СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к интегрированному уроку (литература + русский язык) на тему "Особенности языка сказа Лескова "Левша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к интегрированному уроку (литература + русский язык) на тему "Особенности  языка сказа Лескова "Левша" поможет наглядно представить разные способы образования слов, использованные Лескавым для создания образа рассказчика - самобытного человека из народа. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к интегрированному уроку (литература + русский язык) на тему "Особенности языка сказа Лескова "Левша"»

Особенности языка сказа Н.С.Лескова

Особенности языка сказа Н.С.Лескова "Левша"

7 класс

УМК Меркина

В. Шкловский о языке сказа «Левша»

В. Шкловский о языке сказа «Левша»

  • "...язык ...своеобразный, полный неправильно употребленных слов, и самые слова комичны. Современные писатели этим приемом широко пользуются, главным образом, под влиянием Лескова. Пирамиды названы керамидами, из тужурок произошли тужурные жилетки и т. д. Для человека, знающего литературный язык и правильное употребление слов, сами слова этой вещи смешны, тем более, что ошибки в них не случайны, а вводят новое понимание вещи, другое ее осмысливание. Такие неверные толкования значения слов называются народной этимологией и служат признаком живости восприятия слов, присутствия ощущения его настроения. "

(В. Шкловский, "Техника писательского ремесла",

1927 г.)

Заимствованные слова в народном варианте «Кизлярка» «Переведите» лесковские слова на русский язык. Подумайте, какие приёмы использовал Лесков для создания «народных» слов. «Керамиды» «Преламут» «Пубель» «Тугамент» «Аболон полведерский» «Кавриль» «Канделабрия» «Верояции» « Валдахин » «Грандеву»

Заимствованные слова в народном варианте

«Кизлярка»

  • «Переведите» лесковские слова на русский язык.
  • Подумайте, какие приёмы использовал Лесков для создания «народных» слов.

«Керамиды»

«Преламут»

«Пубель»

«Тугамент»

«Аболон полведерский»

«Кавриль»

«Канделабрия»

«Верояции»

« Валдахин »

«Грандеву»

«Словотворчество» Лескова  Слова с народной зтимологией, образованные чаще всего соединением слов.  Искажение слова объясняется «переводом» с иностранного карета двухсестная Пищеприемная комната свистовые клеветон студинг граф Кисельвроде водопление Мелкоскоп Буреметр Непромокабли Ветряная нахлобучка Долбица умножения Обформировали Публицейские

«Словотворчество» Лескова

Слова с народной зтимологией, образованные чаще всего соединением слов.

Искажение слова объясняется «переводом» с иностранного

  • карета двухсестная
  • Пищеприемная комната
  • свистовые
  • клеветон
  • студинг
  • граф Кисельвроде
  • водопление
  • Мелкоскоп
  • Буреметр
  • Непромокабли
  • Ветряная нахлобучка
  • Долбица умножения
  • Обформировали
  • Публицейские
Использование словообразовательных моделей языка – «Сколько орех стоит, в котором блоха местится ?» ( = помещается)   село-селится  гнездо - гнездится  место - местится «Везде через свою ласковость имел междоусобные разговоры»

Использование словообразовательных моделей языка

– «Сколько орех стоит, в котором блоха местится ?» ( = помещается)

село-селится

гнездо - гнездится

место - местится

«Везде через свою ласковость имел междоусобные разговоры»

Слова, образованные по имеющейся словообразовательной модели. одоление военное постыжение застреха кровельная «…чтоб англичане над русскими не предвозвышались» Встречник «перемолвка»

Слова, образованные по имеющейся словообразовательной модели.

  • одоление военное
  • постыжение
  • застреха кровельная
  • «…чтоб англичане над русскими не предвозвышались»
  • Встречник
  • «перемолвка»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!