СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Литература-кладезь искусства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создан в соавторстве с Козловой И.А.

Урок состоит из 10 этапов:

1.«Узнай произведение по картине»

2.«Узнай писателя»

3.«Мы иллюстраторы»

4.«Собери стихотворение»

5.«Фильм. Фильм. Фильм»

6.«Веселая перемена»

7.«Литературоведческий диктант»

8.«Познавательные вопросы»

9.«Песенный»

10.«Творческий»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Литература-кладезь искусства"»

Интерактивный интегрированный урок   «ЛИТЕРАТУРА – КЛАДЕЗЬ ИСКУССТВА» Разработали: Шишлова Н.В., Козлова И.А., учителя русского языка и литературы

Интерактивный интегрированный урок «ЛИТЕРАТУРА – КЛАДЕЗЬ ИСКУССТВА»

Разработали: Шишлова Н.В., Козлова И.А., учителя русского языка и литературы

Невежда также в ослепленье  Бранит науку и ученье  И все ученые труды,  Не чувствуя, что он вкушает их плоды. ( И.А. Крылов «Свинья под дубом»)

Невежда также в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

( И.А. Крылов «Свинья под дубом»)

Урок состоит из 10 этапов:  «Узнай произведение по картине» «Узнай писателя» «Мы иллюстраторы» «Собери стихотворение» «Фильм. Фильм. Фильм» «Веселая перемена» «Литературоведческий диктант» «Познавательные вопросы» «Песенный» «Творческий»

Урок состоит из 10 этапов:

  • «Узнай произведение по картине»
  • «Узнай писателя»
  • «Мы иллюстраторы»
  • «Собери стихотворение»
  • «Фильм. Фильм. Фильм»
  • «Веселая перемена»
  • «Литературоведческий диктант»
  • «Познавательные вопросы»
  • «Песенный»
  • «Творческий»
Правила урока Участвуют 3 команды. Урок состоит из нескольких этапов, выполняя которые команды зарабатывают баллы. Победит команда, набравшая большее количество баллов. Ответы принимаются только после заданного вопроса, за нарушение снимается 1 балл.

Правила урока

  • Участвуют 3 команды.
  • Урок состоит из нескольких этапов, выполняя которые команды зарабатывают баллы.
  • Победит команда, набравшая большее количество баллов.
  • Ответы принимаются только после заданного вопроса, за нарушение снимается 1 балл.

1. «Узнай произведение по картине»   Узнайте по картине произведение, назовите автора. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.

«Узнай

произведение

по картине»

  • Узнайте по картине произведение, назовите автора.
  • За каждый правильный ответ – 1 балл.
Художник Андрей Попов « Демьянова уха» 1865

Художник Андрей Попов « Демьянова уха» 1865

Иван Андреевич Крылов  Басня «Демьянова уха»

Иван Андреевич Крылов

Басня

«Демьянова уха»

Художник Василий Пукирёв Неравный брак 1862

Художник Василий Пукирёв

Неравный

брак

1862

Александр Сергеевич Пушкин  Роман «Дубровский»

Александр Сергеевич Пушкин

Роман

«Дубровский»

Художник Михаил Врубель Царевна-Лебедь 1900

Художник

Михаил

Врубель

Царевна-Лебедь

1900

Александр Сергеевич Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о

царе Салтане»

2. «Узнай писателя»    Узнайте по портрету известного русского классика. За каждый правильный ответ – 1 балл.

2.

«Узнай писателя»

  • Узнайте по портрету известного русского классика.
  • За каждый правильный ответ – 1 балл.
Александр  Сергеевич  Пушкин

Александр

Сергеевич

Пушкин

 Николай Васильевич  Гоголь

Николай Васильевич

Гоголь

Антон Павлович  Чехов

Антон Павлович

Чехов

Михаил Юрьевич  Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

 Лев Николаевич  Толстой

Лев Николаевич Толстой

Иван Сергеевич  Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

3. «Мы иллюстраторы»    Узнайте по рисунку литературного героя, назовите произведение и автора. За каждый правильный ответ – 1 балл.

3.

«Мы иллюстраторы»

  • Узнайте по рисунку литературного героя, назовите произведение и автора.
  • За каждый правильный ответ – 1 балл.
4. «Собери стихотворение» За каждый правильный ответ – 1 балл.

