СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Культура киевской Руси"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Культура киевской Руси" поможет наглядно представить, насколько быстрыми темпами развивалась русская культура после принятия христианства.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Культура киевской Руси"»

Культура Киевской Руси Бабич Татьяна Васильевна, преподаватель МХК

Культура Киевской Руси

Бабич Татьяна Васильевна,

преподаватель МХК

Автор презентации: БАБИЧ Т.В., преподаватель МХК высшей категории ГБОУ СПО МО НТЭТ

Автор презентации: БАБИЧ Т.В.,

преподаватель

МХК высшей категории ГБОУ СПО МО НТЭТ

Заголовок слайда  Пункт 1  Пункт 2  Пункт 3  Выделенный пункт 1  Выделенный пункт 2  Выделенный пункт 3  Выделенный пункт 1  Выделенный пункт 2  Выделенный пункт 3  Выделенный пункт 1  Выделенный пункт 2  Выделенный пункт 3  Выделенный пункт 1  Выделенный пункт 2  Выделенный пункт 3

Заголовок слайда

  • Пункт 1
  • Пункт 2
  • Пункт 3
  • Выделенный пункт 1 Выделенный пункт 2 Выделенный пункт 3
  • Выделенный пункт 1 Выделенный пункт 2 Выделенный пункт 3
  • Выделенный пункт 1 Выделенный пункт 2 Выделенный пункт 3
  • Выделенный пункт 1
  • Выделенный пункт 2
  • Выделенный пункт 3
До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. дало мощный толчок развитию художественной культуры.

До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. дало мощный толчок развитию художественной культуры.

В 987 году Владимир захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

В 987 году Владимир захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп.

Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились.

Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной.

В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Крещение князя Владимира именно в Корсуни, в Херсонесе, имеет глубоко символическое значение. Даже если бы не было достоверного свидетельства летописи, можно было бы твердо говорить о том, что оно могло произойти только здесь и больше нигде. Херсонес – Корсунь – пограничье между Византией и Русью, город, переживший, впитавший в себя и сохранивший древнюю античную цивилизацию в формах византийской культуры. И крещение здесь, именно в Херсонесе, князя Владимира символизирует передачу, переход этой культуры, этой цивилизации на Русь.

Крещение князя Владимира именно в Корсуни, в Херсонесе, имеет глубоко символическое значение. Даже если бы не было достоверного свидетельства летописи, можно было бы твердо говорить о том, что оно могло произойти только здесь и больше нигде. Херсонес – Корсунь – пограничье между Византией и Русью, город, переживший, впитавший в себя и сохранивший древнюю античную цивилизацию в формах византийской культуры. И крещение здесь, именно в Херсонесе, князя Владимира символизирует передачу, переход этой культуры, этой цивилизации на Русь.

Уже в XVIII веке было установлено, что Корсунь русских летописей – это древнегреческий город Херсонес, расположенный в юго-западной части Крыма. Храм возведен в память о крещении в 988 г. в Херсонесе святого равноапостольного князя Владимира и в ознаменование начала крещения Руси, на территории основанного в 1850 г. Херсонесского Святовладимирского монастыря .

Уже в XVIII веке было установлено, что Корсунь русских летописей – это древнегреческий город Херсонес, расположенный в юго-западной части Крыма. Храм возведен в память о крещении в 988 г. в Херсонесе святого равноапостольного князя Владимира и в ознаменование начала крещения Руси, на территории основанного в 1850 г. Херсонесского Святовладимирского монастыря .

В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией. По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы.

В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией.

По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства.

После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы.

Крещение Руси произошло в 988 году. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь - святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко. Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками. Но церковное почитание святого князя Владимира началось на Руси значительно раньше. Святитель Иларион, митрополит Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого, и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.

Крещение Руси произошло в 988 году. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь - святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко.

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками.

Но церковное почитание святого князя Владимира началось на Руси значительно раньше. Святитель Иларион, митрополит Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого, и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.

Десятинная церковь В самом конце 10-го века (в 979-996 годах) в Киеве была возведена первая каменная церковь. Она получила название Десятинной, так как киевский князь отдал на ее строительство десятую часть своих доходов. Посвящена церковь была Пресвятой Богородице. По преданию, возвели первый каменный храм на месте дома, в котором были убиты первые православные киевские мученики - Феодор варяг и сын его Иоанн.

