СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы. Биография М.Ю.Лермонтова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы. Биография М.Ю.Лермонтова.»

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове Презентация учителя русского языка и литературы Жидиковой Юлии Викторовны

Краткие

сведения

о М.Ю.Лермонтове

Презентация

учителя русского языка и литературы

Жидиковой Юлии Викторовны

Родители М.Ю.Лермонтова Мария Михайловна Лермонтова  (Арсеньева) Юрий Петрович Лермонтов

Родители М.Ю.Лермонтова

Мария Михайловна Лермонтова

(Арсеньева)

Юрий Петрович Лермонтов

Бабушка поэта Е.А.Арсеньева В возрасте «полугоду» родители привезли М.Ю.Лермонтова из Москвы в Тарханы. Детство провел он в имении бабушки Е. А. Арсеньевой в Пензенской губернии.

Бабушка поэта Е.А.Арсеньева

В возрасте «полугоду» родители привезли М.Ю.Лермонтова из Москвы в Тарханы.

Детство провел он в имении бабушки

Е. А. Арсеньевой в Пензенской губернии.

По свидетельству современника,

По свидетельству современника, " в доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано

для пользы и удовольствия ее внука ".

Ранние портреты М.Ю.Лермонтова Самый ранний портрет Лермонтова 3-4 -летнего ребёнка, выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. Поскольку мальчик-то был одарённый, то художник показал и его склонности к рисованию: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками.

Ранние портреты М.Ю.Лермонтова

Самый ранний портрет Лермонтова 3-4 -летнего ребёнка, выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. Поскольку мальчик-то был одарённый, то художник показал и его склонности к рисованию: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками.

Второй детский портрет Лермонтова выполнен в 1820-22 гг. тоже, наверное, крепостным. На портрете мы видим шести восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную военную курточку и синий костюм с золотым шитьём. В такую же военную форму одевались и его друзья, когда играли в траншеях на территории поместья. Бабушка очень хотела сделать из внука военного.

Второй детский портрет Лермонтова выполнен в 1820-22 гг. тоже, наверное, крепостным. На портрете мы видим шести восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную военную курточку и синий костюм с золотым шитьём. В такую же военную форму одевались и его друзья, когда играли в траншеях на территории поместья. Бабушка очень хотела сделать из внука военного.

Учёба в Благородном пансионе при Московском университете  « Святое место! Помню я, как сон, Твои кафедры, залы, коридоры, Твоих сынов заносчивые споры О Боге, о Вселенной…»

Учёба в Благородном пансионе

при Московском университете

« Святое место!

Помню я, как сон,

Твои кафедры, залы, коридоры,

Твоих сынов заносчивые споры

О Боге, о Вселенной…»

Годы учения в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров В 1832 году поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где принимал участие в составлении рукописного журнала

Годы учения в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

В 1832 году поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где принимал участие в составлении рукописного журнала "Школьная заря", в котором были помещены его юнкерские поэмы "Гошпиталь", "Петергофский праздник", "Уланша" и юнкерские стихи.

Этот портрет, как свидетель-ствует A.M. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 г., сразу по производстве внука в корнеты. Поэт изображен в вицмундире лейб-гвардейского Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. «Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка». Художник Ф.О. Будкин. 1834.

Этот портрет, как свидетель-ствует A.M. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 г., сразу по производстве внука в корнеты. Поэт изображен в вицмундире лейб-гвардейского Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.

«Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка».

Художник Ф.О. Будкин. 1834.

Стихотворение «Смерть Поэта» Как поэт Лермонтов прославился мгновенно: 28 января 1837 г., когда появился слух о смерти А. С. Пушкина (Пушкин скончался 29 января), Лермонтов написал «Смерть Поэта». Стихотворение при помощи его друга С.А. Раевского широко распространилось в списках.

Стихотворение «Смерть Поэта»

Как поэт Лермонтов прославился мгновенно: 28 января 1837 г., когда появился слух о смерти А. С. Пушкина (Пушкин скончался 29 января), Лермонтов написал «Смерть Поэта». Стихотворение при помощи его друга С.А. Раевского широко распространилось в списках.

Этот портрет Лермонтова относится к январю – февралю 1837. Выполнен он П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. Правду сказать, Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистической манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому . «Лермонтов в расстегнутом ментике с золотыми шнурками». П.Е. Заболотский. 1837.

Этот портрет Лермонтова относится к январю – февралю 1837. Выполнен он П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу

Е.А. Арсеньевой. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. Правду сказать, Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистической манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении

к портретируемому .

«Лермонтов в расстегнутом ментике с золотыми шнурками».

П.Е. Заболотский. 1837.

Ссылка на Кавказ

Ссылка на Кавказ

М.Ю.Лермонтов. «Перестрелка в горах Дагестана». Масло.1840-41 г На Кавказе в 1837 г. Лермонтову не пришлось участвовать в боевых действиях, но, как писал он осенью С.А.Раевскому, «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахети…» Дважды в своих путешествиях ему пришлось отстреливаться от горцев, притом один раз втроём от «шайки лезгин».

