СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку " Изобразительно-выразительные средства в сказке " Царевна-Лягушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены основные понятия  по формированию у учащихся   изобразительно-выразительных видов и средств вна примере волшебной сказки " Царевна-Лягушка"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку " Изобразительно-выразительные средства в сказке " Царевна-Лягушка"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3 Центрального района Волгограда» Конспект урока по  теме: «Изобразительно-выразительные средства в волшебной сказке  « Царевна -лягушка» в 4классе .  ВЫПОЛНИЛА: учитель-логопед Кошкина Светлана Сергеевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»

Конспект урока по теме: «Изобразительно-выразительные средства в волшебной сказке « Царевна -лягушка» в 4классе .

ВЫПОЛНИЛА:

учитель-логопед

Кошкина

Светлана Сергеевна

Цель урока: Развитие интереса к русской народной сказки Составить сравнительную характеристику сказочного героя; Развитие навыка сопоставительного анализа сказочных героев сказки Расширение сведений об употреблении изобразительно-выразительных средств в волшебной сказке .Антитеза – стилистическая фигура речи. Воспитание духовно-нравственной красоты , интереса к изучению фольклора и литературного языка.

Цель урока:

  • Развитие интереса к русской народной сказки Составить сравнительную характеристику сказочного героя;
  • Развитие навыка сопоставительного анализа сказочных героев сказки
  • Расширение сведений об употреблении изобразительно-выразительных средств в волшебной сказке .Антитеза – стилистическая фигура речи.
  • Воспитание духовно-нравственной красоты , интереса к изучению фольклора и литературного языка.
Творческие карточки Задание группе №2. Задание группе №1.  Кто главная героиня?  Герои русской Какая основная мысль сказки? Кто главный герой сказки? Назовите других героев сказки. Кто автор сказки ? Жанр  сказки Сюжет Чему учит? Время действия сказки ? Место действия Задание группе №3.  Какая идея сказки?  Композиция сказки  Изобразительно-выразительные средства.

Творческие карточки

Задание группе №2.

Задание группе №1.

Кто главная героиня?

Герои русской

Какая основная мысль сказки?

Кто главный герой сказки?

Назовите других героев сказки.

Кто автор сказки ?

Жанр сказки

Сюжет

Чему учит?

Время действия сказки ?

Место действия

Задание группе №3.

Какая идея сказки?

Композиция сказки

Изобразительно-выразительные средства.

   В чём истинная красота человека?

  • В чём истинная красота человека?
АНТИТЕ ́ ЗА   тэ , антитезы , · жен . (· греч . antithesis) (· книж . ). Противоположность, противопоставление. Стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных или резко контрастных понятий и образов.

АНТИТЕ ́ ЗА тэ , антитезы , · жен . (· греч . antithesis) (· книж . ).

  • Противоположность, противопоставление.
  • Стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных или резко контрастных понятий и образов.
АНТИТЕ ́ ЗА « Антитеза - сопоставление контрастных или противоположных образов. В широком смысле под антитезой понимают любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении.

АНТИТЕ ́ ЗА

  • « Антитеза - сопоставление контрастных или противоположных образов.
  • В широком смысле под антитезой понимают любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении.
АНТИТЕ ́ ЗА ФУНКЦИИ  – Придание речи особой остроты и выразительности;  – Достижение эмоциональности речи;  – Показ героя, обстановки, событий во всей их противоречивой сложности  – Использование антонимов помогает показать полноту охвата описываемых явлений, широту пространственных и временных границ (например, учил с утра до ночи, шли с запада на восток).

АНТИТЕ ́ ЗА

  • ФУНКЦИИ – Придание речи особой остроты и выразительности; – Достижение эмоциональности речи; – Показ героя, обстановки, событий во всей их противоречивой сложности – Использование антонимов помогает показать полноту охвата описываемых явлений, широту пространственных и временных границ (например, учил с утра до ночи, шли с запада на восток).
АНТИТЕ ́ ЗА  в волшебных сказках Герои волшебной сказки противостоят с одной стороны, врагам вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча (антитеза герой – противник), с другой – его родные братья (антитеза герой – мнимый герой)». (Словарь юного литературоведа, с.15,1986). Простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов. Например антитеза в сказке Царевна –лягушка:  шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли

АНТИТЕ ́ ЗА в волшебных сказках

  • Герои волшебной сказки противостоят с одной стороны, врагам вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча (антитеза герой – противник), с другой – его родные братья (антитеза герой – мнимый герой)». (Словарь юного литературоведа, с.15,1986).
  • Простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов. Например антитеза в сказке Царевна –лягушка: шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли
Сравнительная характеристика героинь сказки  « Царевна-лягушка»   Царевна-лягушка Жёны старших сыновей  1. Где нашли их царские сыновья  На топком болоте  На купеческом и боярском дворе 2.Внешняя красота  Некрасивая лягушка В сказке нет их описания, но подразумевается, что купеческая и боярская дочь красивы

Сравнительная характеристика героинь сказки « Царевна-лягушка»

  • Царевна-лягушка
  • Жёны старших сыновей

1. Где нашли их царские сыновья

На топком болоте

На купеческом и боярском дворе

2.Внешняя красота

Некрасивая лягушка

В сказке нет их описания, но подразумевается, что купеческая и боярская дочь красивы

Царевна-лягушка Жёны старших сыновей 3. Кто выполняет первые два поручения царя?  Сама Хлеба пекут сами, а ковры им ткут мамки, няньки, красные девицы 4. Преображаются ли во время труд? Становится красной девицей Василисой Премудрой - красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать Никак не меняются, потому что сами или трудятся плохо или вообще ничего не делают.

