СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы «Звучит нестареющий Моцарт» по произведению А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери. (7 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача урока: обобщить знания учащихся по драматическим произведениям А.С. Пушкина. Кластер, сравнительная характеристика героев, инсценирование - помогут понять характер и поступки главных героев.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы «Звучит нестареющий Моцарт» по произведению А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери. (7 класс)»

тема Когда музыка плачет, с нею вместе  плачет  всё человечество, плачет  вся природа...

тема

Когда музыка плачет,

с нею вместе

плачет

всё человечество,

плачет

вся природа...

Задачи урока Обобщить знания учащихся по драматическим произведениям А.С. Пушкина. Расширить круг чтения драматических произведений. Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.

Задачи урока

  • Обобщить знания учащихся по драматическим произведениям А.С. Пушкина.
  • Расширить круг чтения драматических произведений.
  • Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.
эпиграф Как многогранна музыка!  Как юно Она, звуча сквозь времени пласты, В сердцах людских затрагивает  Струны Любви, печали, памяти, мечты.  Ирина Волобуева.

эпиграф

Как многогранна музыка!

Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает

Струны

Любви, печали, памяти, мечты.

Ирина Волобуева.

2. Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Разговаривая, мы отлично понимаем, что хочет сказать наш собеседник, какие картины рисует он нашему воображению.

Спор критиков

1. Язык слов и язык музыки…на первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

2. Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика Александра Серова, «доказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают весь этот внутренний душевный мир, для которого слово – только самая внешняя и довольно грубая оболочка».

1. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.

1. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все… происходит общение чувств – разговор сердец. «Искусством поэтической мысли» назвал музыку композитор Николай Римский-Корсаков.

2. Однако, язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим соперником и в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую

Пересказать поэзию и музыку

все равно,

что любоваться цветами,

засушенными в гербарии.

1. Чувство же роднит наших друзей – соперников? Благодаря какому свойству, общему для обоих искусств, они могут идти в едином строю? Их объединяет интонация. Вот зерно, из которого вырастают осмысленные, одушевленные звуки и в речи, и в музыке. Интонация словно высвечивает и музыкальные звуки изнутри, она обладает неограниченными возможностями в передачи мысли и чувства.

2. А можно ли словами передать содержание совершенно бессловесной музыки? Ведь существуют среди музыкантов мнение, да и многие слушатели его разделяют, - музыка начинается там, где слова бессильны. Музыка – это язык чувств, и она овладевает нами прежде, чем ее постигает

Михаил Матусовский

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Как бы ни была неопределенна и многозначительна музыка, почти всегда, слушая ее, мы способны перевести звучание в какие-то картины, мимолетные образы. И их можно передать словами. Писатели часто прибегают к ассоциациям, рожденные музыкой, чтобы показать своего героя ярче, глубже, разносторонней.

К.Г. Паустовский в рассказе «Корзина с еловыми шишками» приводит свою героиню Дагни на симфонический концерт, где исполнялись произведения Эдварда Грига. С композитором Дагни познакомилась еще маленькой девочках в родных бергенских лесах. «Дагни впервые слушала симфоническую музыку, - пишет Паустовский, - она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызвали у Дагни множество картин, похожих на сны…

мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки… да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум моря! Стеклянные корабли пенели воды. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слушала эту песню у себя в горах.»

П.И. Чайковский Только та музыка может  тронуть,  потрясти  и задеть,  которая вылилась  из глубины взволнованной вдохновением души. П.И. Чайковский.

П.И. Чайковский

Только та музыка может

тронуть,

потрясти

и задеть,

которая вылилась

из глубины

взволнованной вдохновением души.

П.И. Чайковский.

Запись темы афиши афиша Моцарт нестареющий Звучит ... несравненный неповторимый бессмертный вечный сегодняшний

Запись темы афиши

афиша

Моцарт

нестареющий

Звучит

...

