СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку географии 7 класс "Климат и внутренние воды Южной Америки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР и ЭОР

Город:  Магнитогорск

ОУ:  МОУ  «С(к)ОШ  №24»

Учитель: Соломина И.И.

Класс: 7

Тема учебного занятия: Климат и внутренние воды Южной Америки.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок - лекция

 

Цели (образовательная, коррекционно - развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1.  Сформировать представление о климате Южной Америки. Выявить особенности климатических поясов, их распределение по материку.

     Сформировать знания об особенностях внутренних вод  Южной Америки. Продолжить развивать  умение работать с картой.

2.  Совершенствование высших психических функций детей с ЗПР. Коррекция и  развитие восприятия, памяти, мышления. Продолжить

     развивать  умение работать с картой.

3.  Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде, стремления к познанию мира.

 

Оборудование:

1. Компьютерный класс (локальная сеть);

2. Учебник.  И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География: Наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.  -   М.,

    Дрофа,  2012. 

 

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах  «Климат и внутренние воды Южной Америки», 39 слайдов, составитель Соломина И.И., ЭОР.

Проверка выполнения домашнего задания.  Деятельность учителя.

1) Демонстрация слайда №3.   Речевая разминка. Правильно прочитать термины на слайде, дополнить их соответствующими словами: мыс, низменность, вулкан, гора, пустыня.

2) Демонстрация слайда №4.  На карте под кружками с цифрами спрятаны географические объекты. Запишите в тетрадь в предложенном порядке цифры, соответствующие данным объектам. Выставление оценок.

Деятельность ученика.

1)    1.  Кабу-Бранку                6.   Амазонская  

       2.  Котопахи                     7.   Аконкагуа

       3.  Атакама                       8.   Фроуорд 

       4.  Гальинас                      9.   Чимборасо

       5.  Ла-Платская               10.   Париньяс     

2)   4,5,2,1,3

     Самопроверка. Работа со слайдом №4.

Изучение нового материала. Деятельность учителя.

1)  Демонстрация слайда №5.   Вспомните основные причины, влияющие на формирование климата.

2) Демонстрация слайда №6.  Рассказ учителя. Размещение климатических поясов. Смена времен года в северном и южном полушариях. Записать в тетрадь все климатические пояса, расположенные на территории Южной Америки.

3) Демонстрация слайда №7. Беседа.  Вспомните характеристику экваториального климата, которую мы давали при изучении Африки. Дополнение учителя к устному ответу ученика: Экваториальный климатический пояс в Южной Америке охватывает всю Амазонскую низменность, части Гвианского нагорья и низменности Ориноко, а также Тихоокеанское побережье к северу от экватора. Для этого пояса характерны обильные осадки и равномерная высокая температура (24...28 °С) в течение всего года. Годовые суммы осадков колеблются от 1500 до 2500 мм, а на склонах Анд и на Тихоокеанском побережье количество осадков возрастает до 5000 — 7000 мм в год. Какая из климатограмм  учебника на стр.169 соответствует экваториальному климату?

4) Демонстрация слайда №8.   Назовите следующий климатический пояс, особенности его размещения (в северном и южном полушариях).

Деятельность ученика.                              

1)  Просмотр слайда №5.  

Количество солнечного тепла

Движение воздушных масс

Характер земной поверхности

2)  Просмотр слайда №6.  Запись в тетради. Экваториальный. Субэкваториальный. Тропический. Субтропический. Умеренный.

3) Просмотр слайда №7. Примерный устный ответ (Ежедневно на территории экваториального климата утром ясная погода, после полудня собираются тучи, затем льет ливень, часто с сильным ветром, к вечеру устанавливается ясная погода). Запись в тетрадь:   Экваториальный  пояс в Ю. Америке охватывает  Амазонскую низменность, части Гвианского нагорья и низменности Ориноко, Тихоокеанское побережье к северу от экватора.

Работа учащихся с рис.61. Рассматривают температуру и количество осадков.

4)  Просмотр слайда №8. Запись в тетрадь. Субэкваториальный климат. В северном полушарии  дожди (лето) с мая по декабрь, а в южном  – с декабря по май.    

лето (+20°…+25°)

зима (+16°…+24°)

Изучение  нового материала (продолжение после офтальмопаузы).  Деятельность учителя.

1) Демонстрация слайда №10.  Работаем с текстом «Тропический климат». На сколько секторов делится тропический пояс в Южной Америке? Рассказ учителя.

