СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Дисперсия" 11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация призвана облегчить работу учителя при малом количестве времени,  и уменьшить трудности по постановке демонстраций при отсутствии средств затемнения в классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Дисперсия" 11 класс»

Черепкова И.В  МКОУ Казинская СОШ Дисперсия

Черепкова И.В

МКОУ Казинская СОШ

Дисперсия

 Дисперсия – звучит прекрасно слово,  Прекрасно и явление само  Оно нам с детства близко и знакомо,  Мы наблюдали сотни раз его!    Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,  И над умытой свежею землей  Мостом бесплотным радуга повисла  Пленяя нас своею красотой.   Дисперсия здесь «руку приложила»  Обычный белый лучик световой  Она как будто в призме разложила   Во встреченной им капле дождевой. Как?  Почему?   Откуда?   Вводная: тема урока, цели урока, пробуждение первичного интереса у учеников.

Дисперсия – звучит прекрасно слово,

Прекрасно и явление само

Оно нам с детства близко и знакомо,

Мы наблюдали сотни раз его!

Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,

И над умытой свежею землей

Мостом бесплотным радуга повисла

Пленяя нас своею красотой.

Дисперсия здесь «руку приложила»

Обычный белый лучик световой

Она как будто в призме разложила

Во встреченной им капле дождевой.

Как?

Почему?

Откуда?

Вводная: тема урока, цели урока, пробуждение первичного интереса у учеников.

 Исаак Ньютон Дисперсия  1666 год  Рассказ о деятельности И. Ньютона, его опыты по исследованию света

Исаак Ньютон

Дисперсия

1666 год

Рассказ о деятельности И. Ньютона, его опыты по исследованию света

 Диспе́рсия све́та (разложение света) — это явление, обусловленное зависимостью абсолютного показателя преломления вещества от частоты (или длины волны)  света (частотная дисперсия), или, то же самое, зависимость фазовой скорости  света в веществе от длины волны  (или частоты). Экспериментально открыта Ньютоном около 1672  года, хотя  теоретически  достаточно хорошо  объяснена  значительно позднее.

Диспе́рсия све́та (разложение света) — это явление, обусловленное зависимостью абсолютного показателя преломления вещества от частоты (или длины волны) света (частотная дисперсия), или, то же самое, зависимость фазовой скорости света в веществе от длины волны (или частоты). Экспериментально открыта Ньютоном около 1672 года, хотя теоретически достаточно хорошо объяснена значительно позднее.

Один из самых наглядных примеров дисперсии — разложение белого света при прохождении его через призму (опыт Ньютона).

Один из самых наглядных примеров дисперсии — разложение

белого

света при

прохождении

его через

призму

(опыт Ньютона).

 Опыт Ньютона по разложению света – что изменилось в установке? Для чего поставлены линзы? Какие линзы потребовались? Опыт И. Ньютона

Опыт Ньютона по разложению света – что изменилось в установке? Для чего поставлены линзы? Какие линзы потребовались?

Опыт И. Ньютона

С П Е К Т Р   spectrum (лат.) - видение.  фиолетовый синий голубой  Вводим определение спектра, рассматриваем основные цвета и порядок их расположения в спектре зеленый желтый о ранжевый красный

С П Е К Т Р

spectrum (лат.) - видение.

фиолетовый

синий

голубой

Вводим определение спектра, рассматриваем основные цвета и порядок их расположения в спектре

зеленый

желтый

о ранжевый

красный

Ход монохроматических лучей в призме   Наблюдаем явление, задаю вопросы ученикам, дети делают первые предположения о причине явления.  Почему белый свет, проходя сквозь призму, разлагается в цветной спектр?  Какие цвета и в какой последовательности наблюдаются в спектре?

Ход монохроматических лучей в призме

Наблюдаем явление, задаю вопросы ученикам, дети делают первые предположения о причине явления.

Почему белый свет, проходя сквозь призму, разлагается в цветной спектр?

Какие цвета и в какой последовательности наблюдаются в спектре?

Начнем с самого начала А Преломление – явление … Преломление объясняется … Коэффициент преломления …  О  Повторение пройденного, ответы на вопросы. В 9

Начнем с самого начала

А

  • Преломление – явление …
  • Преломление объясняется …
  • Коэффициент преломления …

О

Повторение пройденного, ответы на вопросы.

