СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 8 классе "А.С.Пушкин. "Капитанская дочка": история создания, комментированное чтение 1-2 глав".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к первым двум урокам по роману Пушкина "Капитанская дочка".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 8 классе "А.С.Пушкин. "Капитанская дочка": история создания, комментированное чтение 1-2 глав".»

 «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения.

«Капитанская дочка». Историческая основа романа.

Творческая история произведения.

 С начала 1830-х годов в центре внимания Пушкина был XVIII век: эпоха Петра Первого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II — крестьянский бунт 1773-1774 годов. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года и опубликованная в 1834 году под названием «История Пугачевского бунта» (название изменено Николаем I).

С начала 1830-х годов в центре внимания Пушкина был XVIII век: эпоха Петра Первого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II — крестьянский бунт 1773-1774 годов.

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года и опубликованная в 1834 году под названием «История Пугачевского бунта»

(название изменено Николаем I).

Крестьянская война Пугачева кратко может быть охарактеризована как массовое народное восстание, сотрясавшее Российскую империю с 1773 по 1775 годы. Волнения происходили на огромных территориях, включающих Урал, Поволжье, Башкирию и Оренбургский край. Лидером восстания выступил Емельян Пугачев – донской казак, объявивший себя императором Петром III. Емельян Пугачёв. Портрет, приложенный к изданию «Истории пугачёвского бунта» А. С. Пушкина, 1834

Крестьянская война Пугачева кратко может быть охарактеризована как массовое народное восстание, сотрясавшее Российскую империю с 1773 по 1775 годы. Волнения происходили на огромных территориях, включающих Урал, Поволжье, Башкирию и Оренбургский край. Лидером восстания выступил Емельян Пугачев – донской казак, объявивший себя императором Петром III.

Емельян Пугачёв.

Портрет, приложенный к изданию «Истории пугачёвского бунта»

А. С. Пушкина, 1834

Емельян Пугачёв

Емельян Пугачёв

Емельян Пугачёв

Емельян Пугачёв

« История Пугачёва» « Грех сказать,- говорила мне 80-летняя казачка, - на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал » , - записывает Пушкин.

« История Пугачёва»

« Грех сказать,- говорила мне 80-летняя казачка, - на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал » , - записывает Пушкин.

 Петр ІІІ - царь слабый, вздорный, неумный. Император был низложен 28 июня 1762 г

Петр ІІІ -

царь слабый, вздорный, неумный. Император был низложен

28 июня 1762 г

Екатерина ІІ «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали».  А. С. Пушкин

Екатерина ІІ

«Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали».

А. С. Пушкин

Христофор-Бургардт  фон Миних  Он был среди несогласных с её воцарением. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Христофор-Бургардт фон Миних

Он был среди несогласных с её воцарением. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Домашнее задание 1. Прочитать внимательно 1-2 главы. 2. Ответить на вопросы: Почему своё поведение Гринёв называет в 1-й день самостоятельной жизни поведением мальчишки, вырвавшегося на волю? Каким тоном говорит рассказчик о своём поведении? Как сказалось крепостническое воспитание молодого Гринёва на его обращении с Савельичем? Какое впечатление на вас производит Савельич? Что привлекает вас в характере Гринёва, когда вы читаете эпизод в симбирском трактире?

Домашнее задание

1. Прочитать внимательно 1-2 главы.

2. Ответить на вопросы:

  • Почему своё поведение Гринёв называет в 1-й день самостоятельной жизни поведением мальчишки, вырвавшегося на волю? Каким тоном говорит рассказчик о своём поведении?
  • Как сказалось крепостническое воспитание молодого Гринёва на его обращении с Савельичем?
  • Какое впечатление на вас производит Савельич?
  • Что привлекает вас в характере Гринёва, когда вы читаете эпизод в симбирском трактире?

 Пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности, прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.

Пословица

«Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности,

прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.

Что такое честь? Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.  Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». «Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».

Что такое честь?

  • Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

  • Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».

«Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».

 С. Герасимов. «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

С. Герасимов.

«Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в

чехарду с дворовыми мальчишками».

 «Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Художник А. Иткин.

«Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно».

Художник А. Иткин.

 Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы? В чем его основной смысл?

Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы?

В чем его основной смысл?

Прощальные слова отца «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся… береги платье снову, а честь смолоду …»

Прощальные слова отца

«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников;

за их лаской не гоняйся;

на службу не напрашивайся;

от службы не отговаривайся…

береги платье снову, а честь смолоду …»

 Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Старинная песня «Вожатый». Буран. Художник М. Малышев. 1887.

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Старинная песня

«Вожатый». Буран.

Художник М. Малышев. 1887.

 «Вожатый». Буран. Художник С. Иванов. 1899.

«Вожатый». Буран.

Художник С. Иванов. 1899.

 «Гей, добрый человек ! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога ?» Художник С. Герасимов.

«Гей, добрый человек ! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога ?» Художник С. Герасимов.

 «Его благородие мне жалует шубу со своего плеча...». Художник А. Иткин.

«Его благородие мне жалует шубу со своего плеча...». Художник А. Иткин.

Домашнее задание 1. Перечитать 3-5 главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 2. Составить цитатный план главы 4 «Поединок» и подготовить её художественный пересказ. 3. Индивидуальные задания: выписать из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости, ответить на вопрос: «Какой предстает перед героем Белогорская крепость?»; подготовить рассказ о Швабрине по материалам 3 главы  

Домашнее задание

1. Перечитать 3-5 главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. Составить цитатный план главы 4 «Поединок» и подготовить её художественный пересказ.

3. Индивидуальные задания:

  • выписать из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости, ответить на вопрос: «Какой предстает перед героем Белогорская крепость?»;
  • подготовить рассказ о Швабрине по материалам 3 главы