Презентация к уроку "Буквы О-А в корне -раст-, -ращ-,-рос-"
Знать:
vВ каких случаях происходит чередование гласных О – А в этих корнях
vСлова-исключения правописания корней
-раст-, -ращ-, -рост-.
Уметь:
vРаспознавать слова с чередующимися О – А в кронях –раст-, -ращ-, -рост-
vОбосновывать выбор гласных в этих корнях
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку "Буквы О-А в корне -раст-, -ращ-,-рос-»
Буквы О – А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-
Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «Нижне-Солотинская ООШ» Локтионовой Н.А.
Цель
Знать:
- В каких случаях происходит чередование гласных О – А в этих корнях
- Слова-исключения правописания корней
-раст-, -ращ-, -рост-.
Уметь:
- Распознавать слова с чередующимися О – А в кронях –раст-, -ращ-, -рост-
- Обосновывать выбор гласных в этих корнях
Синтаксическая пятиминутка
- Разберите предложение по членам
- Объясните правописание пропущенной буквы.
- Разберите по составу слово распол…гался.
Туристический лагерь распол…гался в прекрасном лесу в окрестностях Москвы.
Пробное действие
Распол..гаться на берегу выр..стет тюльпан
Предпол..жить ответ выр..щенный сад
подр..сли на грядке
отр..сль хозяйства
Цель урока: Выявить условия написания гласных а - о в корнях -раст- -ращ- -рос, научиться применять правило написания вариативного корня.
Тема урока: Буквы а – о в корнях
- раст- , -ращ- , -рос .
Понаблюдаем вместе!
произ ра ст ает вы ро с ла
вы ра щ ивать за ро с ли
ра ст ение водо ро с ли
- Объясните условие выбора гласных О – А в корне.
Слова-исключения
Р о стов
Р о сток
Р о стислав
Р о стовщик
Отр а сль
Буквы о – а в корнях рос- – раст- – ращ-
Р О С –
О напишем в корне рос- :
Вырос, перерос, подрос .
Р А СТ -, Р А Щ -
Но не путай никогда:
В раст- и ращ- напишем а .
Выр о с , р а ст ение, р а щ у.
Исключения:
Рост ов, Рост ислав, рост ок, рост овщик, от рас ль.
Алгоритм действий
- Выделить корень
- Определить конечную согласную в корне
- Помнить исключения
- Сделать вывод
Вставьте пропущенные буквы
выр..стет тюльпан
выр..щенный сад
подр..сли на грядке
отр..сль хозяйства
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья
А.Шопенгауэр
Первичное закрепление во внешней речи
- Объясните правописание гласной О – А в корне слова.
Листья р…стения, молодая пор…сль, р…сток розы, разр…стаются розы, отр…сль промышленности, мальчик Р…стислав, морские водор…сли, выр…щивание молодняка, город Р…стов, зар…сли камыша, жадный р…стовщик.
1
Выр..стили
А
2
Подр..сли
3
О
Отр..сль
4
Взр..щённый
5
Р..стки
6
Разр..статься
7
Пор..сль
8
Вр..сли
1
Выр..стили
А
2
+
Подр..сли
3
О
Отр..сль
4
+
+
Взр..щённый
5
Р..стки
6
+
Разр..статься
7
+
Пор..сль
+
8
Вр..сли
+
+
Скороговорка
Росток рос, подрастал, произрастал и, наконец, вырос.
Работа с приложением на электронном носителе
Гимнастика для глаз
Тестовое задание
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- Зар…сли, прил…гать
- Предпол…жение, водор…сли
- Подр…стать, изл…жение
- Отр…щивать, ул…жить
Дополнительное задание
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях:
Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.
Рефлексия
- Какую цель мы поставили на уроке?
- Достигли ее? Докажите
- В чем вы испытали затруднения?
- Что вам помогло их преодолеть?
Домашнее задание
1)параграф 85, (выучить правило),
- упр. 454, 455( по выбору)
- упр. 456 (устно)
- А тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-
МОЛОДЦЫ!