Десятинная церковь

В самом конце 10-го века (в 979-996 годах) в Киеве была возведена первая каменная церковь. Она получила название Десятинной, так как киевский князь отдал на ее строительство десятую часть своих доходов. Посвящена церковь была Пресвятой Богородице. По преданию, возвели первый каменный храм на месте дома, в котором были убиты первые православные киевские мученики - Феодор варяг и сын его Иоанн.

Внутри Десятинная церковь была богато украшена фресками и мозаикой. Она стала усыпальницей для святого равноапостольного князя Владимира Святославовича, его супруги – византийской царевны Анны, и бабушки Владимира - святой равноапостольной княгини Ольги.

Внутри Десятинная церковь была богато украшена фресками и мозаикой. Она стала усыпальницей для святого равноапостольного князя Владимира Святославовича, его супруги – византийской царевны Анны, и бабушки Владимира - святой равноапостольной княгини Ольги.

В 1240 году храм был сожжен войском хана Батыя.
  • В 1240 году храм был сожжен войском хана Батыя.
Но на этом история Десятинной церкви не закончилась. На месте, где некогда она стояла, в 15-ом веке возвели деревянный храм святого Николая. Но уже в 17-ом веке деревянный храм разобрали, для того, чтобы начать археологические раскопки старинной Десятинной церкви. Начинание благословил митрополит Киевский:

Но на этом история Десятинной церкви не закончилась. На месте, где некогда она стояла, в 15-ом веке возвели деревянный храм святого Николая. Но уже в 17-ом веке деревянный храм разобрали, для того, чтобы начать археологические раскопки старинной Десятинной церкви.

Начинание благословил митрополит Киевский: "Десятинную церковь Пресвятой Девы, находившуюся у ворот Киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету".

В юго-западной части прежнего храма построили новую Десятинную церковь и посвятили ее Рождеству Пресвятой Богородицы. Но и этот храм был разобран. В 1828 году его разобрали с той целью, чтобы начать строительство новой Десятинной церкви . Церковь была построена и освящена в 1842 году. Но не простояв и века церковь была разобрана. Произошло это в1936 г.

В юго-западной части прежнего храма построили новую Десятинную церковь и посвятили ее Рождеству Пресвятой Богородицы. Но и этот храм был разобран. В 1828 году его разобрали с той целью, чтобы начать строительство новой Десятинной церкви . Церковь была построена и освящена в 1842 году. Но не простояв и века церковь была разобрана. Произошло это в1936 г.

Золотые ворота Киева

Золотые ворота Киева

Золотые ворота являются памятником оборонного зодчества Киева. Это один из тех памятников, который является символом эпохи Киевской Руси - первого славянского государства. В тоже время этот памятник является образцом древней архитектуры и оборонной техники, который сохранился до сегодняшних дней. Киевские Золотые ворота были возведены в 1164 году, во времена правления Ярослава Мудрого. Они были частью фортификационных укреплений Киева и почти не отличались от остальных сторожевых ворот. В то время они носили название

Золотые ворота являются памятником оборонного зодчества Киева. Это один из тех памятников, который является символом эпохи Киевской Руси - первого славянского государства. В тоже время этот памятник является образцом древней архитектуры и оборонной техники, который сохранился до сегодняшних дней. Киевские Золотые ворота были возведены в 1164 году, во времена правления Ярослава Мудрого. Они были частью фортификационных укреплений Киева и почти не отличались от остальных сторожевых ворот. В то время они носили название "Южные ворота" и выполняли роль сухопутного входа в Киев с юго-запада. Но после того как было закончено строительство храма Святой Софии, Южные ворота стали главным въездом в город .

А когда над воротами была возведена церковь Благовещения, во всех летописных источниках они стали называться Золотыми воротами. Множество раз враги Киева пытались взять город штурмом через Золотые ворота, но ни один штурм не был успешным.

А когда над воротами была возведена церковь Благовещения, во всех летописных источниках они стали называться Золотыми воротами. Множество раз враги Киева пытались взять город штурмом через Золотые ворота, но ни один штурм не был успешным.

Золотые ворота прослужили Киеву почти пять столетий. И даже будучи частично разрушенными, они продолжали служить входом в столицу.

Золотые ворота прослужили Киеву почти пять столетий. И даже будучи частично разрушенными, они продолжали служить входом в столицу.

В ХVIII веке, для сохранения ворот для будущих поколений, их засыпали землей.

В ХVIII веке, для сохранения ворот для будущих поколений, их засыпали землей.

Реконструированы Золотые ворота были в то время, когда велась подготовка празднования 1500-летия Киева.