несравненный

неповторимый

бессмертный

вечный

сегодняшний

Звучит нестареющий Моцарт Да! Звучит нестареющий Моцарт, Музыкой я несказанно обласкан, Сердце В порыве высоких эмоций Каждому хочется добра И согласья. Виктор Боков. «Счастье».

Звучит нестареющий Моцарт

Да! Звучит нестареющий Моцарт,

Музыкой я несказанно обласкан,

Сердце

В порыве высоких эмоций

Каждому хочется добра

И согласья.

Виктор Боков. «Счастье».

Давайте побеседуем. беседа  Зачем нам нужна музыка Моцарта?  «Поэзия – послушная дочь музыки» - прекрасная моцартовская формула. Попытайтесь развить ее и доказать.  Какие чувства вызвала у вас музыка?  Охарактеризуйте музыку Моцарта, подобрав эпитеты? светлая счастливая величественная радостная танцевальная звучит на балу

Давайте побеседуем.

беседа

  • Зачем нам нужна музыка Моцарта?
  • «Поэзия – послушная дочь музыки» - прекрасная моцартовская формула. Попытайтесь развить ее и доказать.
  • Какие чувства вызвала у вас музыка?
  • Охарактеризуйте музыку Моцарта, подобрав эпитеты?

светлая

счастливая

величественная

радостная

танцевальная

звучит на балу

А. Рубин Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе - М о ц а р т. А. Рубинштейн

А. Рубин

Вечный

солнечный свет

в музыке.

Имя тебе - М о ц а р т.

А. Рубинштейн

 Гете считал, что если бы Моцарт не умер, именно он был бы призван написать музыку к «Фаусту». Гете был «духовным братом» Моцарта и близок ему по типу творчества. Симфоническая музыка занимает в наследии Моцарта почетное место. Гениальный автор «Волшебной флейты» и «Реквиема» создал за свою короткую жизнь свыше 100 оркестровых и камерных сочинений. С особой силой гений композитора проявился в симфониях. Гете Ни один композитор так не утончен, не требует такой музыкальной культуры, как Моцарт. Он ближе всего к Леонардо да Винчи; Джоконда есть музыка Моцарта в красках.  И. Гете. Лакримоза.

Гете считал, что если бы Моцарт не умер, именно он был бы призван написать музыку к «Фаусту». Гете был «духовным братом» Моцарта и близок ему по типу творчества. Симфоническая музыка занимает в наследии Моцарта почетное место. Гениальный автор «Волшебной флейты» и «Реквиема» создал за свою короткую жизнь свыше 100 оркестровых и камерных сочинений. С особой силой гений композитора проявился в симфониях.

Гете

Ни один композитор так не утончен, не требует такой музыкальной культуры, как Моцарт. Он ближе всего к Леонардо да Винчи; Джоконда есть музыка Моцарта в красках. И. Гете.

Лакримоза.

Давайте побеседуем. Давайте побеседуем  Можно ли об этой музыке сказать, что это солнечный свет?  Мог ли быть автором этой музыки Моцарт?  Эта музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания. Моцарт в это время был очень болен. Что вы знаете о В.А.Моцарте? А. Сальери Стиль В. Моцарта Сцены из жизни Сочинения В.А. Моцарт «Моцарт и Сальери»

Давайте побеседуем.

Давайте побеседуем

  • Можно ли об этой музыке сказать, что это солнечный свет?
  • Мог ли быть автором этой музыки Моцарт?

Эта музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания. Моцарт в это время был очень болен.

  • Что вы знаете о В.А.Моцарте?

А. Сальери

Стиль В. Моцарта

Сцены из жизни

Сочинения

В.А. Моцарт

«Моцарт и Сальери»

 Мы говорим, что Пушкин гений, гений слова. То же самое можно сказать, что Моцарт гений, гений музыки. Что мы понимаем под словом «гений»? гений ГЕН ий превосходство Гений и талант нуждаются в такой крепкой скорлупе, которая защищает от перемены погоды. А. Виноградов. Гений – это беспредельная способность трудиться. С. Моэм.

Мы говорим, что Пушкин гений, гений слова. То же самое можно сказать, что Моцарт гений, гений музыки. Что мы понимаем под словом «гений»?