4. «Собери стихотворение»

  • За каждый правильный ответ – 1 балл.
Под градом полтавский  стеной в огне живою бой  над падшим раскалённым строем бой отражённым строй свежий и грянул

Под градом полтавский

стеной в огне живою бой

над падшим раскалённым

строем бой отражённым

строй свежий и грянул

Александр Сергеевич Пушкин «Полтава»

Александр

Сергеевич

Пушкин

«Полтава»

кинул что моря далекой одинокой голубом  что белеет он что он  стране в тумане он в ищет  в родном парус краю

кинул что моря далекой одинокой голубом

что белеет он что он стране в тумане он в ищет

в родном парус краю

Михаил Юрьевич Лермонтов  «Парус»

Михаил Юрьевич Лермонтов «Парус»

 Авроры мороз навстречу дремлешь и солнце красавица день сомкнуты чудесный  негой проснись еще ты друг пора открой звездою прелестный взоры   северной явись севера

Авроры мороз навстречу дремлешь и солнце красавица день сомкнуты чудесный  негой проснись еще ты друг пора открой звездою прелестный взоры  северной явись севера

Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»

Александр

Сергеевич

Пушкин

«Зимнее утро»

5.«Фильм. Фильм. Фильм» Посмотрите фрагменты фильмов и назовите автора произведения, на основе которого снят фильм. За каждый правильный ответ – 1 балл.

5.«Фильм. Фильм. Фильм»

  • Посмотрите фрагменты фильмов и назовите автора произведения, на основе которого снят фильм.
  • За каждый правильный ответ – 1 балл.

6. «Весёлая переменка»

6. «Весёлая

переменка»

7. «Литературоведческий диктант» За каждый правильный ответ – 1 балл.

7. «Литературоведческий

диктант»

  • За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ваша задача - отгадать термин. 1.Литературный, положительный, отрицательный, сказочный  (________). 2.Жалобная, адресная, амбарная, интересная (___________). 3.Нашумевший, модный, исторический, любовный (__________).  4.Школьное, классное, домашнее, экзаменационное (___________).

Ваша задача - отгадать термин.

1.Литературный, положительный, отрицательный, сказочный  (________).

2.Жалобная, адресная, амбарная, интересная (___________).

3.Нашумевший, модный, исторический, любовный (__________).

4.Школьное, классное, домашнее, экзаменационное (___________).

ОТВЕТЫ: 1.Литературный, положительный, отрицательный, сказочный  (ГЕРОЙ). 2.Жалобная, адресная, амбарная, интересная (КНИГА). 3.Нашумевший, модный, исторический, любовный (РОМАН).  4.Школьное, классное, домашнее, экзаменационное (СОЧИНЕНИЕ).

ОТВЕТЫ:

1.Литературный, положительный, отрицательный, сказочный  (ГЕРОЙ).

2.Жалобная, адресная, амбарная, интересная (КНИГА).

3.Нашумевший, модный, исторический, любовный (РОМАН).

4.Школьное, классное, домашнее, экзаменационное (СОЧИНЕНИЕ).

 Отгадать АНАГРАММЫ (переставить буквы так, чтобы получились имена писателей, литературные термины, имена героев) 1.ОВАЛ ( псевдоним Гоголя)  - (___________). 2.Фуга (немецкий писатель-сказочник ) – (__________). 3.МОНЕ (капитан из книги Ж.Верна)  - (___________). 4.УКОС (героиня сказки «Три толстяка)- (_________). 5. ТОВАР(создатель литературного произведения)- (___________). 6.АТЛАНТ (выдающиеся способности писателя) –(___________). 7.ЛИК+РЕПА (речь персонажей в пьесе)-(___________). 8.ОМОН+ГОЛ(высказывание одного героя )-(_________).

Отгадать АНАГРАММЫ (переставить буквы так, чтобы получились имена писателей, литературные термины, имена героев)

1.ОВАЛ ( псевдоним Гоголя)  - (___________).

2.Фуга (немецкий писатель-сказочник ) – (__________). 3.МОНЕ (капитан из книги Ж.Верна)  - (___________).

4.УКОС (героиня сказки «Три толстяка)- (_________).

5. ТОВАР(создатель литературного произведения)- (___________).

6.АТЛАНТ (выдающиеся способности писателя) –(___________).

7.ЛИК+РЕПА (речь персонажей в пьесе)-(___________). 8.ОМОН+ГОЛ(высказывание одного героя )-(_________).

ОТВЕТЫ 1.ОВАЛ ( псевдоним Гоголя)  -(АЛОВ). 2.ФУГА (немецкий писатель-сказочник ) –(ГАУФ). 3.МОНЕ (капитан из книги Ж.Верна)  - (НЕМО). 4.УКОС (героиня сказки «Три толстяка)- (СУОК). 5. ТОВАР(создатель литературного произведения)- (АВТОР). 6.АТЛАНТ (выдающиеся способности писателя) –(ТАЛАНТ). 7.ЛИК+РЕПА (речь персонажей в пьесе)-(РЕПЛИКА). 8.ОМОН+ГОЛ(высказывание одного героя )-(МОНОЛОГ).

ОТВЕТЫ

1.ОВАЛ ( псевдоним Гоголя)  -(АЛОВ).

2.ФУГА (немецкий писатель-сказочник ) –(ГАУФ).

3.МОНЕ (капитан из книги Ж.Верна)  - (НЕМО).

4.УКОС (героиня сказки «Три толстяка)- (СУОК).