Западный сектор  ограничен Андами с востока. Здесь располагается самая засушливая в мире пустыня - Атакама. Здесь зарегистрирована самая продолжительная засуха в истории. Осадки не выпадали с 1571 по 1971 годы.  Атакама практически полностью изолирована от влажных воздушных масс. С востока - высокой "стеной" Анд, с запада - холодным Перуанским течением.

Работаем с цифрами текста.

2) Демонстрация слайда №11.    Субтропический климатический пояс  занимает еще меньшую территорию, чем тропический.     На востоке  в степях  выпадает от 250 до 500 мм осадков в год. В середине  материка  пустыни и полупустыни, увлажнение здесь еще меньше - менее 250 мм. Только на западе, где холодные течения не подходят так близко к берегам, осадков выпадает больше, и здесь произрастают жестколистные вечнозеленые леса.

Рассказ учителя.    Умеренный климатический пояс   занимает  южную оконечность материка. В Южном полушарии этот пояс на суше практически отсутствует.    Летом в январе температура доходит до +20°C.  Зимой - в июле, наблюдается снеговой покров, температуры около нуля или ниже.

Выполняем работу с атласом стр.2-4.  Определите по карте в атласе. Какие три холодных течения могут влиять на климат южной оконечности материка?

Деятельность ученика.

1) Просмотр слайда №10.  Устный ответ. Западный, континентальный, восточный.

Сравнивают цифры, делают вывод о количестве осадков.

Континентальный сектор тропиков  занимает центральное положение. Здесь осадков выпадает уже значительно больше - от 500 до 1000 мм, так как он расположен по другую сторону от Анд и уже открыт для воздушных масс с Атлантики. 

Восточный сектор.  Здесь выпадает уже достаточно дождей - более 1000 мм в год, но их сезонность не позволяет сформироваться вечнозеленым лесам, на период засухи они вынуждены сбрасывать листья. Температура в тропиках колеблется в среднем от +25°С  и выше в январе и  +8°…+20°С  зимой - в июле.

2)  Работа со слайдом №11. Работают с текстом, используя отработанные приемы: выделенные слова, анализ цифр.

Запись в тетрадь: Субтропический климат. Температура января от +24° до +8°. В июле температура доходит до 0°C.

Работа с атласом. Запись в тетрадь:

Фолклендское,  Перуанское  и  Западных  ветров

Закрепление. Деятельность учителя.

1) Демонстрация слайда №12.  Анализируя записи в тетради, определите какому климатическому поясу соответствует данная климатограмма. Поясните устно свой выбор.

2) Демонстрация слайда №13. Работаем со второй климатограммой.

Деятельность ученика.

1) Работа со слайдом №12.

Устный ответ по желанию ученика. Самопроверка.

Ответ: Экваториальный пояс  (количество осадков, температура)

2) Ответ: Тропический пояс  (количество осадков, температура)

Изучение  нового материала (продолжение после офтальмопаузы). 

Деятельность учителя.

1) Демонстрация слайда №14. Назовите океаны, омывающие берега Южной Америки и реки, впадающие в них.

2) Демонстрация слайда №15. Дайте определение понятию «бассейн реки». Площадь бассейна реки Амазонка самая большая в мире, равна площади всей Австралии.

3) Просмотр фильма «Амазонка» Слайд №16.

4) Демонстрация слайда №17. Какое значение имеют леса Амазонки?

5)  Демонстрация слайда №18. Необычные обитатели Амазонки.

6)  Демонстрация слайда №19.

7)  Демонстрация слайда №20. Найдите на карте атласа реку Ориноко.

8)  Демонстрация слайда №21. На равнинном участке реки обитают красные ибисы.

9) Демонстрация слайдов №№22-25. Самый высокий в Мире водопад на реке Ориноко Анхель.

10)  Демонстрация слайда №26. Найдите на карте атласа реку Парана.

11)  Демонстрация слайда №27. С помощью информации слайда подпишите на контурной карте водопад Игуасу.

12)  Демонстрация слайдов №№28-30. Рассказ учителя о водопаде Игуасу.    Игуасу состоит из 275 водопадов, общей шириной более 3 км, а высота падения воды в отдельных случаях достигает 82 м. Это существенно превышает параметры известных водопадов Виктория и Ниагарского. Шум, распространяемый водной мощью, слышен за 20-25 км. Не зря Игуасу считается восьмым чудом света.

