СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Кельтские мифы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своеобразие кельтских мифов заключается прежде всего в том, что в них чаще всего речь идет о героях, и меньше — о богах. Кровавые сражения и поединки — главная тема кельтских мифов — могут показаться менее ужасными, если помнить о вере кельтов в реинкарнацию душ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Кельтские мифы"»

Скандинавская мифология

Скандинавская мифология

Содержание: Понятие скандинавской мифологии Поэтические особенности Эдды Представления об устройстве мира 9 миров по скандинавской мифологии Боги и богини Мифические существа Волшебные артефакты

Содержание:

  • Понятие скандинавской мифологии
  • Поэтические особенности Эдды
  • Представления об устройстве мира
  • 9 миров по скандинавской мифологии
  • Боги и богини
  • Мифические существа
  • Волшебные артефакты
Понятийный аппарат РАГНАРЁК (Рагнарок, нем. Ragnarök) — гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами. КОНУНГ — древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя. В эпоху зрелого средневековья этот термин соответствует понятию король. КЕННИНГ — разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской.

Понятийный аппарат

  • РАГНАРЁК (Рагнарок, нем. Ragnarök) — гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.
  • КОНУНГ — древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя. В эпоху зрелого средневековья этот термин соответствует понятию король.
  • КЕННИНГ — разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской.
Понятие скандинавской мифологии Скандинавская мифология – это мифология викингов, военных вождей, конунгов. Формировалась с V в. до н. э. до принятия христианства.  Основные сборники мифов:      Автор Младшей Эдды – Снорри Стурлусон.

Понятие скандинавской мифологии

Скандинавская мифология –

это мифология викингов,

военных вождей, конунгов.

Формировалась с V в. до н. э.

до принятия христианства.

Основные сборники мифов:

Автор Младшей Эдды –

Снорри Стурлусон.

Предания- (от греческого predos – передача). В преданиях содержаться сведения об исторических событиях и реальных лицах. Реальные факты украшаются вымыслом, появляются описания чудесного. Сага – (от древнескандинавского слова saga –сказание) древние предания народов Западной Европы. Саги (скандинавские предания) делятся на героические и фантастические .
  • Предания- (от греческого predos – передача). В преданиях содержаться сведения об исторических событиях и реальных лицах. Реальные факты украшаются вымыслом, появляются описания чудесного.
  • Сага – (от древнескандинавского слова saga –сказание) древние предания народов Западной Европы.
  • Саги (скандинавские предания) делятся на героические и фантастические .
 Друиды – сначала были судьями, создателями, хранителями мифических и героических преданий. Филиды - изначально это были историки – хранители историй семей, родов, занимались топографией, законоведством и предсказаниями.  Барды – лирические поэты.

Друиды – сначала были судьями, создателями, хранителями мифических и героических преданий.

Филиды - изначально это были историки – хранители историй семей, родов, занимались топографией, законоведством и предсказаниями.

Барды – лирические поэты.

Источники Реально до нас дошли две огромные рукописи. Древнейшая – «Книга бурой коровы» конец 11 – начало 12 века. Вторая – Лейнстерская книга, середина 12 века. Более 100 саг. Сочетание красочной, сказочной фантастики с реалистическими деталями.  Два основных литературных источника скандинавских мифов – Старшая Эдда и Младшая Эдда , созданная Снорри Стурлусоном (1178–1241).

Источники

  • Реально до нас дошли две огромные рукописи. Древнейшая – «Книга бурой коровы» конец 11 – начало 12 века. Вторая – Лейнстерская книга, середина 12 века. Более 100 саг. Сочетание красочной, сказочной фантастики с реалистическими деталями.
  • Два основных литературных источника скандинавских мифов – Старшая Эдда и Младшая Эдда , созданная Снорри Стурлусоном (1178–1241).
Поэтические особенности Эдды Кеннинги Обилие собственных имен Повторяющиеся формулы, словесные клише Синонимы Аллитерация Эпитет Метафора

Поэтические особенности Эдды

  • Кеннинги
  • Обилие собственных имен
  • Повторяющиеся формулы, словесные клише
  • Синонимы
  • Аллитерация
  • Эпитет
  • Метафора
 Асы — общее наименование богов.  Один — верховное божество. Фригг — первая среди богинь, супруга Одина. Хель — владычица царства мертвых Фрейя — богиня красоты и любви Эйр — богиня, дарующая любовь Сив — богиня плодородия . Тор — бог грома. Бальдр — бог весны. Браги — бог поэзии. Идунн — богиня вечной молодости. Йорд — богиня земли. Локи — бог огня.