Царевна-лягушка

Жёны старших сыновей

3. Кто выполняет первые два поручения царя?

Сама

Хлеба пекут сами, а ковры им ткут мамки, няньки, красные девицы

4. Преображаются ли во время труд?

Становится красной девицей Василисой Премудрой - красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать

Никак не меняются, потому что сами или трудятся плохо или вообще ничего не делают.

Жёны старших сыновей  Царевна-лягушка 5.Как описывается сам труд?  Василиса печёт хлеб и ткёт ковер похоже на песню Нет описания 6.Как был оценён их труд?  Царь восхитился умением лягушки Ни караваи, ни ковры царь не похвалил 7. Как выглядят и ведут себя во время пира?  Василиса Премудрая – как солнце ясное, светится. Умеет гостей развлечь: Разодетые, разубранные, зло смеются над Иваном-царевичем и царевной-лягушкой, сами ничего не умеют.

Жёны старших сыновей

Царевна-лягушка

5.Как описывается сам труд?

Василиса печёт хлеб и ткёт ковер похоже на песню

Нет описания

6.Как был оценён их труд?

Царь восхитился умением лягушки

Ни караваи, ни ковры царь не похвалил

7. Как выглядят и ведут себя во время пира?

Василиса Премудрая – как солнце ясное, светится. Умеет гостей развлечь:

Разодетые, разубранные, зло смеются над Иваном-царевичем и царевной-лягушкой, сами ничего не умеют.

Царевна-лягушка Жёны старших сыновей 8. Какие качества характера проявляют?   Ум, трудолюбие, мягкость, доброту, терпение, любовь и уважение к мужу. Злость, глупость, зависть, высокомерие, лень 9. Даёт ли народ имена героиням? Почему ?  Есть имя, которое подчеркивает духовную красоту героини Нет имён, они не заслуживают.

Царевна-лягушка

Жёны старших сыновей

8. Какие качества характера проявляют?

Ум, трудолюбие, мягкость, доброту, терпение, любовь и уважение к мужу.

Злость, глупость, зависть, высокомерие, лень

9. Даёт ли народ имена героиням? Почему ?

Есть имя, которое подчеркивает духовную красоту героини

Нет имён, они не заслуживают.

Словарь Ушакова   Василиса. - др. -греч. -

Словарь Ушакова

  • Василиса. - др. -греч. - "царица", "царственная"(лягушка-царевна)
  • ПРЕМУДРЫЙ , премудрая, премудрое; премудр, премудра, премудро (книжн. устар). Обладающий премудростью, глубокою мудростью, исполненный глубокой мудрости. Премудрое решение. Поступить премудро (нареч.).
Выводы:  Истинная красота человека – это его духовные качества. Человек может быть внешне некрасив, например Царевна-лягушка. Для жизни важнее душевные качества человека, его умение трудиться. Народ в сказке показывает нам, какими качествами должна обладать идеальная жена. Это и хорошая хозяйка, умеющая готовить, ткать, шить, принимать гостей, и верная преданная жена, настоящая помощница мужу.  Приём антитезы помогает нам понять это..

Выводы:

  • Истинная красота человека – это его духовные качества. Человек может быть внешне некрасив, например Царевна-лягушка. Для жизни важнее душевные качества человека, его умение трудиться.
  • Народ в сказке показывает нам, какими качествами должна обладать идеальная жена. Это и хорошая хозяйка, умеющая готовить, ткать, шить, принимать гостей, и верная преданная жена, настоящая помощница мужу.
  • Приём антитезы помогает нам понять это..
Домашнее задание  Составить по таблице устный рассказ на тему: « В чем истинная красота человека ».

Домашнее задание

  • Составить по таблице устный рассказ на тему: « В чем истинная красота человека ».

Литература

  • Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество/ Аникин В.П., Круглов Ю.Г. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.
  • Горшков А.И. Русская словесность. 10 11 кл : Методические рекомендации к учебнику и сборнику задач и упражнений . 3-е изд. . М. : Просвещение, 2006. 96с
  • Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. – М: Просвещение, 2008. – 320 с
  • Золотарёва И.В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. / Золотарёва И.В., Егорова Н.В. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005. – 510 с
  • Коровина В.Я. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. В 2 ч., – М.: Просвещение, 2010
  • Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 5 класс./ Коровина В.Я. , Збарский И.С. – М.: Просвещение, 2006.
  • Меркин Г. С. «Литература» 5 класс. М., Русское слово, 2009.

Электронные источники

  • Белокурова,С.П.( 2005) Электронный словарь литературоведческих терминов . Web : http :// www.gramma.ru /LIT/?id=3.0 2.
  • Большая советская энциклопедия . Web: http://bse.sci-lib.com/article112427.html
  • Словарь литературоведческих терминов. http://slovar.lib.ru/dict.htm
  • 3.Словарь юного литературоведа. Web : http://multisearch.ru/message/198452/
  • Толковый словарь Ушакова Д.Н. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-2662.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!