СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку геометрии "Теорема Пифагора. Египетский треугольник"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на 2 уроке изучения теоремы Пифагора (Египетский треугольник). Учащиеся знакомятся с египетским треугольником, а также закрепляют умение решать задачи с применением теоремы Пифагора.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку геометрии "Теорема Пифагора. Египетский треугольник"»

Теорема Пифагора. Египетский треугольник (2 урок)  8 класс МКОУ СОШ №8 с.Ульяновка Минераловодского района Голованева Е.В. УМК А.В.Погорелов

Теорема Пифагора. Египетский треугольник (2 урок) 8 класс

МКОУ СОШ №8 с.Ульяновка Минераловодского района Голованева Е.В.

УМК А.В.Погорелов

Теорема Пифагора. Египетский треугольник.

Теорема Пифагора. Египетский треугольник.

Теорему в древности называли «мостом ослов», так как слабые ученики, заучивающие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.  Или «бегством убогих» , так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии.
  • Теорему в древности называли «мостом ослов», так как слабые ученики, заучивающие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.

Или «бегством убогих» , так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии.

Как звучала теорема во времена Пифагора? «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах». A S = c 2 S = в 2 с в a C B S = a 2

Как звучала теорема во времена Пифагора?

«Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах».

A

S = c 2

S = в 2

с

в

a

C

B

S = a 2

Следствия из теоремы Пифагора Следствие 1 В прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы.  Следствие 2 Для любого острого угла α  cos α   1

Следствия из теоремы Пифагора

  • Следствие 1
  • В прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы.
  • Следствие 2
  • Для любого острого угла α cos α 1
Египетский треугольник Кто раньше Пифагора знал свойства прямоугольного треугольника? Так, за 1500 лет до Пифагора древние египтяне знали о том, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 является прямоугольным, и пользовались этим свойством для построения прямых углов при планировке земельных участков и сооружений зданий. Это же самое проделывалось тысячи лет назад при строительстве великолепных храмов в Египте, Вавилоне, Китае, в Мексике.

Египетский треугольник

  • Кто раньше Пифагора знал свойства прямоугольного треугольника?
  • Так, за 1500 лет до Пифагора древние египтяне знали о том, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 является прямоугольным, и пользовались этим свойством для построения прямых углов при планировке земельных участков и сооружений зданий. Это же самое проделывалось тысячи лет назад при строительстве великолепных храмов в Египте, Вавилоне, Китае, в Мексике.
Историческая справка Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали бечёвку, разделённую узлами на 12 равных частей.   И сейчас при закладывании фундаментов новых домов очень часто строители использовали именно этот способ построения прямых углов будущих домов.

Историческая справка

  • Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали бечёвку, разделённую узлами на 12 равных частей.
  • И сейчас при закладывании фундаментов новых домов очень часто строители использовали именно этот способ построения прямых углов будущих домов.
А правы ли египтяне? Дано а = 3 см b  c b = 4 см c = 5 см - ?  а   Решение a 2 + b 2 = c 2 3 2 + 4 2 = с 2 с 2 = 9 + 16 с 2 = 25 с = с = 5

А правы ли египтяне?

Дано

а = 3 см b c

b = 4 см

c = 5 см - ? а

  • Решение
  • a 2 + b 2 = c 2
  • 3 2 + 4 2 = с 2
  • с 2 = 9 + 16
  • с 2 = 25
  • с =
  • с = 5
Найдите сторону ромба, если его диагонали равны 8 см и 6 см.  В   А О С  D Решение: Вспомним свойства ромба. Находим прямоугольный треугольник АО 2 +ВО 2 = АВ 2 3 2 + 4 2 = АВ 2 АВ = АВ = 5

Найдите сторону ромба, если его диагонали равны 8 см и 6 см.

  • В

А О С

  • D

Решение:

  • Вспомним свойства ромба.
  • Находим прямоугольный треугольник
  • АО 2 +ВО 2 = АВ 2
  • 3 2 + 4 2 = АВ 2
  • АВ =
  • АВ = 5
Алгоритм решения задач Нахождение прямоугольного треугольника Запись теоремы Пифагора к конкретной задаче Составление и решение уравнения Вывод Запись ответа

Алгоритм решения задач

  • Нахождение прямоугольного треугольника
  • Запись теоремы Пифагора к конкретной задаче
  • Составление и решение уравнения
  • Вывод
  • Запись ответа
Самостоятельная работа Задача 1. Стороны ромба = 13 см, а большая диагональ = 24 см. Чему равна другая диагональ?  В  А o С   D 12 2 + X 2 =13 2   X 2 = 13 2 - 12 2 X 2 = 169 -144 X 2 = 25 X  = 5 ( см) – половина диагонали 2) 5 * 2 = 10 (см) – вторая диагональ

Самостоятельная работа

  • Задача 1.
  • Стороны ромба = 13 см, а большая диагональ = 24 см. Чему равна другая диагональ?
  • В
  • А o С
  • D
  • 12 2 + X 2 =13 2
  • X 2 = 13 2 - 12 2
  • X 2 = 169 -144
  • X 2 = 25
  • X = 5 ( см) – половина диагонали
  • 2) 5 * 2 = 10 (см) – вторая диагональ
Самостоятельная работа Задача 2 В равнобокой трапеции основания равны 10 и 40 см. Боковая сторона = 25 см. Вычислить высоту трапеции В 10 С  25 А R  40  D

Самостоятельная работа

  • Задача 2
  • В равнобокой трапеции основания равны 10 и 40 см. Боковая сторона = 25 см. Вычислить высоту трапеции
  • В 10 С

25

А R 40 D

 Итог.  1 . Возможно было решение задач данного типа без знания теоремы Пифагора? Почему? 2. В чем суть теоремы Пифагора? 3. О чем надо помнить, применяя теорему Пифагора?

Итог.

  • 1 . Возможно было решение задач данного типа без знания теоремы Пифагора? Почему?
  • 2. В чем суть теоремы Пифагора?
  • 3. О чем надо помнить, применяя теорему Пифагора?
 Треугольник со сторонами 3, 4, 5 теперь мы называем египетским.

Треугольник со сторонами 3, 4, 5 теперь мы называем египетским.

Если дан нам треугольник  И притом с прямым углом,  То квадрат гипотенузы  Мы всегда легко найдём:  Катеты в квадрат возводим,  Сумму степеней находим  И таким простым путём  К результату мы придём.
  • Если дан нам треугольник И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдём: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим И таким простым путём К результату мы придём.
Домашнее задание П. 64 З. № 10 № 6 (2)

Домашнее задание

  • П. 64
  • З. № 10
  • № 6 (2)
  Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!