М.Ю.Лермонтов.

«Перестрелка в горах Дагестана». Масло.1840-41 г

На Кавказе в 1837 г. Лермонтову не пришлось участвовать в боевых действиях, но, как писал он осенью С.А.Раевскому, «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахети…» Дважды в своих путешествиях ему пришлось отстреливаться от горцев, притом один раз втроём от «шайки лезгин».

В 1837-1838 гг. Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя на фоне гор в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе. Это один из лучших и достовернейших портретов. «Лермонтов. Автопортрет».  Акварель. 1837 г.

В 1837-1838 гг. Лермонтов создаёт свой автопортрет.

Он изобразил себя на фоне гор

в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске

с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке,

с шашкой на поясе.

Это один из лучших и достовернейших портретов.

«Лермонтов. Автопортрет».

Акварель. 1837 г.

М.Ю.Лермонтов-художник Известно, что Лермонтов всю жизнь, до своей безвременной гибели, увлекался рисованием. Многие из его художественных работ не сохранились, но то, что дошло до наших дней, - более десятка работ маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков – даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

М.Ю.Лермонтов-художник

Известно, что Лермонтов всю жизнь, до своей безвременной гибели, увлекался рисованием. Многие из его художественных работ не сохранились, но то, что дошло до наших дней, - более десятка работ маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков – даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

«Вид Тифлиса». Масло.1837 г.

«Вид Тифлиса». Масло.1837 г.

«Крестовый перевал». Масло.1837- 38 гг.

«Крестовый перевал». Масло.1837- 38 гг.

«Вид Пятигорска». Масло. 1837 г.

«Вид Пятигорска». Масло. 1837 г.

«Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами)». Масло.1837- 38г г.

«Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами)». Масло.1837- 38г г.

На картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» Лермонтов изобразил места, воспетые им в поэме «Мцыри». Действие поэмы происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…». «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».1837 г.

На картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» Лермонтов изобразил места, воспетые им в поэме «Мцыри». Действие поэмы происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…».

«Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».1837 г.

 М.Ю.Лермонтов в Петербурге «Я пустился в большой свет, — сообщал Лермонтов М.А. Лопухиной конце 1838 г. — В течение месяца на меня была мода, меня буквально pазрывали... Все эти люди, которых я поносил в своих стихах, стараются осыпать меня лестью. Самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихов и хвастаются ими как триумфом. Тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ — отказали, не хотят даже, чтобы меня убили».

М.Ю.Лермонтов в Петербурге

«Я пустился в большой свет, — сообщал Лермонтов М.А. Лопухиной конце 1838 г. — В течение месяца на меня была мода, меня буквально pазрывали... Все эти люди, которых я поносил в своих стихах, стараются осыпать меня лестью. Самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихов и хвастаются ими как триумфом. Тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ — отказали, не хотят даже, чтобы меня убили».

Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера — из коллекции князя В.А.Меншикова. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился. «Лермонтов». Художник А.И. Клюндер. 1838.

Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера — из коллекции князя В.А.Меншикова. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился.

«Лермонтов». Художник А.И. Клюндер. 1838.

Поэт одет в тёмный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837 г., выполнен опытным художником с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твёрдость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 г. «Лермонтов в штатском сюртуке». Художник П.Е.Залототский. 1840 г.

Поэт одет в тёмный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837 г., выполнен опытным художником с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твёрдость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта

в начале 1840 г.

«Лермонтов в штатском сюртуке». Художник П.Е.Залототский. 1840 г.

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 г. с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П.Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В.Россильона. Это – единствен-ный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. «Лермонтов». Рисунок Д.П.Палена. 1840.

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 г.

с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П.Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В.Россильона. Это – единствен-ный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.

«Лермонтов». Рисунок Д.П.Палена. 1840.

Последние годы жизни М.Ю.Лермонтова Н.С. Мартынов 1815-1875 Пятигорск. Дом Верзилиных, где произошла ссора М.Ю. Лермонтова с Мартыновым

Последние годы жизни М.Ю.Лермонтова

Н.С. Мартынов

1815-1875

Пятигорск. Дом Верзилиных,

где произошла ссора М.Ю. Лермонтова

с Мартыновым

Место дуэли М.Ю.Лермонтова у подножия горы Машук. г.Пятигорск

Место дуэли М.Ю.Лермонтова у подножия горы Машук. г.Пятигорск

Часовня на могиле М.Ю.Лермонтова. с.Лермонтово (Тарханы)

Часовня на могиле М.Ю.Лермонтова. с.Лермонтово (Тарханы)

В апреле 1842 года прах Лермонтова перевезли в Тарханы, где он и был погребен в часовне - фамильном склепе Арсеньевых .  

В апреле 1842 года прах Лермонтова перевезли в Тарханы, где он и был погребен в часовне - фамильном склепе Арсеньевых .