Корни с чередованием
Урок русского языка
в 6 классе
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Р...стительный, к...саться, к...снуться, р...сти, р...сток, разр...слись, изл...гать, изл...жение, выр...сти, водор...сли, прик...сновение, выск...чить, выр...сла, сл...гать,ск...кать, выр...щенный, прил...гать, к...сательная, сл...жить, отр...сль, отл...жить, распол...жение, пол...жить, Р...стов.
- Р а стительный, к а саться, к о снуться, р а сти, р о сток, разр о слись, изл а гать, изл о жение, выр а сти, водор о сли, прик о сновение, выск о чить, выр о сла, сл а гать, ск а кать, выр а щенный, прил а гать, к а сательная, сл о жить, отр а сль, отл о жить, распол о жение, пол о жить, Р о стов.
- Р а стительный, к а саться, к о снуться, р а сти, р о сток, разр о слись, изл а гать, изл о жение, выр а сти, водор о сли, прик о сновение, ВЫСКОЧИТЬ , выр о сла, сл а гать, СКАКАТЬ , выр а щенный, прил а гать, к а сательная, сл о жить, отр а сль, отл о жить, распол о жение, пол о жить, Р о стов.
Чередование гласных в корнях
– скак- / -скоч-
- Распол…житься, прил…гательное, пол…гать, изл…жение, предл…гать, пол…жение.
- Скакать, скакун, подскочить, выскочка, скакалка, на скаку.
- Что общего между корнями слов в двух рядах?
1) Распо лож иться, при лаг а тельное, по лаг а ть, из лож ение, пред лаг а ть, по лож ение.
2) Ска к ать, скак ун, под ско ч ить, вы ско ч ка, ска к алка, на ска к у.
-Сформулируйте правило написания корней –скак-/-скоч-
- Выбор гласной в корнях –скак-/-скоч- зависит от последней согласной корня . В безударном положении в корне –скак-/-скоч- перед к пишется а , перед ч – буква о .
- ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачок, скачу
- Отведи свой взгляд направо,
- Отведи свой взгляд налево,
- Оглядели потолок,
- Посмотрели все вперёд.
- Раз – согнуться – разогнуться,
- Два – согнуться – потянуться,
- Три – в ладоши три хлопка,
- Головою три кивка.
- Пять и шесть тихо сесть.
- Он вск…чил и с волнением начал рассказывать о случившемся.
- Ск…куны мчались по прерии, и их гривы развевались на ветру.
- Медведь быстро и ловко, ск…чками, помчался за ним.
- Первую рытвину проск..чили благополучно, вторую тоже…
5) Ск…кать на лошади он умел с детства.
6) Вск…чив в вагон, он замахал нам рукой.
7) Заносчивый выск…чка, он на всех смотрел свысока.
8) Подск…чив от неожиданности, она села и с недоверием стала смотреть на меня.
9)Ск…чи во весь опор.
10) Надо выск…чить за ворота и ударить в колокол.
- С чередованием каких корней мы сегодня познакомились?
- От чего зависит выбор гласной в корнях –скак-/-скоч-?
- Есть ли исключения из этого правила?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§16 с.64, правило
упр.117, списать, объяснить орфограммы
Дата проведения урока 23.10.2017 Класс__ 6б __ Предмет русский язык
Тема урока Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-.
Фамилия, имя учащегося ______________________________________________
За работу на уроке я ставлю себе отметку ______, потому что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________