А.П. ПЛАТОНОВ
Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951)
- Самобытный русский писатель, прозаик, драматург. С 1946 года его произведения перестают печатать. Его частичное возвращение к читателю состоялось лишь в конце 1950 года, а возможность открыть удивительный мир его произведений полностью нам представился с конца 1980-х годов. Большая часть произведений Платонова всё ещё находится в рукописях.
- Сказка-быль «Неизвестный цветок» (1950) - последнее произведение автора.
Сказка-быль «Неизвестный цветок»
Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.
От сказки душе счастье,
а уму раздумье.
А. Платонов
Сказка-быль
Сказка
– повествование устного народного творчества, основанное на вымысле.
– то, что было в действительности, на самом деле.
Быль
Сказка -быль
Повествование о Даше и детях.
1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…»
2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать.
3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость.
Работа с текстом
1. Как жил цветок до встречи с Дашей:
- Были ли у цветка минуты радости, какие?
- Была ли у цветка с самая главная цель в жизни?
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?
2. У любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?
3. Найдите в тексте слова, которые автор называет запах распустившегося цветка?
- Как вы понимаете значение слова «благоухание»?
Вопросы
- Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным?
- Цветок умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу?
- Почему она вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама?
- О чём девочка разговаривает с цветком? Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?
- Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
Работа с таблицей
Цветок
Необычный, стойкий, терпеливый,
Даша
одинокий, выносливый….
Какой?
страдает, живёт, борется, трудится….
Что?
Одинокая, добрая, заботливая, внимательная…
жить, дать жизнь сыну
удивляется, жалеет, сочувствует, целует, помогает….
Зачем?
Улучшить жизнь
Вопросы
- Как вы полагаете, что сделают дети? Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
- Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной?
- Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?
- Человек рождается дважды, жизнь – вечный труд.
- Как вы думаете, это конец истории? А вы как бы её закончили?
Вопросы
- Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь?
- Сможет ли земля отблагодарить ребят? Как изменилась жизнь на пустыре через год?
- Как вы думаете, что же будет с цветком потом?
Итоги урока
- Какую мудрость веками хранимую русским народом, передаёт нам писатель?
- Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая «открытие» маленькой неизвестной жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть, что никто до неё не замечал?
- Сделали ли вы какие-либо выводы для себя?
Синквейн
- Существительное - тема
- 2 прилагательных – описание темы
- 3 глагола – описание действия
- 4 слова – отношение к теме
- 1 слово – суть темы
1 вариант – Даша,
2 вариант – цветок
Пример синквейна
Даша
Добрая, отзывчивая
Грустит, сострадает, поддерживает
Она помогает цветку
Друг
Цветок
Одинокий, терпеливый
Страдает, борется, стремится
Он любит жизнь.
Герой
«Измени события»
1)Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло.
2) В середине лета цветок распустил венчик вверху.
3) На краю пустыря Даша почувствовала благоухание.
4) И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря.
5) Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.
Проверь
«Закончи предложения»
1.Жил на свете …
2.А однажды упало из ветра одно …
3.Днем цветок сторожил ветер, а ночью …
4.Даша жила с подругами в …
5.На краю пустыря Даша почувствовала …
6. Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как …
7. Удобряя землю на пустыре, пионеры работали …
8. Всю долгую зиму она помнила …
9.От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка…
10. Он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он …
Рефлексия
- Сегодня я понял, что…..
- Мне было легко….
- Испытывал затруднения…….
Домашнее задание
- Составить конспект о жизни и творчестве Михаила Пришвина
- На выбор: составить кроссворд о М.Пришвине