В

9

Ход монохроматических лучей в призме  Световые пучки различных цветов различаются по степени  преломляемости.  Красный свет имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и разлагает белый свет .

Ход монохроматических лучей в призме

Световые пучки различных цветов различаются по степени

преломляемости.

Красный свет имеет наибольшую скорость в среде,

а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и разлагает белый свет .

Дисперсия   dispersion (лат.) – рассеяние, развеивание  Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны) Что такое дисперсия?  Попытайтесь сформулировать.  Вводим термин «дисперсия», ученики пытаются самостоятельно дать определение. 9

Дисперсия

dispersion (лат.) – рассеяние, развеивание

Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны)

Что такое дисперсия?

Попытайтесь сформулировать.

Вводим термин «дисперсия», ученики пытаются самостоятельно дать определение.

9

Выводы : Дисперсия – явление разложения белого света в спектр. Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов. Показатель преломления среды зависит от цвета света (фиол., красн.) Показатель преломления света в среде зависит от его частоты.  Обсуждаем полученную информацию, делаем выводы. 9

Выводы :

  • Дисперсия – явление разложения белого света в спектр.
  • Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов.
  • Показатель преломления среды зависит от цвета света (фиол., красн.)
  • Показатель преломления света в среде зависит от его частоты.

Обсуждаем полученную информацию, делаем выводы.

9

  Монохроматический свет –  световые колебания одной частоты Каждому цвету соответствует своя длина и частота      волны.  760 –  620 620 –  590  нм 590 –  нм  560 560 –  500 500 –  нм  480 480 –  нм  450  нм 450 –  нм  380  нм  Записываем новый материал, повторяем приставки «СИ», стандартный вид чисел.

Монохроматический свет

световые колебания одной частоты

Каждому цвету соответствует своя длина и частота волны.

760 –

620

620 –

590

нм

590 –

нм

560

560 –

500

500 –

нм

480

480 –

нм

450

нм

450 –

нм

380

нм

Записываем новый материал, повторяем приставки «СИ», стандартный вид чисел.

Сущностью явления дисперсии является неодинаковая скорость распространения лучей света c различной длиной волны в прозрачном веществе — оптической среде (тогда как в вакууме скорость света всегда одинакова, независимо от длины волны и следовательно цвета). Обычно чем больше частота волны, тем больше показатель преломления среды и меньше ее скорость света в ней: -у красного цвета максимальная скорость в среде и минимальная степень преломления, -у фиолетового цвета минимальная скорость света в среде и максимальная степень преломления.

Сущностью явления дисперсии является неодинаковая скорость распространения лучей света c различной длиной волны в прозрачном веществе —

оптической среде (тогда как в вакууме скорость света всегда одинакова, независимо от длины волны и следовательно цвета).

Обычно чем больше частота волны, тем больше показатель преломления среды и меньше ее скорость света в ней:

-у красного цвета максимальная скорость в среде и минимальная степень преломления,

-у фиолетового цвета минимальная скорость света в среде и максимальная степень преломления.

Все лучи лесов зеленых, Все болотные кувшинки, На земле когда увянут, Расцветают снова в небе. Условия  возникновения радуги:    1. Наблюдать радугу можно только в стороне, противоположной солнцу.  2. Солнце должно освещать завесу дождя.  3. Угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.

Все лучи лесов зеленых,

Все болотные кувшинки,

На земле когда увянут,

Расцветают снова в небе.

Условия возникновения радуги:

1. Наблюдать радугу можно только в стороне, противоположной солнцу. 2. Солнце должно освещать завесу дождя. 3. Угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.

В водяной капле происходят следующие оптические  явления :  Преломление света   Дисперсия света, т.е. разложение белого света в спектр   Отражение света   Внутреннее отражение.

В водяной капле происходят следующие оптические явления :

  • Преломление света

  • Дисперсия света, т.е. разложение белого света в спектр

  • Отражение света

  • Внутреннее

отражение.

Для того, чтобы увидеть свет, нужны две вещи: 1. источник света, то есть свет + освещенный им объект 2. приемник света  (то есть  излучения) — глаз.

Для того, чтобы увидеть свет, нужны две вещи:

1. источник света,

то есть свет +

освещенный

им объект

2. приемник света

(то есть

излучения)

— глаз.

Все хотя бы один раз в жизни наблюдали радугу на небе. Однако почему мы различаем цвета? Почему траву мы видим зеленой, небо голубым, снег белым, а землю черной?