Реконструированы Золотые ворота были в то время, когда велась подготовка празднования 1500-летия Киева.

Открылись восстановленные Золотые ворота в 1982 году.

Открылись восстановленные Золотые ворота в 1982 году.

Собор Святой Софии Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами.

Собор Святой Софии

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами.

Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.)

Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.)

и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.

и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.

Мозаики собора

Мозаики

собора

Михайловский Златоверхий  монастырь Впервые документальное упоминание о Михайловском Златоверхом соборе встречается в летописи, где говорится о том, что князь Святополк Изяславич, внук Ярослава Мудрого, 11 июля 1108 года заложил рядом с Дмитриевским монастырем и церковью святого Петра новый каменный храм в честь святого Архистратига Михаила.  Дата основания монастыря - предположительно 988 год.

Михайловский Златоверхий монастырь

Впервые документальное упоминание о Михайловском Златоверхом соборе встречается в летописи, где говорится о том, что князь Святополк Изяславич, внук Ярослава Мудрого, 11 июля 1108 года заложил рядом с Дмитриевским монастырем и церковью святого Петра новый каменный храм в честь святого Архистратига Михаила. Дата основания монастыря - предположительно 988 год.

Златоверхим Михайловский собор назвали потому, что в то время это была единственная церковь в Киеве с золоченым куполом. Внутри Златоверхий Михайловский собор был отделан мрамором, мозаикой, здесь находились драгоценные иконы. В 1103 году в Киев из Константинополя (Царьграда) были переданы мощи святой великомученицы Варвары, которые затем были переданы в Михайловский монастырь и стали его главной святыней.

Златоверхим Михайловский собор назвали потому, что в то время это была единственная церковь в Киеве с золоченым куполом. Внутри Златоверхий Михайловский собор был отделан мрамором, мозаикой, здесь находились драгоценные иконы.

В 1103 году в Киев из Константинополя (Царьграда) были переданы мощи святой великомученицы Варвары, которые затем были переданы в Михайловский монастырь и стали его главной святыней.

Одна из известнейших мозаик монастыря  «Дмитрий Солунский»

Одна из известнейших мозаик монастыря «Дмитрий Солунский»

Перед уничтожением Михайловского монастыря в годы советской власти, мощи были переданы Владимирскому собору, где покоятся и поныне. Когда 16 апреля 1114 года Князь Святополк умер, его похоронили в возведенном им храме. Михайловский собор пострадал во время нашествия татаро-монгольских завоевателей в 1240 году, он был разграблен и частично разрушен ордами хана Батыя.

Перед уничтожением Михайловского монастыря в годы советской власти, мощи были переданы Владимирскому собору, где покоятся и поныне.

Когда 16 апреля 1114 года Князь Святополк умер, его похоронили в возведенном им храме. Михайловский собор пострадал во время нашествия татаро-монгольских завоевателей в 1240 году, он был разграблен и частично разрушен ордами хана Батыя.

Киево-Печерская Лавра Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

Киево-Печерская Лавра

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году) — что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма. Подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления.

В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан.

3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году) — что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма. Подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления.

Восстановленный в 2000 г. Успенский собор

Восстановленный в 2000 г. Успенский собор

В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и постановлением Совета Министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер .

В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и постановлением Совета Министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер .

Лаврские уголки

Лаврские

уголки

В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как свидетельствует летопись, перед князем Владимиром и его окружением действительно был выбор (выбор вер). Принятие любой другой из них могло направить историческое развитие страны по совершенно другому руслу. И теперь, оглядываясь назад, можно сказать смело, что выбор, сделанный князем Владимиром, был наиболее мудрым из всех возможных тогда решений. Выбор, сделанный князем Владимиром, его ближайшим окружением и народом в целом вот уже на протяжении тысячи лет позволил выработать и сохранить свое национальное самосознание и культуру, устоять во многих испытаниях Лавра ночью

Как свидетельствует летопись, перед князем Владимиром и его окружением действительно был выбор (выбор вер). Принятие любой другой из них могло направить историческое развитие страны по совершенно другому руслу. И теперь, оглядываясь назад, можно сказать смело, что выбор, сделанный князем Владимиром, был наиболее мудрым из всех возможных тогда решений. Выбор, сделанный князем Владимиром, его ближайшим окружением и народом в целом вот уже на протяжении тысячи лет позволил выработать и сохранить свое национальное самосознание и культуру, устоять во многих испытаниях

Лавра ночью

. за внимание !

.

за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!