Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку экономики "Конкуренция"»
Конкуренция. Структура рынка
Конкуренция *
* (concurrentia (лат) – столкновение, состязание)
Конкуренция – это соперничество, состязание.
- Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг.
- За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей.
- Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.
Конкуренция
Ценовая
Неценовая
Снижение цен на товары и услуги в сравнении с соперниками.
Другие (неценовые) меры привлечения покупателей.
Какие?
Признаки классификации рыночных структур
- количество покупателей и продавцов;
- тип товара (однородный, дифференцированный);
- доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях;
- наличие входных барьеров для вступления в отрасль ( юридические наличие входных барьеров для вступления в отрасль (юридические , или экономические );
- степень влияния продавцов (покупателей) на цену товара.
Конкуренция
Несовершенная
Совершенная
(идеальный рынок)
Монополистическая
Олигополия
полиполия
Монопсония
Монополия
Экономические барьеры
- низкие издержки производства за счет увеличение масштаба производства;
- закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам в силу отсутствия их на свободном рынке;
- реклама.
назад
Юридические барьеры (непреодолимы, т.к. связаны с уголовным наказанием)
- Производство товара защищено патентом Производство товара защищено патентом, авторским правом Производство товара защищено патентом, авторским правом, лицензией Производство товара защищено патентом, авторским правом, лицензией, товарным знаком .
- Исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли).
- Государственная регистрация отдельных видов деятельности.
назад
Совершенная конкуренция- рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль и продавец практически не влияет на рыночную цену.
Монополистическая конкуренция – рынок с множеством производителей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги.
Олигополия – рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера.
Монополия - рынок где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции.
В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне. Почему?
- Однако, есть сферы, где монополия просто необходима: производство атомных бомб, эмиссия денежных знаков, электрические и тепловые сети и др. Почему?
Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии.
Естественные монополии- это м онополии, разрешенные государством.
- К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества. Конкуренция среди них может только повредить обществу.
- Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными гос.службами, ведомствами.
Монопсония
- монополия покупателя
Когда подобная ситуация может возникнуть?
Спасибо за просмотр
До новых встреч)