«Источник звука. Звуковые колебания». (9 класс)
Цели урока: 1)ввести понятие о звуковых колебаний и источниках звука, применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений.
2)расширить кругозор учащихся, развивать логическое мышление, память.
3) воспитывать самостоятельность и ответственность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, металлическая линейка, тиски.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Послушайте, пожалуйста, следующие строки, и сделайте вывод, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке.
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос
Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез.
Правильно, сегодня мы с вами посвятим наш урок понятию звук, звуковая волна и источники звука.
Но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте повторим.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
- Что такое волна?
- Какие виды волн вы знаете?
- Какие волны называются упругими?
- Какие основные характеристики волн вы знаете?
- Какая величина обозначается буквой λ? Какова ее единица измерения?
- Какая величина обозначается буквой Т? Какова ее единица измерения?
- Какая величина обозначается буквой ν? Какова ее единица измерения?
- Какая величина обозначается буквой υ? Какова ее единица измерения?
3. Изучение нового материала.
Учитель. Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.
Пытаются шептать клочки афиш,
Пытается кричать железо крыш,
И в трубах петь пытается вода,
И так мычат бессильно провода...
К.Я.Ваншенкин.
Что представляет собой звук? Как его можно получить? На все эти вопросы отвечает физика.
Прежде чем говорить о звуке, давайте выясним, что же является его причиной возникновения? Для этого проведем несколько опытов, а вы мне в этом поможете.
Таким образом, мы можем сделать вывод: причина звука - вибрация (колебания) тел, хотя эти колебания зачастую не заметны для нашего глаза.
Источники звука — физические тела, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют с частотой от 16 до 20000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твердым, например, струна или земная кора, газообразным, например, струя воздуха в духовых музыкальных инструментах или в свистке или жидким, например, волны на воде.
Вокруг колеблющегося тела возникают колебания окружающей среды, которые распространяются в пространстве.
Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах.
Волны, которые вызывают ощущение звука, с частотой от 16 Гц до 20 000 Гц называют звуковыми волнами (в основном продольные).
Рассмотрим опыты:
Линейку зажмем в тисках и, отклонив, опустим ее, она будет совершать колебания, издавая звук.
Возьмем камертон на поставке, и поднесем к нему бусинку на ниточке, ударим по камертону, он начнет совершать колебания, и мы увидим, как колеблется бусинка.
Но для того чтобы вы окончательно убедились, что звук – это волна, воспользуемся виртуальным генератором и осциллографом.
Как вы думаете, почему мы видели изменения колебаний на осциллографе? (у каждого человека разный голос, разное звучание)
Звук голосов людей, возникает в результате колебания голосовых связок.
Человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания в пределах от 16 ГЦ до 20000 ГЦ. Поэтому колебания этого диапазона называют звуковыми.
Ультразвук и инфразвук в природе и быту.
Закрепление.
1. Рыбак заметил, что гребни волн проходят мимо кормы лодки, стоящей на якоре, через каждые 6 с. Он измерил расстояние между ближайшими гребнями волн и нашел, что оно равно 20 м. Какова скорость волны?
Волна с частотой колебаний 165 Гц распространяется в среде с скоростью 330 м/с. Чему равна длина волны?
3.Расстояние между ближайшими гребнями волны в море 30 м. С какой скоростью распространяется волна, если период колебаний частиц в волне 15 с?
4.Скорость распространения волны 20 м/с, длина волны 2 м. Определите, сколько полных колебаний совершит волна за 10 с.
4. Подведем итоги.
5.Домашнее задание.