СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Источники звука. Звуковые колебания". Физика. 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для проведения урока по теме "Источники звука. Звуковые колебания" в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«ис.зв.»

«Источник звука. Звуковые колебания». (9 класс)

Цели урока: 1)ввести понятие о звуковых колебаний и источниках звука, применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений.

2)расширить кругозор учащихся, развивать логическое мышление, память.

3) воспитывать самостоятельность и ответственность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, металлическая линейка, тиски.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Послушайте, пожалуйста, следующие строки, и сделайте вывод, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке.

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос

Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез.

Правильно, сегодня мы с вами посвятим наш урок понятию звук, звуковая волна и источники звука.

Но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте повторим.



  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

- Что такое волна?

- Какие виды волн вы знаете?

- Какие волны называются упругими?

- Какие основные характеристики волн вы знаете?

- Какая величина обозначается буквой λ? Какова ее единица измерения?

- Какая величина обозначается буквой Т? Какова ее единица измерения?

- Какая величина обозначается буквой ν? Какова ее единица измерения?

- Какая величина обозначается буквой υ? Какова ее единица измерения?



3. Изучение нового материала.

Учитель. Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.

Пытаются шептать клочки афиш,
Пытается кричать железо крыш,
И в трубах петь пытается вода,
И так мычат бессильно провода...

К.Я.Ваншенкин.

Что представляет собой звук? Как его можно получить? На все эти вопросы отвечает физика.

Прежде чем говорить о звуке, давайте выясним, что же является его причиной возникновения? Для этого проведем несколько опытов, а вы мне в этом поможете.

Таким образом, мы можем сделать вывод: причина звука - вибрация (колебания) тел, хотя эти колебания зачастую не заметны для нашего глаза.

Источники звука — физические тела, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют с частотой от 16 до 20000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твердым, например, струна или земная кора, газообразным, например, струя воздуха в духовых музыкальных инструментах или в свистке или жидким, например, волны на воде.

Вокруг колеблющегося тела возникают колебания окружающей среды, которые распространяются в пространстве.
Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах.
Волны, которые вызывают ощущение звука, с частотой от 16 Гц до 20 000 Гц называют звуковыми волнами (в основном продольные).

Рассмотрим опыты:

Линейку зажмем в тисках и, отклонив, опустим ее, она будет совершать колебания, издавая звук.

Возьмем камертон на поставке, и поднесем к нему бусинку на ниточке, ударим по камертону, он начнет совершать колебания, и мы увидим, как колеблется бусинка.

Но для того чтобы вы окончательно убедились, что звук – это волна, воспользуемся виртуальным генератором и осциллографом.

Как вы думаете, почему мы видели изменения колебаний на осциллографе? (у каждого человека разный голос, разное звучание)

Звук голосов людей, возникает в результате колебания голосовых связок.

Человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания в пределах от 16 ГЦ до 20000 ГЦ. Поэтому колебания этого диапазона называют звуковыми.

Ультразвук и инфразвук в природе и быту.

  1. Закрепление.

1. Рыбак заметил, что гребни волн проходят мимо кормы лодки, стоящей на якоре, через каждые 6 с. Он измерил расстояние между ближайшими гребнями волн и нашел, что оно равно 20 м. Какова скорость волны?



  1. Волна с частотой колебаний 165 Гц распространяется в среде с скоростью 330 м/с. Чему равна длина волны?



3.Расстояние между ближайшими гребнями волны в море 30 м. С какой скоростью распространяется волна, если период колебаний частиц в волне 15 с?



4.Скорость распространения волны 20 м/с, длина волны 2 м. Определите, сколько полных колебаний совершит волна за 10 с.



4. Подведем итоги.

  • Что такое источник звука?

  • Каким общим свойством обладают все источники звука?

  • Механические колебания каких частот называются звуковыми? Почему?

  • Какие колебания называются ультразвуковыми? инфразвуковыми?

  • Где распространяется звук?



5.Домашнее задание.

  • § 30.

  • Составить и решить 3 задачи по теме «Механические колебания и волны»



Просмотр содержимого презентации
«источники звука»

Мир звуков так многообразен,  Богат, красив, разнообразен,  Но всех нас мучает вопрос  Откуда звуки возникают,  Что слух наш всюду услаждают?  Пора задуматься всерьез.
  • Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос

  • Откуда звуки возникают, Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьез.
Источники звука. Звуковые колебания.

Источники звука. Звуковые колебания.

Мир окружающих нас звуков разнообразен.
  • Мир окружающих нас звуков разнообразен.
  • голоса людей,
  • музыка,
  • пение птиц,
  • гром во время грозы,
  • звук проезжающих автомобилей
  • самолетов и др.
  • Общим для всех звуков является то, что порождающие их тела, т.е. источники звука, колеблются.
Камертон  Еще в 1711 году трубач королевы Елизаветы Джон Шор из Англии изобрел специальный инструмент, в котором нуждались все музыканты и настройщики музыкальных инструментов.

Камертон

Еще в 1711 году трубач королевы Елизаветы Джон Шор из Англии изобрел специальный инструмент, в котором нуждались все музыканты и настройщики музыкальных инструментов.

