МБОУ «Средняя общеобразовательная школа посёлка Мариец» Мари- Турекского района
Природа и люди Древней Индии
Урок истории 5 класс
Учитель истории и обществознания Набиева Илнура Мансуровна
С какими странами Западной (Передней) Азии вы познакомились?
- Древнее Двуречье
- Финикия
- Палестина
- Ассирия
- Персия
Сегодня мы познакомимся с замечательной страной – Индией. Предположите, с чего мы начнём это знакомство.
План урока
- 1. Географическое положение и природные условия Индии.
2. Занятия древних индийцев.
3. Религиозные верования.
1. Географическое положение и природные условия Индии
2 Группа
1 Группа
1.Где расположена Индия?
1.Какие горы защищают Индию с севера?
2.Какой океан омывает Индию?
2.Как они влияют на климат Индии?
3 Группа
4 Группа
1.Какие крупные реки текут по территории Индии?
1.Как ведут себя эти реки в июле и августе?
2.В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали такое явление? С какими реками?
2.Где берут начало обе реки и куда впадают?
Ответы:
1 Группа
2 Группа
- 2. Защищают от холодных ветров с севера и не дают уйти дождевым тучам, которые ветер гонит с юга.
Ответы:
3 Группа
4 Группа
- 2.В Египте - Нил, в Междуречье –Тигр и Евфрат.
- 2.Начало берут с гор, а впадают в Индийский океан .
Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга два месяца подряд льют дожди и долину реки покрывают непроходимые леса и болота. Как называются эти леса?
Джунгли
- Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
- 1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
- 2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
- 3). Увидели птицу слева, справа (повернули голову влево- вправо).
- 4) Увидели хищника – испугались (присели).
- 5). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).
- 5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
- 6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
- Шли мы по джунглям и вышли к поселку.
2.Занятия древних индийцев. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать лес и корчевать пни. Как вы думаете, из какого материала у них были изготовлены орудия труда?
Как и в других странах, в Индии люди овладели железом за тысячу лет до н.э. Какой это век?
Самостоятельная работа в тетради. Изобразите на ленте времени эту важную дату- овладение железом. В 3 веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью царь Ашока. Покажите и эту важную дату на ленте времени.
Лента времени
Объединение Индии под властью Ашоки
Овладение железом
2015 г.
10 век до н.э.
3 век до н.э.
Лист самооценки
Задание
Результат
1. Овладение железом
2. Объединение Индии под властью Ашоки
С освоением железа работа стала намного легче. Древние жители Индии занимались земледелием и собирательством, скотоводством и охотой.
ПШЕНИЦА
РИС
ХЛОПЧАТНИК
САХАРНЫЙ ТРОСТНИК
Бананы
Манго
Кокосовые орехи
Индийцы охотились на пугливых оленей и ланей.
Корова в Индии считалась священным животным. Самые благочестивые индийцы вовсе не ели мяса, а того, кто убивал корову, считали страшным преступником
В Индии был приручён слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Индийцы поклонялись слону. Одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона
3.Религиозные верования
Индийцы верили, что все животные думают, чувствуют и разговаривают между собой как люди. Считали, что человек может после смерти перевоплотиться в животного, а животное в человека.
Кем станет человек после смерти зависит от его поведения. За дурные дела человек в следующей жизни мог родиться насекомым. Пьяница может стать червяком, вор – крокодилом.
- Вопрос: Что надо делать, чтобы человек вновь родился человеком, а не червяком или крокодилом?
- Ответ: Человек должен проявлять милосердие ко всем живым существам.
Игра «Да - нет» Если вы согласны с данным утверждением, то должны хлопать, если не согласны – топать. Индия расположена на юге Азии. Северной границей Индии служат Гималаи . Крупные реки Индии – Тигр и Евфрат . Густые труднопроходимые леса называются джунглями. В Индии железными орудиями труда стали пользоваться в 3 веке до н.э. Корова в Индии была божественной кормилицей . Мудрого бога Ганешу изображали с головой слона . В Индии не верили в переселение душ .
(да)
(да)
(нет)
(да)
(нет)
(да)
(да)
(нет)
Исторические задачи
- 1. Представьте себе, что один путешественник побывавший в Индии, рассказывал своему приятелю о том, что в этой удивительной стране на кустах растёт белая шерсть, а мёд в Индии добывают без пчёл и что он слаще пчелиного мёда. Приятель не поверил путешественнику. А вы? Объясните, почему.
Путешественник не лгал. Белая шерсть – это хлопок. Мёд без пчёл – это сахар.
2. Некоторые индийцы ходили со специальной метёлочкой, чтобы случайно не раздавить червяка или букашку. Зачем они это делали?
Может быть в червяке – душа какого-то человека. Таким образом индийцы проявляли милосердие ко всему живому.
- 3. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были построены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены гири, сосуды, игрушки. Какие выводы можно сделать?
Древние индийцы знали математику. Были развиты различные ремёсла. Гири свидетельствуют о торговле.
Закончите предложения
- 1. Сегодня на уроке я узнал(а)…
- 2. Самым интересным на уроке было…
- 3. Мне понравилось (не понравилось)…
- 4. У меня получилось (не получилось)…
- 5. Меня заинтересовало…
- 6. Хотелось бы подробнее узнать о…
Домашнее задание
- 1. § 20.
- 2. Написать письмо своему другу, поделиться впечатлениями об Индии.
Список источников
indiaway.ru
www.worldsculture.ru
oboikartinki.ru
greenbelarus.info
school.xvatit.com
filens.info
www.bugaga.ru
Trentvenom.livejournal.com
Dr-agat.livejournal.com
skigu.ru
Vilingstore.net
www.extruder.bz
anuradharoy.blogspot.com
www.the-submarine.ru
www.8lap.ru
proskryakova.ru
www.origins.org.ua
www.liveinternet.ru