гений

ГЕН

ий

превосходство

Гений и талант нуждаются в такой крепкой скорлупе, которая защищает от перемены погоды. А. Виноградов.

Гений – это беспредельная способность трудиться. С. Моэм.

Когда музыка плачет, с нею вместе плачет всё человечество, плачет вся природа…  «Реквием» – заупокойная католическая месса. Моцарт — это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, совершенная гармоничность и стройность формы — вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках».    Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Когда музыка плачет,

с нею вместе

плачет всё человечество,

плачет вся природа…

«Реквием» – заупокойная католическая месса.

Моцарт — это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, совершенная гармоничность и стройность формы — вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках». Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Инсценировка отрывка из произведения АСП 3 1 2 группа группа группа

Инсценировка отрывка из произведения АСП

3

1

2

группа

группа

группа

"Пир во время чумы"

"Каменный гость"

"Моцарт и Сальери"

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин

4

5

группа

группа

"Скупой рыцарь"

"Маленькие трагедии"

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин

Пятистишия пятистишия А.Пушкин В.А.Моцарт 2. Великий, неповторимый. 3. Творит, любит, анализирует. 4. Есть рассвет русской литературы. 5. Гений. 2. Великий, нестареющий. 3. Чувствует, учит, создает. 4. Затрагивает музыкой струны души. 5. Нестареющий. Маленькие трагедии А.Сальери 2. Великие, неповторимые. 3. Творит, любит, анализирует. 4. В каждой из трагедии показаны гнуснейшие человеческие пороки. 5. Трагедии. 2. Безжалостный, подлый. 3. Предал, убил, раскаялся. 4. «Музыку разъял, как труп...» 5. Завистник (смерть, предательство).

Пятистишия

пятистишия

А.Пушкин

В.А.Моцарт

2. Великий, неповторимый.

3. Творит, любит, анализирует.

4. Есть рассвет русской литературы.

5. Гений.

2. Великий, нестареющий.

3. Чувствует, учит, создает.

4. Затрагивает музыкой струны души.

5. Нестареющий.

Маленькие трагедии

А.Сальери

2. Великие, неповторимые.

3. Творит, любит, анализирует.

4. В каждой из трагедии показаны гнуснейшие человеческие пороки.

5. Трагедии.

2. Безжалостный, подлый.

3. Предал, убил, раскаялся.

4. «Музыку разъял, как труп...»

5. Завистник (смерть, предательство).

Пятистишия 2 Сожаление, надежда, ужас, сосредоточенность духа, смятение, энтузиазм, вера, сомнение, упоение славой, спокойствие – все это и еще многое другое музыка дает нам или отнимает у нас силою своего гения и в меру нашей восприимчивости. Музыка Жорж Санд  2. Мелодичная, чувственная. 3. Оживляет, одухотворяет, звучит. 4. Музыка заставляет чувствовать, сопереживать. 5. Искусство.  Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может и з о б р а ж а т ь переживания этих душ. Стендаль

Пятистишия 2

Сожаление, надежда, ужас, сосредоточенность духа, смятение, энтузиазм, вера, сомнение, упоение славой, спокойствие – все это и еще многое другое музыка дает нам или отнимает у нас силою своего гения и в меру нашей восприимчивости.

Музыка

Жорж Санд

2. Мелодичная, чувственная.

3. Оживляет, одухотворяет, звучит.

4. Музыка заставляет чувствовать, сопереживать.

5. Искусство.

Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может и з о б р а ж а т ь переживания этих душ.

Стендаль

эссе Ф.И._____________ ___ класс «____» «___»_________20__г. эссе  Если у тебя была бы возможность, ЧТО БЫ ТЫ ХОТЕЛ СЕГОДНЯ СКАЗАТЬ МОЦАРТУ (САЛЬЕРИ)? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

эссе

Ф.И._____________

___ класс «____»

«___»_________20__г.