Звуки позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг нас. Пытаются шептать клочки афиш,  Пытается кричать железо крыш,  И в трубах петь пытается вода,  И так мычат бессильно провода...

Звуки позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг нас.

Пытаются шептать клочки афиш, Пытается кричать железо крыш, И в трубах петь пытается вода, И так мычат бессильно провода...

Увеличим длину пластины Пластина будет совершать колебания, но звук мы не услышим. Груз на пружине будет совершать колебания, но звук мы не услышим. Не всякое колеблющееся тело является источником звука.

Увеличим длину пластины

Пластина будет совершать колебания, но звук мы не услышим.

Груз на пружине будет совершать колебания, но звук мы не услышим.

Не всякое колеблющееся тело является источником звука.

Человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания, происходящие с частотой от 16Гц до 20000Гц . Поэтому колебания, частоты которых находятся в этом диапазоне, называются звуковыми.
  • Человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания, происходящие с частотой от 16Гц до 20000Гц . Поэтому колебания, частоты которых находятся в этом диапазоне, называются звуковыми.
Механические колебания, частота которых превышает 20000Гц, называются ультразвуковыми. Такие колебания слышат некоторые животные. Например:   Механические колебания, частота которых меньше 16Гц, называются инфразвуковыми. Такие колебания слышат слоны.
  • Механические колебания, частота которых превышает 20000Гц, называются ультразвуковыми. Такие колебания слышат некоторые животные. Например:
  • Механические колебания, частота которых меньше 16Гц, называются инфразвуковыми. Такие колебания слышат слоны.
В медицине: лечение и диагностика

В медицине: лечение и диагностика

  • Фильм «Ультразвук для формирования аэрозолей при ингаляции».
  • Фильм «Ультразвуковое исследование сердца».
В промышленности: - РЕЗКА МЕТАЛЛА;

В промышленности:

- РЕЗКА МЕТАЛЛА;

  • ОЧИСТКА ОТ ПРИМЕСЕЙ;
  • КОНТРОЛЬ ИЗДЕЛИЙ(фильм «Дефекты деталей»);
  • ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ.
--СТЕРИЛИЗАЦИЯ;  - ПАСТЕРИЗАЦИЯ;  - ДЕЗИНФЕКЦИЯ;  - ОБРАБОТКА СЕМЯН В С/Х.

--СТЕРИЛИЗАЦИЯ;

- ПАСТЕРИЗАЦИЯ;

- ДЕЗИНФЕКЦИЯ;

- ОБРАБОТКА СЕМЯН В С/Х.

Эхолокация – определение расстояния до объекта.

Эхолокация – определение расстояния до объекта.

«Говорят» ли рыбы?

«Говорят» ли рыбы?

«Говорят» ли рыбы?   Однажды ученые испытали новые конструкции подводных микрофонов (гидрофоны).   Черноморская ставрида лает, как собака. Звуки, которые издает кефаль, похожи на цоканье лошадиных копыт. Караси, карпы и сазаны, заглатывая пищу, довольно причмокивают. Морской налим урчит и хрюкает. «Говорят» ли рыбы? Морской конек прищелкивает. Даже те, которые кажутся безмолвными, тоже разговаривают, только они издают звуки высокой частоты, недоступные для человеческого уха.

«Говорят» ли рыбы?

Однажды ученые испытали новые конструкции подводных микрофонов (гидрофоны).

Черноморская ставрида лает, как собака.

Звуки, которые издает кефаль, похожи на цоканье лошадиных копыт.

Караси, карпы и сазаны, заглатывая пищу, довольно причмокивают.

Морской налим урчит и хрюкает.

«Говорят» ли рыбы?

Морской конек прищелкивает.

Даже те, которые кажутся безмолвными, тоже разговаривают, только они издают звуки высокой частоты, недоступные для человеческого уха.

Закрепление материала.

Закрепление материала.

  • 1. Почему при проверке колес вагонов во время стоянки поезда их обстукивают молотком?
  • 2. Звук от взмахов крыльев летящего комара мы слышим, а летящей птицы – нет. Почему?
Решение задач

Решение задач

  • 1. Человек, стоящий на берегу моря, определил, что расстояние между следующими друг за другом гребнями волн равно 8м. Кроме того, он подсчитал, что за 1 мин мимо него прошли 16 гребней волн. Определите скорость распространения волны.
2.Скорость распространения волны 2 м/с, длина волны 2 м. Определите, сколько полных колебаний совершит волна за 20 с.
  • 2.Скорость распространения волны 2 м/с, длина волны 2 м. Определите, сколько полных колебаний совершит волна за 20 с.
Что такое источник звука? Каким общим свойством обладают все источники звука? Механические колебания каких частот называются звуковыми? Почему? Какие колебания называются ультразвуковыми? инфразвуковыми?
  • Что такое источник звука?
  • Каким общим свойством обладают все источники звука?
  • Механические колебания каких частот называются звуковыми? Почему?
  • Какие колебания называются ультразвуковыми? инфразвуковыми?

  • § 30.
  • Составить и решить 3 задачи по теме «Механические колебания и волны»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!