«Нет ни одной области математики,
как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира».
Н.И. Лобачевский
Тестовое задание
Тестовое задание
Номер задания
1
Ответ (буква)
Ф
2
3
Л
Ю
4
5
К
С
6
7
И
Я
О великом Ньютоне!
Исаак Ньютон один из создателей дифференциального исчисления.
Главный его труд- «Математические начала натуральной философии».-оказал колоссальное влияние на развитие естествознания, стал поворотным пунктом в истории естествознания.
Ньютон ввёл понятие производной, изучая законы механики, тем самым раскрыл её физический и механический смысл.
Интересно: Исаак Ньютон называл производную флюксией , а саму функцию - флюентой.
ЗАДАЧА. Мама с своей дочкой гуляла в парке. Девочка захотела покататься на каруселях, а мама решила сфотографировать дочку. Вращение карусели совершается по закону φ ( t)= 1/9 t³- 2/ 5t² . Фотография может быть хорошего качества только при ускорении равном 3 м/с². В какой момент времени необходимо сделать снимок?
Тема урока: Физический смысл производной в решении задач
Цель урока:
- Повторить основные формулы и правила дифференцирования.
- Рассмотреть на примерах решения практических задач, как применяется производная в химии, физике, биологии, экономике.
Физический смысл
производной
Повторим:
Если известен закон движения
материальной точки (тела)
x(t) , s(t) или φ (t) , то мгновенная
скорость в момент времени t
вычисляется по формуле
v(t) = x ׳ (t) = s ׳ (t) = φ ׳ (t) ,
а ускорение a ( t) = v ׳ (t) = x ׳׳ (t) .
№ 1.
При движении тела по прямой расстояние
S( км) от начальной точки меняется по закону S(t) = 8 t + t³ . Найдите формулу для вычисления скорости в любой момент времени и вычислите её при t = 2 с.
Решение: v(t) = S ׳ (t).
v(t) = 8+3 t²
v( 2 ) = 8+3 · 2² = 20
Ответ: 20 м/с.
№ 2.
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = 1/6 t² + 5 t + 28 (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения).
В какой момент времени её скорость будет равна 6 м/с?
Решение: v(t) = x ׳ (t).
v(t) = 1 /3 t + 5
1 /3 t + 5 = 6
Ответ: 3 с.
№ 3.
Материальная точка движется прямолинейно по закону S(t) = t³ -3/2 t² + 2 t - 1 (где S — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеряемое с начала движения).
В какой момент времени её ускорение будет равно 9 м/с²?
Решение: v(t) = S ׳ (t) =3 t² -3 t +2
a ( t )= v´(t) = 6 t -3
6 t -3 = 9
Ответ: 2 с.
ЗАДАЧА
Мама с своей дочкой гуляла в парке. Девочка захотела покататься на каруселях, а мама решила сфотографировать дочку. Вращение карусели совершается по закону φ ( t)= 1/9 t³- 2/ 5t² . Фотография может быть хорошего качества только при ускорении равном 3 м/с². В какой момент времени необходимо сделать снимок?
Решение: v(t) = φ ׳ (t) =1/3 t² -5 t
a ( t )= v´(t) = 2/3 t -5
2/3 t -5 = 3
Ответ: фотографировать девочку необходимо
на 12 секунде
Производная в биологии
Задача по биологии:
- По известной зависимости численности популяции х(t) определите относительный прирост в момент времени t .
Справка: Популяция это совокупность особей данного вида, занимающих определённый участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций, а также является элементарной единицей эволюции.
P = x’(t)
Производная в по химии
- Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью:
р(t) = t 2 /2 + 3t –3 (моль). Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
Справка:
Скоростью химической реакции называется изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени или производная от концентрации реагирующих веществ по времени (на языке математики концентрация была бы функцией, а время – аргументом)
V(t) = p’(t)
Производительность труда
Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время.
Например, пусть объем продукции выпущенной в течение дня задан формулой
у = -2t³ +10t² +50t – 16, где t – время, выраженное в часах.
Производительность труда П(t ) есть производная объема выпускаемой продукции.
П(t )= V'(t)
Функция
ƒ(х)
Перемещение
S (t)
Производная функции
ƒ'(х)
Объём продукции
V(t)
Скорость
v (t)
Кол-во вещества
p(t)
Производительность
П (t)
Численность популяции
Р(t)
Скорость
химической
реакции
v (t)
Количество электричества
q (t)
Скорость роста популяции
v ( t )
Сила тока
I (t)
Составить « Кластер»
Производная
Продолжи фразу:
1)На уроке я работал
2) своей работой на уроке я
3)материал урока мне был
4) моё настроение
- активно/пассивно
- (доволен/ не доволен)
- ( понятен/ не понятен,
интересен/ скучен)