эссе

Если у тебя была бы возможность, ЧТО БЫ ТЫ ХОТЕЛ СЕГОДНЯ СКАЗАТЬ МОЦАРТУ (САЛЬЕРИ)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

« »  - настолько «мило», что уснул « »  - от урока я устал, позевал я и поспал « »  - мне НЕ скучно и Неклассно, словом, все  как-то напрасно « »  - для меня уже не ново, все давно уже знакомо « » - Ваш урок всем был хорош, но  на многие похож « » - мило, классно, ново было , но  чего-то не хватило « » - классно было, все прекрасно . К ВАМ хочу еще  не раз Оценка содержания урока 1 2 3 4 5 6 7 Оценка содержания урока

« » - настолько «мило», что уснул

« » - от урока я устал, позевал я и поспал

« » - мне НЕ скучно и Неклассно, словом, все как-то напрасно

« » - для меня уже не ново, все давно уже знакомо

« » - Ваш урок всем был хорош, но на многие похож

« » - мило, классно, ново было , но чего-то не хватило

« » - классно было, все прекрасно . К ВАМ хочу еще

не раз

Оценка содержания урока

1

2

3

4

5

6

7

Оценка содержания урока

А.С. ПУШКИН

диаграмма

В.А. МОЦАРТ

6 июня 1799г – 29 января 1937г.

38 лет

ПОЭТ, ПРОЗАИК, ДРАМАТУРГ

БЫЛ СОЗДАТЕЛЕМ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

РОДОНОЧАЛЬНИКОМ РЕАЛИЗМА

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

И ПЕРВЫМ РУССКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПОЭТОМ

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Н.В. Гоголь.

Пушкина застрелил на дуэле

барон Д' Антес

с 5-6 лет начинают сочинять свои первые произведения

1756 – 1791

35 лет

великий австрийский композитор

МУЗЫКАНТ, КОМПОЗИТОР

Моцарт – больше композитор ХХ века, чем композитор ХIХ века, и больше композитор ХYIIIвека, от которого он оторвался и ушел в будущее. Г.В. Чичерин

«Поэзия – послушная дочь музыки» - прекрасная моцартовская формула.

Для Моцарта характерно раздвоение: как раз в то время, когда в нем вырабатывались наиболее глубокие произведения, он внешне был смелым, шутил, говорил всякий вздор. Но и в его музыке эта двойственность – слезы под смехом, внешняя очаровательность и глубокая скорбь. Г.В. Чичерин

Гете был «духовным братом» Моцарта и был близок Моцарту по типу творчества.

По легенде Моцарта отравил Сальери из зависти.

ЛЮБИЛИ СВОЮ СЕМЬЮ

избранники небес

ГЕНИИ

ИХ

ПРЕСЛЕДОВАЛИ

ВСЮ ЖИЗНЬ

СЛАВА

ПРЕДСКАЗАЛИ

СВОЮ СМЕРТЬ

ИМ ЗАВИДОВАЛИ

СМЕРТЬ

ТЕМА 5 . ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ В МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ Дама Моцарт - Сальери  А.С. ПУШКИН трагедия «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ... МОЦАРТ Трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» Реформаторские идеи Глюка оказали влияние на музыку Моцарта и Сальери принадлежат к «избранникам небес» ДОБРО и ЗЛО ГЕНИАЛЬНОСТЬ и ЗЛОДЕЙСТВО  САЛЬЕРИ 1756 – 1791 – 35 лет  ТАЛАНТ  1750-1825 – 75 лет АНТАГОНИСТ итальянский композитор, дирижер и педагог ГЕНИЙ ЗЛОДЕЙ великий австрийский композитор ПРЕДСКАЗАЛИ СВОЮ СМЕРТЬ Моцарт наполнен музыкальными  темами ждет от своего труда, от усильных напряжений, от занятий музыкой «презренной славы» - славы, благодарности толпы МУЗЫКА Две сцены в «Моцарте и Сальери» можно уподобить крыльям бабочки – они симметричны и зеркальны. В первой – Сальери серьезен, приходит веселый Моцарт; во второй сцене – весел Сальери, приходит мрачный Моцарт, он встревожен мыслями и предчувствиями. СЛАВА СМЕРТЬ

ТЕМА 5 . ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ В МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Дама Моцарт - Сальери

А.С. ПУШКИН

трагедия «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»

ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ...

