Что понимают под понятием шарж?
Французы придумали это слово, поэтому дадим им возможность дать некоторые пояснения.
Charge (фр.) – это одно из направлений карикатуры, подразумевающее сатирическое или добродушное и одновременно юмористическое изображение.
Чаще рисуют портрет. В самом шарже не добиваются абсолютного сходства с человеком, достаточно выделить основные характерные черты, которые позволяют добиться узнаваемости.
Дмитрий Стахиевич Моор
А.Бахрушин. Дружеский шарж. Рисунок из серии "Артисты и общественные деятели в костюмах 1812 года". 1912
К.Станиславский. Дружеский шарж. Рисунок из серии "Артисты и общественные деятели в костюмах 1812 года". 1912
И.Ильинский в роли Присыпкина из комедии В.Маяковского "Клоп" в театре В.Мейерхольда. Дружеский шарж. 1920-е гг.
Херлуф Бидструп
Рыбий жир
Детская книга
Домашнее задание
Кукрыниксы
Беспощадно разгромим врага!
На приеме у бесноватого главно-командующего
Василий Ливанов
Эльдар Рязанов
Михаил Боярский
Андрей Гордеев
Лица всех людей отличаются друг от друга незначительными деталями: размер носа, глаз, рта, овал лица, уши у всех людей различны, но пропорции - отношения расстояний между носом, глазами и ртом у каждого человека примерно одинаковы .
Так если сравнить рисунки a и b , то явно заметно, что увеличив расстояние между глазами на рисунке b мы, создали что то странное, уродливое не пропорциональное. Наше сознание, механизм восприятия которого основан на чисто геометрических законах идентификации человеческих лиц, мгновенно сигнализирует о нарушении, допущенном художником, и воспринимается нами как негативный, неприятный факт. Здесь важно понять тот факт, что пропорции являются одним из подсознательных механизмов восприятия человеческого лица . Даже наше эстетическое восприятие основано на пропорциональности. Чем больше лицо человека вписывается в классический канон, тем более приятных эмоций и желания общаться оно вызывает в нас, и наоборот, люди с непропорциональными, ассиметричными лицами вызывают у нас если не чувства сожаления, то по крайней мере смех.
Таким образом, шаржирование лица все же основано на изменении пропорций, но не произвольном, когда мы просто берем и делаем нос больше, или увеличиваем уши или глаза, а подчиненном определенному методу, основанному на взаимоотношениях различных его частей. Для наглядности нам потребуется ввести некоторое упрощение формы, объединив между собой нос и глаза в виде буквы Т. Теперь попытаемся рассмотреть некоторые вариации, которые принимает буква Т на различных типах лиц.
Как правило глаза и нос всегда работают вместе в пределах отношений между собой. Чтобы представить себе это нагляднее, вообразите, что глаза и нос связаны нитью между собой, нитью которая движется через колесики, закрепленные в центре глаз и кончика носа. Вот как это примерно происходит в действии.
Обратите внимание на то, что глаза и брови немного уменьшаются одновременно с увеличением и растягиванием нижней части лица.
Если глаза у человека, широко расположены относительно переносицы, то веревочки тянут нос ближе к глазам, а более длинный нос стягивает глаза ближе друг к другу. Рот, нос и подбородок имеют подобную связь. Поскольку расстояния между ними постоянно, то рот расположенный близко к носу, приводит к удалению подбородка. Таким образом легко сделать вывод, что деформация какой либо части лица незамедлительно приводит к обратной деформации другой, непосредственно прилегающей к ней части .
Особенность заключается в том, что исходя из общей формы лица, шаржист, растягивая форму, соответственно в том же направлении растягивает или сжимает остальные части, нос, глаза и рот. Обратите внимание на то, что с вытягиванием нижней части лица, нос не остается таким каким он был до шаржирования, а изменяется. В одном случае он уменьшается, в другом удлиняется.
https://ov-graphics.ru/drvngi.htm
http://www.art-sharjist.ru/sharji-znamenitostei.html