Одежда славян
Цель проекта:
Изучение истории славянской одежды
Проблемные вопросы проекта
- В чем особенности кроя одежды у славян?
- Какова роль головных уборов в славянской одежде?
- Какова роль пояса в одежде славян?
- Каковы особенности детской славянской одежды?
- Какую роль играют вышивки и украшения в одежде у славян?
Древним названием одежды было у славян “портище” – отрез (кусок ткани); отсюда и слово “портной” – человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века.
Крой одежды славян
Особенность русской национальной одежды, да и вообще одежды восточных славян в том, что она в значительной степени сохранила свои архаичные черты. Крой, материал и отделка практически не менялись на протяжении веков. Славяне шили свою одежду из тканей, изготовленных из льняных и конопляных волокон, из шерсти и шкур. Основой костюма была рубаха.
Мужской славянский костюм
Мужской костюм у славян был более-менее единообразен. Он мало менялся, все его детали были удобны и функциональны. Костюм русского мужика состоял из рубахи( кстати - косовороткой она стала не сразу, а только в 19-м веке), портков, которые, кстати, кроились не по талии, а по бёдрам, пояса, обуви и головного убора. Рукава были неширокими, прямыми, часто значительно длиннее руки. Они выполняли роль перчаток: защищали руки от холода. Чтобы рукава не мешали работать, их подбирали, "засучивали", а в праздничные дни - подбирали по локоть в сборку и у запястья придерживали браслетом. Такая многофункциональная форма рукавов была результатом жизненного опыта, приспособлением к условиям сурового климата.
Значение пояса в одежде славян
Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле, поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще. А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа — женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. В Западной Европе полноправного рыцаря называли «опоясанным», пояс входил в рыцарские атрибуты наравне со шпорами. А на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана.
Локальные особенности женского славянского костюма
К 19 веку в России бытовало 4 женских костюмных комплекса, имевших внутри своего распространения свои локальные особенности.
КОМПЛЕКС С ПАНЁВОЙ.
Панёва - это самая древняя часть одежды. Это род юбки, хотя назвать её юбкой было бы не правильно. Бытовал ограниченно на территории южных и частично центральных губ. России, где соседствовал с сарафанным комплексом.
КОМПЛЕКС С САРАФАНОМ
Бытовал на большинстве территории России: за Уралом и на Урале, в Северной и Центральной России. Комплекс с сарафаном включал в себя рубаху с прямыми поликами, или без поликов, сарафан, пояс, передник, обувь, головной убор.
Русский сарафан
Сарафаны появились на Руси не ранее 16 века. И изначально это была ... мужская одежда. "Сарафаном" называлась глухая наплечная одежда с длинным рукавом, которую носили князья. Шилась она из парчи, шёлка и тому подобных дорогих привозных материалов. Само слово "сарафан" - персидское и означает "парадная одежда". Дело в том, что привезенные дорогие восточные костюмы всегда подвергались так называемому второму крою, и название «сарафан» сначала закрепилось за особенно дорогой и нарядной одеждой царя и бояр. Со временем это название перешло на женский костюм, а затем стало означать не ткань, а фасон одежды.
КОМПЛЕКС С КУБЕЛЬКОМ
Бытовал очень ограниченно - только у донских казачек. Если помните, в "Тихом Доне" Наталья венчалась с Григорием Мелиховым в синем кубельке. Кубелек - это приталеное платье с длинными рукавами. Его носили с металлическим поясом, рубахой, длинными штанами, вязаным колпаком и наброшенным на него тонким покрывалом. Кубелёк пришёл к казакам от народов Кавказа. Под кубелёк надевали узкие штаны, кроящиеся по бёдрам. На голову надевали шаль. Обувь - только кожаная. Казаку в лаптях - позор один.
Комплекс с андараком
Бытовал так же очень ограниченно. На территории расселения "однодворцев" - потомков "служилых людей", переселившихся на Русь из Великого княжества Литовского. Его носили так называемые однодворцы: потомки завербованных в Литве служилых людей, присланных в XVI-XVII веках на юг России для защиты границ. Андарак представлял собой полосатую юбку, украшенную вышивкой.
Ткань и цвет в одежде славян
Кроме самых простых и грубых тканей, у славян было много тканей тонкой выработки, как местных, так и привозных. Конечно, качество одежды зависело от благосостояния ее владельца – дорогие привозные шелковые ткани могли позволить себе далеко не все. Зато шерсть и лен были доступны для всех слоев населения. Красилась ткань натуральными красителями – листьями, корнями, цветами растений. Так кора дуба давала коричневый цвет, корни марены – красный, крапива при горячем крашении – серый, а при холодном – зеленый, луковая шелуха – желтую. Со времён Древней Руси “красный” – красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. В русском фольклоре мы встречаем выражения: «весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки)». Красный цвет был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром. Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. Зелёный – Растительность, Жизнь. Чёрный – Земля. Золотой – Солнце. Синий – Небо, Воды.
