Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Контраст - основной художественный прием в рассказе Л.Н.толстого "После бала"»
Вставка рисунка
И. Айвазовский «Девятый вал»,
Л. Бетховен «Симфония № 9», фрагменты.
Эксперимент
Н. Ге. Портрет Л.Н. Толстого
- Л.Н. Толстой «После бала»
- Урок литературы в 8 классе.
Основной вопрос, который сегодня мы должны решить:
«…человек не может понять, что дурно, а что хорошо». Так ли это?
«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
Тест соответствия
Фамилия имя ученика______________________________
Литературоведческий термин
1. Композиция
Определение
2. Идея
1. Яркое художественное определение, придающее речи большую изобразительность, основанное на переносе значения
3.Антитеза
2. Резкое выражение противопоставления
4.Контраст
3. Построение произведения, соотнесённость частей произведения
5.Эпитет
4. Главная обобщающая мысль, лежащая в основе произведения
Ответ:
1 -
5.Противопоставление характеров, обстоятельств, композиционных частей
2 -
3 -
4 -
5 -
Работа с литературоведческими терминами
Композиция рассказа
Модель композиции рассказа «После бала»
после бала
на балу
вступление
заключение
Рассказ, таким образом, заключён в "рамку". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
Картина бала
Картина истязания
Бал:
- зала
Улица
Варенька
Солдаты
- буфет
Полковник
- музыканты
Наказываемый
Иван Васильевич
Полковник
Характер музыки
Характер музыки
6. Иван Васильевич
Исследовательская работа по плану:
Анализ текста
- зала
- буфет
- музыканты
- Бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые.
- В белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза
- Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами
- Доволен, счастлив, блажен, добр.
- Весёлая, плавная, мелодичная.
Анализ бала
- Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка
- Много чёрных людей, в чёрных мундирах
- Оголённый по пояс, спина его - что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
- Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой
- Звуки барабана, флейты, музыка свистящая.
- Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
Анализ картины истязания
В
языковых
средствах
В
системе
образов
В
композиции
рассказа
Автор подчёркивает контраст
Вывод:
Человек должен чувствовать моральную ответственность за всё происходящее вокруг.
Заключение.
Как вы считаете, ребята, актуальна ли проблема ответственности человека за происходящее вокруг нас, в современном мире?
Итог урока
Перекличка эпох в рассказе
«После бала»
40-е годы 19в,
время царствования
Николая 1
1900-е годы,
время царствования
Николая 2
события, изображённые в рассказе
современная автору эпоха
21век
эпоха, в которой
живёт читатель
Домашнее задание
Выберите одно любое задание из предложенных:
мини-сочинение «Утро, изменившее жизнь» или «Почему рассказ называется «После бала»?