СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Контраст - основной художественный прием в рассказе Л.Н.толстого "После бала"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"  с применением методов исследования, работы с художественным текстом

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Контраст - основной художественный прием в рассказе Л.Н.толстого "После бала"»

Вставка рисунка И. Айвазовский «Девятый вал», Л. Бетховен «Симфония № 9», фрагменты. Эксперимент

Вставка рисунка

И. Айвазовский «Девятый вал»,

Л. Бетховен «Симфония № 9», фрагменты.

Эксперимент

Н. Ге. Портрет Л.Н. Толстого Л.Н. Толстой «После бала»  Урок литературы в 8 классе.

Н. Ге. Портрет Л.Н. Толстого

  • Л.Н. Толстой «После бала»

  • Урок литературы в 8 классе.
 Основной вопрос, который сегодня мы должны решить:  «…человек не может понять, что дурно, а что хорошо». Так ли это? «Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Основной вопрос, который сегодня мы должны решить:

«…человек не может понять, что дурно, а что хорошо». Так ли это?

«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Тест соответствия Фамилия имя ученика______________________________ Литературоведческий термин 1. Композиция Определение 2. Идея 1. Яркое художественное определение, придающее речи большую изобразительность, основанное на переносе значения 3.Антитеза 2. Резкое выражение противопоставления 4.Контраст 3. Построение произведения, соотнесённость частей произведения 5.Эпитет 4. Главная обобщающая мысль, лежащая в основе произведения Ответ: 1 -  5.Противопоставление характеров, обстоятельств, композиционных частей 2 -  3 -  4 -  5 -  Работа с литературоведческими терминами

Тест соответствия

Фамилия имя ученика______________________________

Литературоведческий термин

1. Композиция

Определение

2. Идея

1. Яркое художественное определение, придающее речи большую изобразительность, основанное на переносе значения

3.Антитеза

2. Резкое выражение противопоставления

4.Контраст

3. Построение произведения, соотнесённость частей произведения

5.Эпитет

4. Главная обобщающая мысль, лежащая в основе произведения

Ответ:

1 - 

5.Противопоставление характеров, обстоятельств, композиционных частей

2 - 

3 - 

4 - 

5 - 

Работа с литературоведческими терминами

 Композиция рассказа Модель композиции рассказа «После бала» после бала на балу вступление заключение  Рассказ, таким образом, заключён в

Композиция рассказа

Модель композиции рассказа «После бала»

после бала

на балу

вступление

заключение

Рассказ, таким образом, заключён в "рамку". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика

Картина бала Картина истязания Бал: - зала Улица Варенька Солдаты - буфет Полковник - музыканты Наказываемый Иван Васильевич Полковник Характер музыки   Характер музыки 6. Иван Васильевич Исследовательская работа по плану:

Картина бала

Картина истязания

Бал:

- зала

Улица

Варенька

Солдаты

- буфет

Полковник

- музыканты

Наказываемый

Иван Васильевич

Полковник

Характер музыки

 

Характер музыки

6. Иван Васильевич

Исследовательская работа по плану:

 Анализ текста

Анализ текста

 Бал:   - зала   - буфет  - музыканты    Варенька Бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые.   Полковник В белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза   Характер музыки   Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами  Доволен, счастлив, блажен, добр.   Весёлая, плавная, мелодичная.     Анализ бала

  • Бал:

- зала

- буфет

- музыканты

  • Варенька
  • Бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые.

  • Полковник
  • В белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

  • Характер музыки

  • Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

  • Доволен, счастлив, блажен, добр.

  • Весёлая, плавная, мелодичная.

Анализ бала

 1. Улица   2. Солдаты Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка  3. Наказываемый Много чёрных людей, в чёрных мундирах 4. Полковник  Оголённый по пояс, спина его - что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное  5. Характер музыки Высокий военный, шёл твёрдой  подрагивающей походкой  6. Иван Васильевич Звуки барабана, флейты, музыка свистящая.    Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска       Анализ картины истязания

  • 1. Улица

  • 2. Солдаты
  • Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

  • 3. Наказываемый
  • Много чёрных людей, в чёрных мундирах
  • 4. Полковник

  • Оголённый по пояс, спина его - что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

  • 5. Характер музыки
  • Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

  • 6. Иван Васильевич
  • Звуки барабана, флейты, музыка свистящая.

  • Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Анализ картины истязания

В языковых  средствах В системе  образов В композиции  рассказа Автор подчёркивает контраст

В

языковых

средствах

В

системе

образов

В

композиции

рассказа

Автор подчёркивает контраст

 Вывод: Человек должен чувствовать моральную ответственность за всё происходящее вокруг.   Заключение.   Как вы считаете, ребята, актуальна ли проблема ответственности человека за происходящее вокруг нас, в современном мире? Итог урока

Вывод:

Человек должен чувствовать моральную ответственность за всё происходящее вокруг.

Заключение.

Как вы считаете, ребята, актуальна ли проблема ответственности человека за происходящее вокруг нас, в современном мире?

Итог урока

 Перекличка эпох в рассказе «После бала» 40-е годы 19в, время царствования Николая 1  1900-е годы, время царствования Николая 2 события, изображённые в рассказе   современная автору эпоха 21век эпоха, в которой живёт читатель

Перекличка эпох в рассказе

«После бала»

40-е годы 19в,

время царствования

Николая 1

1900-е годы,

время царствования

Николая 2

события, изображённые в рассказе

современная автору эпоха

21век

эпоха, в которой

живёт читатель

Домашнее задание Выберите одно любое задание из предложенных:   мини-сочинение «Утро, изменившее жизнь» или «Почему рассказ называется «После бала»?

Домашнее задание

Выберите одно любое задание из предложенных:

мини-сочинение «Утро, изменившее жизнь» или «Почему рассказ называется «После бала»?