Асы — общее наименование богов.

Один — верховное божество.

Фригг — первая среди богинь, супруга Одина.

Хель — владычица царства мертвых

Фрейя — богиня красоты и любви

Эйр — богиня, дарующая любовь

Сив — богиня плодородия .

Тор — бог грома.

Бальдр — бог весны.

Браги — бог поэзии.

Идунн — богиня вечной молодости.

Йорд — богиня земли.

Локи — бог огня.

Боги и богини

Боги и богини

Представления об устройстве мира В начале мироздания лежало взаимодействие двух начал: Муспельхейма (царства огня – мужского начала) и Нифльхейма (царства холода – женского начала). От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла.   По поверьям древних скандинавов вселенная делилась на девять миров. Центром всех миров был ясень Иггдрасиль.

Представления об устройстве мира

В начале мироздания лежало

взаимодействие двух

начал: Муспельхейма

(царства огня – мужского начала)

и Нифльхейма (царства холода –

женского начала).

От их взаимодействия появились

великан Имир и мировая корова

Аудумла.

По поверьям древних

скандинавов вселенная

делилась на девять миров.

Центром всех

миров был ясень Иггдрасиль.

9 миров Иггдросиля Асгард  — мир богов-асов, находящийся на небе.  Ванахейм   — мир, в котором живут ваны.  Йотунхейм   — мир йотунов-великанов.  Льесальвхейм  — мир светлых альвов.  Мидгард  — мир людей.  Муспелльхейм  — мир огня и света.  Нифльхейм  — мир вечного льда и мрака.  Свартальвхейм  — подземная страна цвергов.  Хельхейм  — царство мёртвых, владения Хель .

9 миров Иггдросиля

Асгард  — мир богов-асов, находящийся на небе. Ванахейм   — мир, в котором живут ваны. Йотунхейм   — мир йотунов-великанов. Льесальвхейм  — мир светлых альвов. Мидгард  — мир людей. Муспелльхейм  — мир огня и света. Нифльхейм  — мир вечного льда и мрака. Свартальвхейм  — подземная страна цвергов. Хельхейм  — царство мёртвых, владения Хель .

Асгард Асгард— в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов. Все боги жили в одном месте, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина — Гладсхейм, дворец с серебряной кровлей. Неподалеку, в Вальхалле, живут павшие на поле битвы воины — эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог — Химинбьерг, у бога грома Тора — Трудхейм.

Асгард

Асгард— в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов.

Все боги жили в одном месте, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина — Гладсхейм, дворец с серебряной кровлей. Неподалеку, в Вальхалле, живут павшие на поле битвы воины — эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог — Химинбьерг, у бога грома Тора — Трудхейм.

Ванахейм Ванахейм (исл. Vanaheimr: страна ванов) — в германо-скандинавской мифологии родина Ванов, расположенная к западу от Мидгарда и Асгарда.

Ванахейм

Ванахейм (исл. Vanaheimr: страна ванов) — в германо-скандинавской мифологии родина Ванов, расположенная к западу от Мидгарда и Асгарда.

Мидгард Ми́дгард (др.-сканд. Miðgarðr — букв. «среднее огороженное пространство» — «срединная земля») в скандинавской мифологии — мир, населённый людьми.

Мидгард

Ми́дгард (др.-сканд. Miðgarðr — букв. «среднее огороженное пространство» — «срединная земля») в скандинавской мифологии — мир, населённый людьми.