5. ТОВАР(создатель литературного произведения)- (АВТОР).

6.АТЛАНТ (выдающиеся способности писателя) –(ТАЛАНТ).

7.ЛИК+РЕПА (речь персонажей в пьесе)-(РЕПЛИКА).

8.ОМОН+ГОЛ(высказывание одного героя )-(МОНОЛОГ).

8. «Познавательные вопросы» За каждый правильный ответ – 1 балл.

8.

«Познавательные

вопросы»

  • За каждый правильный ответ – 1 балл.
  1. На каких зданиях в Древней Греции была надпись: «Здесь живут мертвые и говорят немые»? (__________) 2.Закончите мысль английского писателя Сомерсета Моэма : «Лучше читать расписание поездов, чем  … (_____________) 3.Кто основал первую библиотеку на Руси? ( _____________) 4. «Чтение - лучшее учение». Кому принадлежат слова?(_________) 5. Что Владимир  Даль называл «ходячим умом народа»? (_____________)

  1. На каких зданиях в Древней Греции была надпись: «Здесь живут мертвые и говорят немые»? (__________)

2.Закончите мысль английского писателя Сомерсета Моэма : «Лучше читать расписание поездов, чем  … (_____________)

3.Кто основал первую библиотеку на Руси?

( _____________)

4. «Чтение - лучшее учение». Кому принадлежат слова?(_________)

5. Что Владимир  Даль называл «ходячим умом народа»? (_____________)

  1. На каких зданиях в Древней Греции была надпись: «Здесь живут мертвые и говорят немые»? (БИБЛИОТЕКА) 2.Закончите мысль английского писателя Сомерсета Моэма : «Лучше читать расписание поездов, чем  … (НИЧЕГО НЕ ЧИТАТЬ) 3.Кто основал первую библиотеку на Руси? (ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ) 4. «Чтение - лучшее учение». Кому принадлежат слова?( А.С.ПУШКИН) 5. Что Владимир  Даль называл «ходячим умом народа»? (ПОСЛОВИЦЫ)

  1. На каких зданиях в Древней Греции была надпись: «Здесь живут мертвые и говорят немые»? (БИБЛИОТЕКА)

2.Закончите мысль английского писателя Сомерсета Моэма : «Лучше читать расписание поездов, чем  … (НИЧЕГО НЕ ЧИТАТЬ)

3.Кто основал первую библиотеку на Руси? (ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ)

4. «Чтение - лучшее учение». Кому принадлежат слова?( А.С.ПУШКИН)

5. Что Владимир  Даль называл «ходячим умом народа»? (ПОСЛОВИЦЫ)

9. «Песенный этап»  Послушайте песню. Отгадайте исполнителя и название. Дополнительные баллы получает команда, которая сможет указать автора текста песни.

9.

«Песенный этап»

  • Послушайте песню. Отгадайте исполнителя и название.
  • Дополнительные баллы получает команда, которая сможет указать автора текста песни.
Маша и медведи –  Любочка

Маша и медведи – Любочка

Агния Борто  «Любочка»

Агния Борто «Любочка»

Отпетые мошенники - Гуляка

Отпетые мошенники - Гуляка

С. Есенин «Я обманывать себя не стану»

С. Есенин «Я обманывать себя не стану»

Алла Пугачева –  Свеча горела

Алла Пугачева – Свеча горела

Б. Пастернак  «Зимняя ночь»

Б. Пастернак «Зимняя ночь»

10.  «ТВОРЧЕСКИЙ  этап »

10.

«ТВОРЧЕСКИЙ

этап »

И.А.Крылов. Басня «Свинья под дубом» Свинья под Дубом вековым  Наелась желудей досыта, до отвала;  Наевшись, выспалась под ним;  Потом, глаза продравши, встала  И рылом подрывать у Дуба корни стала.

И.А.Крылов. Басня «Свинья под дубом»

Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, - Ей с Дубу Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может". "Пусть сохнет, - говорит Свинья, - Ничуть меня то не тревожит, В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут". Невежда также в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Продолжите фразы: Сегодня на уроке я узнал_______________________ Мне было трудно______________________________ Мне понравилось______________________________ Я запомнил___________________________________ Я поставил оценку ____ команде, _____ себе, ___ учителям.

Продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал_______________________
  • Мне было трудно______________________________ Мне понравилось______________________________
  • Я запомнил___________________________________
  • Я поставил оценку ____ команде, _____ себе, ___ учителям.
«Домашнее задание»  Сочините буриме с рифмой «солнце – оконце». (1 балл.) Посмотрите фильм и сопоставьте его с литературным произведением. Напишите отзыв. (3 балла)

«Домашнее задание»

  • Сочините буриме с рифмой «солнце – оконце». (1 балл.)
  • Посмотрите фильм и сопоставьте его с литературным произведением. Напишите отзыв. (3 балла)
 СПАСИБО  ЗА РАБОТУ!   ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!