МОЦАРТ

Трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

Реформаторские идеи Глюка оказали влияние на музыку Моцарта и Сальери

принадлежат к «избранникам небес»

ДОБРО и ЗЛО

ГЕНИАЛЬНОСТЬ и ЗЛОДЕЙСТВО

САЛЬЕРИ

1756 – 1791 – 35 лет

ТАЛАНТ

1750-1825 – 75 лет

АНТАГОНИСТ

итальянский композитор, дирижер и педагог

ГЕНИЙ

ЗЛОДЕЙ

великий австрийский композитор

ПРЕДСКАЗАЛИ СВОЮ СМЕРТЬ

Моцарт наполнен музыкальными

темами

ждет от своего труда, от усильных напряжений, от занятий музыкой «презренной славы» - славы, благодарности толпы

МУЗЫКА

Две сцены в «Моцарте и Сальери» можно уподобить крыльям бабочки – они симметричны и зеркальны. В первой – Сальери серьезен, приходит веселый Моцарт; во второй сцене – весел Сальери, приходит мрачный Моцарт, он встревожен мыслями и предчувствиями.

СЛАВА

СМЕРТЬ

Волфганг Амадей Моцарт 27.01.1756 - 1791

  • Вольфганг Амадей [дэ] Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756–1791 в Зальцбурге) — австрийский композитор . Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал . Занятия музыкой начал под руководством отца — Леопольда Моцарта (придворный музыкант).
  • Первые сочинения появились в 1761 .
  • С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии.
  • В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в Болонье.
  • В 1769–81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист.
  • В 1781 переехал в Вену, где создал оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро»; выступал в концертах («академиях»).
  • В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан», тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II.
  • В 1788 создал 3 наиболее известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur.
  • В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром).

Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника

  • Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации.
  • В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивости и естественности.
  • Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта — человеческая личность , которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия.

Стиль Моцарта

  • Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Моцарт внёс огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.
  • Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества — музыкальный театр.
  • Творчество Моцарта составило эпоху в развитии оперы . Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматической и музыкально-симфонической закономерностей, индивидуальность драматургических решений. Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее»; в «Свадьбе Фигаро» на базе оперы-буффа пришёл к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан».

Сочинения В.А. Моцарта

  • Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в том числе песен, арий, бытовой музыки для оркестра и ансамблей. Из поздних образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием .
  • Оперы — Митридат, царь понтийский (1770), Луций Сулла (1772, обе — Милан), Мнимая садовница (1775), Идоменей (1781, обе — Мюнхен), Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786, обе — Вена), Дон Жуан (1787, Прага), Так поступают все (1790, Вена), Милосердие Тита (1791, Прага), Волшебная флейта (1791, Вена) и другие.
  • Балетная музыка ; оратории и кантаты; мессы; реквием (не окончен); для оркестра — симфонии, в т. ч. D-dur (Haffner, 1782), C-dur (Linzer, 1783), D-dur (Prager, 1786), Es-dur (1788), g-moll (1788), C-dur (1788).
  • Серенады , дивертисменты, кассации; концерты для инструментов с оркестром — около 30 для фортепиано (d-moll, 1785; A-dur, c-moll, 1786; B-dur, 1791, и др.), для скрипки ( 5 ), для кларнета (A-dur, 1791), для валторны ( 4 ); камерно-инструментальные ансамбли — 6 струнных квинтетов (в т. ч. g-moll, 1787), свыше 20 струнных квартетов (в т. ч. 6 квартетов, посвящённых Й. Гайдну, 1782–85, и др.), трио; церковные сонаты, духовые дивертисменты; для фортепиано и скрипки — сонаты ( свыше 30 ), вариации; для фортепиано — сонаты ( 19 — в 2 руки, 5 — в 4 руки), вариации, менуэты, рондо, фантазии; хоры; песни, арии и вокальные ансамбли; вокальные каноны и другие.
Уроки сестры и первые опыты  Уже в ранние годы проявились музыкальные способности Моцарта. Он присутствовал на уроках музыки своей сестры Марии Анны и скоро начал свои первые опыты игры на клавесине.