Муспельхейм Муспельхейм (Muspelheim, огненная земля) — в германо-скандинавской мифологии: один из девяти миров, страна огненных великанов, огненное царство, которым правит огненный великан Сурт («Чёрный») со своей супругой Синмарой. В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.

Муспельхейм

Муспельхейм (Muspelheim, огненная земля) — в германо-скандинавской мифологии: один из девяти миров, страна огненных великанов, огненное царство, которым правит огненный великан Сурт («Чёрный») со своей супругой Синмарой. В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.

Нифльхейм Ни́бльхе́йм или Ни́фльхе́йм (др.-сканд. Niflheimr — обитель туманов) — в германо-скандинавской мифологии один из девяти миров, земля льдов и туманов, местообитание ледяных великанов, один из первомиров.  По преданиям, в начале в Нифльхейме забил источник Хвельгельмир. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая и ледяные глыбы подвигались к Муспельхейму. Когда лёд подошёл близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.

Нифльхейм

Ни́бльхе́йм или Ни́фльхе́йм (др.-сканд. Niflheimr — обитель туманов) — в германо-скандинавской мифологии один из девяти миров, земля льдов и туманов, местообитание ледяных великанов, один из первомиров.

По преданиям, в начале в Нифльхейме забил источник Хвельгельмир. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая и ледяные глыбы подвигались к Муспельхейму. Когда лёд подошёл близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.

Йотунхейм Ётунхейм, Йотунхейм (то есть земля Ётунов) в скандинавской мифологии — один из девяти миров - земля, населённая великанами-ётунами. Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму. Стихия этого мира — Земля. Часть Ётунов жила в Каменных горах; считалось, что голова и сердце их были каменными. Из Ётунхейма пришли норны. С их приходом закончился на земле золотой век и поделилось время на прошлое, настоящее и будущее. Появились рождение и смерть.

Йотунхейм

Ётунхейм, Йотунхейм (то есть земля Ётунов) в скандинавской мифологии — один из девяти миров - земля, населённая великанами-ётунами.

Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму. Стихия этого мира — Земля. Часть Ётунов жила в Каменных горах; считалось, что голова и сердце их были каменными. Из Ётунхейма пришли норны. С их приходом закончился на земле золотой век и поделилось время на прошлое, настоящее и будущее. Появились рождение и смерть.

Свартальфахейм Свартальфахейм (— букв. Дом чёрных альвов) — в германо-скандинавской мифологии родина Цвергов. Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса великана была сделана земля Мидгарда).

Свартальфахейм

Свартальфахейм (— букв. Дом чёрных альвов) — в германо-скандинавской мифологии родина Цвергов.

Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса великана была сделана земля Мидгарда).

Хельхейм Хельхейм (Helheim) (буквально Владения Хель) — в германо-скандинавской мифологии один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.  Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёлль. Ни одно существо, даже боги, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.

Хельхейм

Хельхейм (Helheim) (буквально Владения Хель) — в германо-скандинавской мифологии один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.

Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёлль. Ни одно существо, даже боги, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.

Льюсальвхейм Льюсальвхейм (Ljusalfheim) или Альвхейм (Álfheimr) — в германо-скандинавской мифологии родина светлых Альвов.

Льюсальвхейм

Льюсальвхейм (Ljusalfheim) или Альвхейм (Álfheimr) — в германо-скандинавской мифологии родина светлых Альвов.

Вальхалла Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла (др.-исл. Valhöll, прагерм. Walhall — «дворец павших») в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов. Правит Вальхаллой О́дин . Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фольквангр («Людское поле») к богине Фрейе.

Вальхалла

Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла (др.-исл. Valhöll, прагерм. Walhall — «дворец павших») в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов.

Правит Вальхаллой О́дин . Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фольквангр («Людское поле») к богине Фрейе.