13)  Демонстрация слайда №31. Находим на карте атласа озеро Титикака.

14)  Демонстрация слайдов №№32,33. Рассказ учителя. Озеро Титикака окружено множеством легенд и мифов. Расположено оно на границе между Боливией и Перу.  Обширное синее пространство озера Титикака, находится на возвышении в 3 811 метров, в Андах, представляет собой самое возвышенное судоходное озеро на земле. Озеро  содержит 41 остров разных размеров, некоторые из них плотно населенны.

15)  Демонстрация слайда №34. Находим на карте атласа озеро Маракайбо.

16)  Демонстрация слайдов №№35,37. Рассказ учителя. Озеро Маракайбо   расположено на севере материка, узким и мелководным проливом оно соединено с Венесуэльским заливом и Карибским морем. Это самое крупное озеро в Южной Америке.   Сейчас озеро играет очень большую роль в экономике Венесуэлы, так как здесь добываются огромные объемы нефти. На берегах озера расположилось большое количество нефтяных поселков.  В месте, где река Кататумбо впадает в озеро Маракайбо, молния бьёт 1,2–1,6 миллиона раз в год, то есть от 140 до 160 дней в году, практически непрерывно по 7–10 часов за ночь. Это уникальное природное явление и по сей день является настоящим маяком озера Маракайбо, служащим для всех кораблей, ведь молнии видно за 400 километров! Феномен объясняется столкновением воздушных потоков с Анд с поднимающимся вверх метаном с местных болот, что формирует сильную разность потенциалов на облаках, постоянно разряжающуюся в виде небесного электричества.

17)  Демонстрация слайда №38.

Деятельность ученика.

1) Работа со слайдом №14. Вывод: Крупные реки несут свои воды в Атлантический океан.

2) Бассейном реки называют территорию, с которой воды стекают в данную реку.

3) Просмотр фильма.

4) Леса  Амазонки – «лёгкие» нашей планеты.

5) Запись в тетрадь. Пятиметровая  пираруку (или арапайма), достигающая 200 килограммов веса.

6) Пиранья

7) Проверяют местонахождение реки по слайду.

8) Запись в тетрадь. Красные ибисы.

9) Сообщение ученика об истории открытия водопада Анхель.  (В 1933 году лётчик из США Джеймс Эйнджел совершал полёт в поисках залежей руды. По словам местных гидов, он искал алмазы. Это вполне оправдано тем, что местные аборигены во времена Джеймса Эйнджела постоянно говорили о камнях, которые, по их описаниям, можно было принять за алмазы. На самом же деле, плато, с которого падает  водопад  Анхель изобилует кварцем. 16 ноября 1933 Эйнджел в процессе полета заметил тепуй, называемый Ауянтепуй, который привлек его внимание. 9 октября 1937 года он вернулся и попытался посадить самолёт на Ауянтепуй, но при посадке самолёт был поврежден, когда лопнуло одно из шасси.

В результате Эйнджелу и трём его компаньонам, в их числе была и его жена Мари, пришлось спускаться с тепуя пешком. Их возвращение к цивилизации заняло 11 дней).

10)  Проверяют местонахождение реки с помощью  слайда.

11) Работа в контурных картах.

12) Запись в тетрадь. Игуасу состоит из 275 водопадов, общей шириной более 3 км, а высота падения воды в отдельных случаях достигает 82 м.

13) Проверяют, используя слайд.

14)  Запись в тетрадь. Озеро Титикака находится на возвышении в 3 811 метров в Андах.

15)  Проверяют местонахождение озера с помощью  слайда.

16)   Запись в тетрадь. Озеро Маракайбо принадлежит государству Венесуэла.

17) Запись в тетрадь. Выводы: 

1)  Южная Америка – самый влажный материк на Земле.

2)  Реки, водопады и озера Южной  Америки величественны и уникальны.

 

Закрепление. Открываем на рабочем столе модуль «Южная Америка – континент равнин и гор. Природа Южной Америки». Выполняем задание №4. Нажимаем на кнопку «Результат».

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/9277/yuzhnaya-amerika-kontinent-ravnin-i-gor-priroda-yuzhnoy-ameriki-p2.html

Домашнее задание.

1.    Изучить §29.

2.    Подготовить пересказ пункта «Внутренние воды»

       стр.170-172.

3.    Выучить пояснения к новым терминам по теме.

4*   Ответить на вопрос 3, 5 на стр.172.