Крутинь Н.В.
учитель физики
МБОУ СОШ №10
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Образовательная: сформировать понятие инерции, сформулировать представление о факторах (условиях), при которых она возникает, научить обнаруживать данное явление в окружающем мире
- Развивающая: развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности, совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы), выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
- Воспитательная: Учить видеть практическую пользу знаний, продолжить формирование коммуникативных умений; продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Знания и умения учащихся:
- Знают: Факты: строение вещества. Формулы скорости, времени, пути движения.
- Умеют: Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества. Рассчитывать скорость, время, путь.
Метод обучения : частично- поисковый.
Форма организации занятий : эвристическая беседа, самостоятельная работа.
Средства обучения:
- демонстрационные: штатив с муфтой, желоб, шарик, песок, бутылка, кольцо, монета, тележка, прибор по инерции
- технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный- проектор, школьная доска,
- программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, раздаточный материал, презентация «Инерция», тест.
Структура урока
Этапы урока Время
- Организационный момент 1мин
- Актуализация и мотивация знаний 5мин
- Формирование новых знаний 23мин
- Обобщение и первичное
закрепление знаний 7мин
- Домашнее задание, инструктаж 2 мин
Девиз урока
Природа так обо всём позаботилась,
что по всюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
Физический диктант
Е
1
2
Н
1,5м
И
1м/с
1500км
3
4
300с
15м/с
Ц
1500м
Я
30м/с
35с
0,15
5
6
150м/с
2м/с
Р
0,015
30с
0,15м/с
40м
1
180с
7
50м/с
0,4км
0,6с
неравномерное
1500м/с
30м/с
12600с
40км
5м/с
72с
350с
400км
равномерное
0,5м/с
5с
20км
7,2с
0,2м/с
50с
0,5км
7200с
Тема урока
Инерция
Цели урока:
- Ввести понятие инерции;
- Сформулировать представление об условиях, при которых она возникает;
- Научиться обнаруживать данное явление в окружающем мире.
Как можно изменить скорость тела?
Скорость тела изменяется,
если на него
действуют
другие тела!!!
Как можно изменить направление скорости тела?
Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела!!!
Вывод
Тело может изменить свою скорость по величине и направлению при действии на него другого тела
«Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения».
Еще в 4-4 веке до н.э. ученые пытались понять, что заставляет двигаться тела, при каких условиях тела находятся в покое. Древнегреческий ученый Аристотель утверждал : «…» Прав ли он?? Давайте посмотрим описание опыта с тележкой в вашем учебнике. (обсуждаются результаты опыта. )
384 - 322 г. до н. э.
Как зависит изменение скорости тела от величины действия другого тела?
Чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость движения и тем ближе движение к равномерному!!!
Как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?
Экспериментально установлено:
Если на тело не действуют другие тела,
то оно находится или в покое,
или движется прямолинейно и равномерно
относительно Земли.
Явление сохранения
скорости тела
при отсутствии действия
на него других тел
называют инерцией
Галилео Галилей
(1564 – 1642)
- Инерция – это явление сохранения скорости тела, если на него не действуют другие тела.
- Инерция(лат.) означает – неподвижность, бездеятельность
( «лень» предметов).
Итак, можно сформулировать определение инерции…………….
Если на тело не действуют другие тела, то оно движется
с постоянной скоростью
Инерция в природе
- По инерции движутся все тела в космосе
Примеры инерции
Мы не подозреваем, что имеем дело с инерцией, когда вдруг отклоняемся вправо при повороте поезда влево.
- Чем же для человека является инерция, другом или врагом ?
Аварии на дорогах
По закону инерции все тела сохраняют свою скорость в течение некоторого времени. Ни одно транспортное средство не может мгновенно остановиться или изменить свою скорость. Это приводит к авариям и повреждению транспортных средств
Мотоциклист падает с мотоцикла
Если мотоцикл столкнется с камнем, то может изменить свою скорость как по значению, так и по направлению . Это изменение не всегда передаётся мотоциклисту. Поэтому он, продолжая своё движение, перелетит через руль мотоцикла .
Инерция в природе
- Мы часто восхищаемся природными фонтанами – гейзерами. Нас завораживает столб воды, взлетающий с большой скоростью вверх и так же стремительно падающий вниз. Мы и не подозреваем, что, выбравшись из своего плена, вода ввысь взмывает по инерции.
Не будь инерции – развалилась бы Солнечная система
Планеты вокруг Солнца движутся благодаря инерции. Спутники вокруг планет также движутся по инерции.
- Планеты вокруг Солнца движутся благодаря инерции. Спутники вокруг планет также движутся по инерции.
После взмаха веслами лодка некоторое время плывет по инерции.
Стрелы из лука, снаряды из пушки и пули из ружья летят по инерции.
Без инерции не было бы многих видов спорта!
Подумайте, какие виды спорта используют инерцию.
Разогнавшись перед прыжком, мы предоставляем инерции перенести нас через препятствие.
Зато инерция часто помогает нам, делает за нас часть работы, бережет наши силы!
МОЛОДЦЫ!!
Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?
Почему необходимо пристегиваться при поездке в автомобиле?
1. Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?
Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!
Инерция не даст автомобилю затормозить сразу!
3. Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?
4. Что произойдёт, если человек сойдёт с асфальта на скользкий лёд?
Груз с самолета надо сбрасывать
ДО цели!
Когда нужно сбросить груз?
Физику надо учить!
бросаешь
- Если ты снежок Или в тире ты
Или мячик
Или сам ядро
Почему же, почему же Те предметы вдаль летят? Отчего же, отчего же Сразу падать не хотят? Эти разные предметы Потому вперед
Что имеют, Скорость хотят. Галилей был самым первым,
Кто инерцию , И прошло три с лишним века С той поры, когда он .
стреляешь
ударяешь
толкаешь
летят
инерцию
сохранить
открыл
жил
Какой из рисунков соответствовал вашему настроению на уроке?
№ 1
№ 2
№ 3
Задание на дом
- § 17
- Написать сочинение на тему:
- 1 вариант «Инерция- друг»
- 2 вариант «Инерция – враг»