Валькирии — божественные девы-воительницы. Ёрмунганд — Мировая змея. Иггдрасиль — ясень, Мировое древо. Имир — великан, первое живое существо в мире. Норны — вещие девы. Улль — покровитель стрелков из лука и лыжников. Фенрир — сын Локи, огромный волк.
  • Валькирии — божественные девы-воительницы.
  • Ёрмунганд — Мировая змея.
  • Иггдрасиль — ясень, Мировое древо.
  • Имир — великан, первое живое существо в мире.
  • Норны — вещие девы.
  • Улль — покровитель стрелков из лука и лыжников.
  • Фенрир — сын Локи, огромный волк.
Норны Норны - сестры-богини возвещающие людям веления Орлога или Судьбы, определяют судьбы мира, людей и даже богов. Одна из них стара и дряхла и зовется Урд , другая средних лет и ее зовут Верданди , третья же совсем юна и носит имя Скульд.  Их имена - суть Прошлое, Настоящее и Будущее , «которое или богато надеждой, или темно от слез». Таким образом, они раскрывают веления Судьбы, «ибо из прошлого и настоящего рождаются события и действия будущего».

Норны

Норны - сестры-богини возвещающие людям веления Орлога или Судьбы, определяют судьбы мира, людей и даже богов.

Одна из них стара и дряхла и зовется Урд ,

другая средних лет и ее зовут Верданди ,

третья же совсем юна и носит имя Скульд.

Их имена - суть Прошлое, Настоящее и Будущее , «которое или богато надеждой, или темно от слез». Таким образом, они раскрывают веления Судьбы, «ибо из прошлого и настоящего рождаются события и действия будущего».

Хранители Вайделоты — жрецы-хранители легенд и преданий. Хеймдалль—страж богов и мирового древа.

Хранители

Вайделоты — жрецы-хранители легенд и преданий.

  • Хеймдалль—страж богов и мирового древа.
Имир - гигантское существо, из тела которого был создан мир Аудумла - корова, возникшая из инея Мировой бездны, вскормившая своим молоком Имира Бор - один из богов-прародителей, сын первочеловека Бури , отец Одина Бури - предок богов, отец Бора и дед Одина

Имир - гигантское существо, из тела которого был создан мир

Аудумла - корова, возникшая из инея Мировой бездны, вскормившая своим молоком Имира

Бор - один из богов-прародителей, сын первочеловека Бури , отец Одина

Бури - предок богов, отец Бора и дед Одина

Локи – бог хитрости, плутовства Фрея – богиня красоты Один - верховный бог - ас, сын Бора Видар – защитник богов, сын Одина Тор - бог грозы и плодородия, сын Одина

Локи – бог хитрости, плутовства

Фрея – богиня красоты

Один - верховный бог - ас, сын Бора

Видар – защитник богов, сын Одина

Тор - бог грозы и плодородия, сын Одина

Мифические существа Тролль – глупый и уродливый великан Ундины - это девушки с рыбьими хвостами Феи - сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, в реках, в горах. Гном – темный эльф

Мифические существа

Тролль – глупый и уродливый великан

Ундины - это девушки с рыбьими хвостами

Феи - сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, в реках, в горах.

Гном – темный эльф

Ёрмунганд - мировой змей, символ тьмы и разрушения  Фенрир – гигантский волк, проглотивший солнце Слейпнир - конь Одина

Ёрмунганд - мировой змей, символ тьмы и разрушения

Фенрир – гигантский волк, проглотивший солнце

Слейпнир - конь Одина

Эльфы и гномы

Эльфы и гномы

Гномы Гномы (от латинского слова — gnomus), в мифологии народов Западной Европы маленькие человечки, обитающие под землей, в горах и в лесу, а также уродливые карлики, охраняющие подземные сокровища. Ростом они были с ребенка или с палец, но обладали сверхъестественной силой; у них длинные бороды, а иногда козлиные ноги или гусиные лапы. Жили гномы гораздо дольше, чем люди. В недрах земли человечки хранили свои сокровища — драгоценные каменья и металлы.