Уроки сестры и первые опыты

Уже в ранние годы проявились музыкальные способности Моцарта. Он присутствовал на уроках музыки своей сестры Марии Анны и скоро начал свои первые опыты игры на клавесине.

 Леопольд (отец Моцарта) сразу заметил музыкальный талант ребенка и разучил с ним несколько менуэтов. Но вскоре репертуар Вольфганга стал более изысканным, и юный Моцарт начал сочинять собственные произведения. Имея прекрасные способности, Моцарт играл на клавесине все лучше.  Уже в пять лет он занимался музыкой вместе со студентами и исполнил музыкальную комедию.  После этих успехов Леопольд понял, что вундеркиндов пора показывать свету. Решение отца показать детей свету Менуэт Моцарт с отцом и сестрой

Леопольд (отец Моцарта) сразу заметил музыкальный талант ребенка и разучил с ним несколько менуэтов.

Но вскоре репертуар Вольфганга стал более изысканным, и юный Моцарт начал сочинять собственные произведения.

Имея прекрасные способности, Моцарт играл на клавесине все лучше.

Уже в пять лет он занимался музыкой вместе со студентами и исполнил музыкальную комедию.

После этих успехов Леопольд понял, что вундеркиндов пора показывать свету.

Решение отца показать детей свету

Менуэт

Моцарт с отцом и сестрой

Антонио Сальери 1750-1825   В самом деле, почти каждый, услышавший это имя, немедленно представляет себе злодея, отравившего (в буквальном или переносном смысле) жизнь Моцарта (Mozart, Wolfgang Amadeus, 1756-1791).  Серьёзные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений. В русскоязычной культуре миллионы людей почерпнули эти представления из маленькой трагедии Пушкина

Антонио Сальери

1750-1825

В самом деле, почти каждый, услышавший это имя, немедленно представляет себе злодея, отравившего (в буквальном или переносном смысле) жизнь Моцарта (Mozart, Wolfgang Amadeus, 1756-1791).

Серьёзные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений. В русскоязычной культуре миллионы людей почерпнули эти представления из маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери", а также из её театральных постановок и экранизаций.

Антонио Сальери

Трагедия «Моцарт и Сальери»

  • Пушкин сам был Моцартом ,- в искусстве,- и он знал это; но во всем другом он был Сальери,- и это он тоже знал, это он мучительно чувствовал каждый день, потому что его жизнь была очень трудна. Конечно, дар песен - неоценимое богатство; он сам сказал о себе:

Иная, высшая награда

Была мне небом суждена:

Самолюбивых дум отрада,

Мечтанья неземного сна.

  • Другим - удача во всем и легкая жизнь, богатство, красота, успех у женщин: тоже сладкие дары и тоже данные даром. Что за произвол в раздаче и какая возмутительная, какая оскорбительная несправедливость! Но ведь он сам, Пушкин,- носитель такого же дарового дара? Да,- и тем хуже. Пушкин и свой дар рассматривал как частный случай общей несправедливости.
  • Так, мне кажется (М.О. Гершензон – автор статьи), родилась в нем идея "Моцарта и Сальери". Случайному или произвольному определению "неба" человеческое сознание противопоставляет свой закон,- закон справедливости. "Моцарт и Сальери" есть трагедия причинно мыслящего разума, осужденного жить в мире, где главные события совершаются беспричинно; и Пушкин, выступает здесь истолкователем и адвокатом протестующего сознания. В мире царит Судьба: разум, восстав против нее, конечно, будет раздавлен, потому что Судьба - однократная Случайность , что в общем жизнь все-таки совершается причинно, и что поэтому, как только случайность исчезнет, все опять пойдет закономерно. Именно так рассуждает у Пушкина Сальери. Он слишком уверен в нормальности разумного порядка; всякий другой порядок бытия кажется ему настолько нелепым и невероятным, что он просто не хочет допустить такой возможности; оттого он убивает не себя, а Моцарта , чтобы с устранением этой чудовищной аномалии восстановился правильный ход вещей.