Золотое шитье
Издавна было известно золотое шитье, пришедшее на Русь с Востока. Древние киевляне носили одежду с большим количеством золотого шитья. Самая старая из известных – русская золотая вышивка была найдена археологами в кургане князя Черного (близ Чернигова), и датируется десятым веком.
Детская одежда славян
Интересный факт: у славян широко известно поверье, что первая одежда человека воздействует на его последующую жизнь. Поэтому новорожденного нередко принимали в рубашку, сшитую самой старой женщиной в семье, чтобы он унаследовал ее судьбу и жил долго; в старую нестиранную рубашку отца, “чтобы он его любил”, а для пеленок использовали части одежды взрослых, чтобы ребенок непременно унаследовал их положительные качества. Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Право на «взрослую» одежду дети получали только после обрядов инициации.
Украшение детской одежды
Бубенцами украшали детскую одежду. Такая традиция исключительно долго держалось в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. Любящие матери старались украсить детскую одежду. Учёные полагают, что ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка. У детей она всегда была красного цвета. Этот цвет усиливает энергию. Охранным узором вышивался ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань являлась непроницаемой для злых духов. Вышивка обладала в древности оберегающим смыслом. Детскую одежу украшали бубенцами. Чаще всего их носили у пояса, иногда – по несколько штук слева и справа, привешивая на длинную нитку, шнурок ил ремешок таким образом, чтобы при каждом движении слышался звон. Для древних людей бубенец был в первую очередь одной из эмблем Бога Грозы, звон подвески должен был отпугивать всякую нечисть…
Обувь древних славян
Лычаки или лычинницы, плели из древесной коры – луба, лыка. Они были распространены у восточных славян и их соседей еще со времен раннего железного века. Лычаки Лапти) носили преимущественно крестьяне. Горожане носили обувь, плетеную из лыка вперемешку с кожаными ремешками, а иногда и полностью плетенную из кожаных ремешков.
Очелье
В памятниках археологии X - XIII вв. они представлены из погребений и древнерусских кладов, это преимущественно женские головные уборы. Мужские головные уборы были почти неизвестны. Самой распространенной и часто встречаемой деталью головных уборов можно считать очелья. По сути, это самостоятельная конструктивная деталь, для украшения которой пользовались всевозможными техническими приемами, известными в шитье и ювелирном искусстве
КИКА
В древнерусском языке одним из значений этого слова было «волосы на голове», похожий смысл и поныне сохранился за ним в некоторых славянских языках, тогда как у нас оно стало обозначать скорее «то, что волосы прикрывает». А отличительной приметой кики были... рога, торчавшие вверх надо лбом. . И рога на ней могли достигать 30 см. Дело в том, что, согласно верованиям славян, рога обладали огромной оберегающей силой. Главным образом бычьи (турьи). Бык-тур, посвящённый Богу воинов — Перуну, был символом в первую очередь мужским, и рога обозначали мужское начало — способность уберечь, защитить от опасностей как реальных, так и волшебных. Женщине, особенно молодой матери, это было жизненно необходимо. Достаточно упомянуть, что даже в начале XX века недавно родившая женщина, выходя из дому, брала с собой... рогатый ухват.
Кокошник
Всем известный кокошник появился только в 13 веке и был заимствован у фино-угорских народов. Кокошник был скорее праздничным головным убором, чем повседневным. Кокошники различались по форме, по типу украшений, в зависимости от местности. Кокошник - старинный головной убор, своим внешним видом напоминающий гребень курицы, кокоши, как ее называли наши предки. Кроме того, название этого головного убора восходит к одной из главных богинь славянского пантеона Макоши. Сам кокошник представляет собой гребень из твердого материала (проклеенного холста, картона или твердой толстой бумаги, иногда из кожи), пришитого к особой шапочке - волоснику.
Вывод:
Одежда у славян была проста, в ней было тепло зимой и не жарко летом. Одежда помогает сберечь здоровье, защищает нас, приносит радость. В жизни человека главное это здоровье. Если человек здоров – то он счастлив.
Интернет-ресурсы.
http://www.rospis-spb.ru/portfolio-kartiny.php
https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=643225
http://zhaba.ru/item57151