Урок литературы
в 9 классе
« Тема женской верности в творчестве К.М.Симонова»
Выполнила: учитель литературы Юлдожбаева Оксана Сергеевна
Ассоциации :
любовь, лебединая верность, семья
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой. Константин Симонов 1941г.
Тема урока:
« Женская верность, воспетая К.М.Симоновым»
Цель урока :
- понять, что значит для поэта
«женская верность»;
- проследить, как эта тема отражена в творчестве поэта ;
Биография Русский писатель, поэт, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября 1915 в Петрограде в дворянской семье. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив училище точной механики, Симонов идет работать на авиационный завод .В эти же годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934 . Затем продолжил свое образование в институтах Москвы. Закончил курсы военных корреспондентов.
С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был военным корреспондентом многих газет, в 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны – полковника. В качестве военкора побывал на всех фронтах, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны нашла свое отражение в его творчестве. Среди произведений Константина Симонова - романы, повести, пьесы, рассказы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, стихотворения, дневники, путевые очерки . Например, "История одной любви" (1940; пьеса), "Парень из нашего города" (1941; пьеса;)"С тобой и без тебя" (1942; сборник стихов), "Жди меня" (1943; сценарий кинофильма), "Война" (1944; сборник стихов и др.
Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.
История создания стихотворения «Жди меня»:
В январе 1942 года военный журналист Константин Симонов предложил редактору газеты 44-й армии стихотворение «Жди меня».
Редактор, по собственному признанию, «стал что-то бормотать, что в газету нужно героическое, а не лирическое. И потом бил себя по лысеющей голове, когда эти стихи опубликовала «Правда».
Для миллионов людей на передовой и в тылу они стали молитвой верности, клятвой любви, символом святости супружеских уз.
Написано оно в 1941 году. Автор и думать не мог, что напечатает стихи, так как изначально писал письмо. Симонов посвятил стихотворение любимой женщине, Валентине Серовой. В нем есть его собственные признания.
Но такие стихотворения нужны были всем. Люди испытывали такие же чувства, поэты дали фронтовикам слова, которые были у тех в сердце, но не находили точного выражения.
Поначалу Константин Симонов отказывался публиковать это стихотворение, считая его глубоко личным и не предназначенным для широкого круга читателей. Ведь лишь несколько близких друзей поэта были посвящены в его сердечную тайну. Однако именно они настояли на том, чтобы стихотворение «Жди меня, и я вернусь», в котором так нуждались тысячи солдат и их любимые, стало достоянием общественности. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам.
Сам К.Симонов говорил об этом стихотворении :
« Любовь , воспетая стихами»
Работа в группах
1. группа « Тематика и проблематика и жанр стихотворения»;
- О чем это стихотворение?
- Основная мысль стихотворения?
- Определите жанр стихотворения ?
2. группа «Система образов стихотворения»
- Подумайте, от чьего имени ведется повествование?
- Каким вы увидели лирического героя? Как можно оценить его душевное состояние? Какой он человек?
- К кому обращены эти строки?
3. группа « Композиция стихотворения»
- Что представляет собой композиция стихотворения?
- О чем говорится в каждой строфе стихотворения?
4. группа « Художественно-изобразительные средства стихотворения»
- Каким языком написано стихотворение?
- Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими особые чувства?
- Как звучит стихотворение, какое в нем ключевое слово?
- Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?
- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что вера любимой незыблема? Какое средство выразительности помогает нам это понять?
- Найдите строки, где автор упоминает о смерти. Почему автор говорит «смертям», ведь смерть бывает одна? Верно ли звучит эта фраза применительно к войне?
- Какие еще художественные средства выразительности использовал автор, чтобы написать это замечательное произведение?
ФИЗМИНУТКА
Беседа по стихотворению К.М.Симонова « Открытое письмо»
- Подумайте о чем оно, что осуждает автор?
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение К.Симонова
« Открытое письмо»?
- Какими словами передано отношение автора к поступку женщины?
Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
Домашнее задание на выбор:
А) Выучить наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня»;
Б) Анализ стихотворения «Открытое письмо» по ранее изученному плану;
Спасибо за урок