Все хотя бы один раз в жизни наблюдали радугу на небе.

Однако почему мы различаем цвета?

Почему траву мы видим зеленой,

небо голубым, снег белым,

а землю черной?

Обычный солнечный свет рассеивается на мельчайших капельках воды, оставшихся после дождя в воздухе. И в результате мы видим радугу. Когда из воздуха после дождя исчезнут капли воды, все семь цветов радуги снова сольются в один белый дневной свет.

Обычный солнечный свет рассеивается на мельчайших капельках воды, оставшихся после дождя в воздухе. И в результате мы видим радугу. Когда из воздуха после дождя исчезнут капли воды, все семь цветов радуги снова сольются в один белый дневной

свет.

Если белый свет падает на белый предмет, то все составляющие белого света отражаются от него, и мы видим белый цвет предмета. Если белый свет падает на зеленый предмет, то все составляющие света поглощаются поверхностью предмета, и лишь зеленая составляющая отражается, в результате чего мы видим зеленую окраску предмета. Аналогично происходит и с другими цветами: красным, синим, зеленым и т.п. Если свет падает на поверхность черного цвета, то поглощаются все составляющие спектра, и мы видим черный предмет.

Если белый свет падает на белый предмет, то все составляющие белого света отражаются от него, и мы видим белый цвет предмета. Если белый свет падает на зеленый предмет, то все составляющие света поглощаются поверхностью предмета, и лишь

зеленая составляющая

отражается, в результате

чего мы видим зеленую окраску предмета.

Аналогично происходит и с другими цветами:

красным, синим, зеленым и т.п.

Если свет падает на поверхность черного цвета, то поглощаются все

составляющие спектра,

и мы видим черный предмет.

Спектральный круг  Ответьте на вопрос. Предложение сделать дома наглядное пособие. Объясни явление !

Спектральный круг

Ответьте на вопрос. Предложение сделать дома наглядное пособие.

Объясни явление !

Исаак Ньютон 1643  - 1727 Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин… Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал ... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого».

Исаак Ньютон

1643 - 1727

Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин… Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал ... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого».

Томас Юнг  Красный +  Зеленый +  Голубой = Белый свет  1807 год  Краткая справка об ученом. Можно заранее дать задание одному из учащихся.

Томас Юнг

Красный

+

Зеленый

+

Голубой

=

Белый свет

1807 год

Краткая справка об ученом. Можно заранее дать задание одному из учащихся.

Контрольные вопросы: 1. Какие из этих явлений объясняются дисперсией?  Контрольные вопросы с выбором ответа. Верно!

Контрольные вопросы:

1. Какие из этих явлений объясняются дисперсией?

Контрольные вопросы с выбором ответа.

Верно!

2. Почему при запрещающем сигнале светофора включается именно красный свет?  3. На листе бумаги написано слово «свет» зеленым карандашом. Через какое цветное стекло нельзя будет прочесть надпись?  4. Не все световые волны являются монохроматическими. Выберите из списка цвета, не являющиеся таковыми.  5. Почему Солнце в зените – ослепительно-белое, а на закате – оранжевое или красное? свет черный красный синий серый зеленый

2. Почему при запрещающем сигнале светофора включается именно красный свет?

3. На листе бумаги написано слово «свет» зеленым карандашом. Через какое цветное стекло нельзя будет прочесть надпись?

4. Не все световые волны являются монохроматическими. Выберите из списка цвета, не являющиеся таковыми.

5. Почему Солнце в зените – ослепительно-белое, а на закате – оранжевое или красное?

свет

черный

красный

синий

серый

зеленый

Закрепление материала: Призма не изменяет свет, а лишь  раскладывает его на составные части. Белый свет – совокупность монохроматических волн различных частот. Красный свет меньше преломляется, т. к. имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет. Призма не изменяет свет, а лишь  раскладывает его на составные части. Белый свет – совокупность монохроматических волн различных частот. Красный свет меньше преломляется, т. к. имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет.

Закрепление материала:

  • Призма не изменяет свет, а лишь раскладывает его на составные части. Белый свет – совокупность монохроматических волн различных частот. Красный свет меньше преломляется, т. к. имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет.
  • Призма не изменяет свет, а лишь раскладывает его на составные части.
  • Белый свет – совокупность монохроматических волн различных частот.
  • Красный свет меньше преломляется, т. к. имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!