф.А. Рубо

Батарея Раевского.

  • Батарея Раевского.

Самым важным местом на поле боя была батарея Раевского.

Раевский вместе со своими артиллеристами отбил 3 атаки.

Художник И.Архипов.

  • Художник И.Архипов.

Атака на батарею Раевского. Художник Ф.А. Рубо

«Пьер на Бородинском поле» Д.А.Шмаринов Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле?  Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений?  Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?  Что пишет Л.Н. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам?

«Пьер на Бородинском поле» Д.А.Шмаринов

  • Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле?
  • Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений?
  • Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?
  • Что пишет Л.Н. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам?
В.Верещагин Конец Бородинского сражения. «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»  Наполеон
  • В.Верещагин

Конец Бородинского сражения.

«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»

Наполеон

 « Над всем полем, прежде столь весело- красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?»  Измученным, без пищи и отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!»  Л.Н.Толстой «Война и мир»

« Над всем полем, прежде столь весело- красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?»

Измученным, без пищи и отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

 Сравнительная характеристика Бородинского сражения  в истории и литературе Исторические материалы о Бородинском сражении 1.Цели,преследуемые русской армии  Л.Н. толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»  Обескровить противника, добиться изменения соотношения сил, не допустить к Москве 2. Подготовка к сражению  Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления.  «…не имело ни малейшего смысла…» 3. Соотношение сил накануне сражения «Русские не отыскивали лучшей позиции…»; «…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона. 5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов.

Сравнительная характеристика Бородинского сражения в истории и литературе

Исторические материалы о Бородинском сражении

1.Цели,преследуемые русской армии

Л.Н. толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»

Обескровить противника, добиться изменения соотношения сил, не допустить к Москве

2. Подготовка к сражению

Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления.

«…не имело ни малейшего смысла…»

3. Соотношение сил накануне сражения

«Русские не отыскивали лучшей позиции…»;

«…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности

120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона.

5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов.

 Сравнительная характеристика Бородинского сражения  в истории и литературе    4. Ход сражения Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями 5. Итоги сражения, следствие. Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы-58тыс.человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…» Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми» «Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими»

Сравнительная характеристика Бородинского сражения в истории и литературе

4. Ход сражения

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями

5. Итоги сражения,

следствие.

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова

Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы-58тыс.человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…»

Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми»

«Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!