Гномы

  • Гномы (от латинского слова — gnomus), в мифологии народов Западной Европы маленькие человечки, обитающие под землей, в горах и в лесу, а также уродливые карлики, охраняющие подземные сокровища. Ростом они были с ребенка или с палец, но обладали сверхъестественной силой; у них длинные бороды, а иногда козлиные ноги или гусиные лапы.
  • Жили гномы гораздо дольше, чем люди. В недрах земли человечки хранили свои сокровища — драгоценные каменья и металлы.
Гномы — искусные кузнецы и могли выковать волшебные кольца, мечи и т. п. Они часто выступали как доброжелательные советчики людей, хотя черные гномы иногда похищали красивых девушек. В западноевропейской и в скандинавской мифологии гномами называют карликов, обладающих мудростью и искусных в ремеслах. Скандинавские саги повествуют о том, что гномы зародились в теле великана Имира, из которого возник мир, живут в пещерах под землей, солнечный свет для них губителен.   В эддической поэзии их иногда называют «черные альвы». Из гномов в скандинавском мифотворчестве наиболее известен Андвари (от древнеисланского слова — осторожность), как хранитель золотого клада. Этот карлик известен по песням «Старшей Эдды».
  • Гномы — искусные кузнецы и могли выковать волшебные кольца, мечи и т. п. Они часто выступали как доброжелательные советчики людей, хотя черные гномы иногда похищали красивых девушек.
  • В западноевропейской и в скандинавской мифологии гномами называют карликов, обладающих мудростью и искусных в ремеслах.
  • Скандинавские саги повествуют о том, что гномы зародились в теле великана Имира, из которого возник мир, живут в пещерах под землей, солнечный свет для них губителен.

В эддической поэзии их иногда называют «черные альвы». Из гномов в скандинавском мифотворчестве наиболее известен Андвари (от древнеисланского слова — осторожность), как хранитель золотого клада. Этот карлик известен по песням «Старшей Эдды».

Эльфы Эльфы, в мифологии германских и скандинавских народов, духи, представления о которых восходят к низшим природным силам. В германских народных поверьях эльфами были духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса, жилища; обычно благожелательные к людям.

Эльфы

  • Эльфы, в мифологии германских и скандинавских народов, духи, представления о которых восходят к низшим природным силам. В германских народных поверьях эльфами были духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса, жилища; обычно благожелательные к людям.
Эльфы— добрые духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм) в шапочках из цветков, обитатели деревьев, которые, в таком случае, нельзя рубить. Они любили водить хороводы при лунном свете; музыка этих сказочных существ зачаровывала слушателей. Миром эльфов был Апьвхейм. Светлые эльфы занимались прядением и ткачеством, их нитки — летающая паутина; они имели своих королей, вели войны и т. п.  В средневековой демонологии эльфами иногда называли низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли). Миром темных эльфов был Свартальвхейм.
  • Эльфы— добрые духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм) в шапочках из цветков, обитатели деревьев, которые, в таком случае, нельзя рубить. Они любили водить хороводы при лунном свете; музыка этих сказочных существ зачаровывала слушателей. Миром эльфов был Апьвхейм. Светлые эльфы занимались прядением и ткачеством, их нитки — летающая паутина; они имели своих королей, вели войны и т. п.
  • В средневековой демонологии эльфами иногда называли низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли). Миром темных эльфов был Свартальвхейм.
Волшебные артефакты

Волшебные артефакты

Брисингамен — одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.

Брисингамен

  • — одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
Гунгнир — копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.

Гунгнир

  • — копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.
Драупнир  — золотое кольцо Одина.

Драупнир 

  • — золотое кольцо Одина.
Мьёллнир — молот Тора, который всегда возвращается в руку, бьёт с разрушительной силой, при вращении создаёт мощные вихри.

Мьёллнир

  • — молот Тора, который всегда возвращается в руку, бьёт с разрушительной силой, при вращении создаёт мощные вихри.
Нагльфар — корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.

Нагльфар

  • — корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
Скидбладнир — корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.

Скидбладнир

  • — корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
Гьяллархорн — золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарёка.

Гьяллархорн

  • — золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарёка.
Грам — меч Зигфрида (Сигурда) и его отца Сигмунда.

Грам

  • — меч Зигфрида (Сигурда) и его отца Сигмунда.