Сальери

  • В пьесе одно действующее лицо,- Сальери, потому что Моцарт не действует - он только есть. Сальери действует в пьесе (убивает Моцарта), потому что действие, целесообразная активность, есть вообще его стихия, тогда как Моцарт - как бы пассивное орудие небесных сил. Это одна из заветных мыслей Пушкина, обычный у него контраст : действовать - земное , от ущерба или греха; небесное же (красота, совершенство, избыток) - пассивно , неподвижно, не стремится и потому не действует.
  • Сальери всю жизнь действовал, он и в драме действует; у Моцарта нет биографии, и мы ее не узнаем в драме, а биографию Сальери узнаем, чтобы видеть последовательность его усилий. Сальери сам не сознает, что явление Моцарта для него - не только вопрос об искусстве или о славе : здесь для него поставлен на карту самый смысл существования , ибо если признать явление Моцарта законным, то все прошлое деятеля Сальери оказывается глупостью, а будущего у него вовсе нет. Сальери с ранних лет поставил свою жизнь на почву человеческого, последовательного созидания; для него история - прогресс, и в частности музыка развивается прогрессивно, в силу целесообразной человеческой деятельности. Такому же честному труженику, как он, Сальери не позавидует; напротив, наличность таких же радует его, потому что самым фактом своего делового усердия они укрепляют в нем его жизненную основу, его уверенность в творческой силе сознательных действий.

Я счастлив был - я наслаждался мирно

Своим трудом, успехом, славой; также

Трудами и успехами друзей,

Товарищей моих в искусстве дивном.

  • Это - нормальный прогресс искусства и заслуженный, понятный успех его деятелей.

Моцарт

  • Вдруг является Моцарт, как молния с неба. Не то страшит Сальери, что Моцарт превзойдет его славою, но Моцарт - явно гений , больше, чем он, и гений, не заработавший своей гениальности. Что же это? Значит в мире есть еще и второй закон, кроме закона понятного и освящаемого разумом, и Моцарт - гений по второму закону? Сальери не может допустить мысли, что такой закон существует; существует только один закон - приобретения по заслугам, иначе мир - хаос и ужас, и жить нельзя. Важно заметить, что, по Пушкину, Сальери непоколебимо уверен в своей гениальности. Он - гений, и этим он обязан самому себе. В этой мысли Сальери - великая гордыня, крайнее самоутверждение человека. Сальери убивает Моцарта, чтобы устранить двойственность из мира и восстановить единовластие того разумного закона, которому он доверился сызмала и которому обязан всем; он убивает в сущности не Моцарта, а Бога ("небо") и спасает не себя, а человечество в его целесообразном труде.

Я избран, чтоб его/ Остановить,- не то мы все погибли./

Мы все, жрецы, служители музыки, / Не я один с моей глухою славой.

  • Эти слова в устах Сальери - не софизм, это - его настоящая мысль. Непонятно, чудовищно на минуту нарушен закон: ему, Сальери, выпал тяжкий жребий устранить нарушение, чтобы опять водворился правильный строй, где высшие блага даются справедливо, по заслугам. Он ставит вопрос широко:

Что пользы, если Моцарт будет жив/ И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство? Нет! / Оно падет опять, как он исчезнет:

Наследника нам не оставит он. / Что пользы в нем? Как некий херувим.

Он несколько занес нам песен райских./ Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

Пушкин и Сальери

  • Эта драма об одном Сальери, Моцарт же - только искра, от которой загорается пламя, освещающее для нас душу Сальери. Таков излюбленный прием Пушкина: взять душу готовую, вполне насыщенную, поднести к ней извне соответственную частицу бытия, и сразу накопленный в ней жар вспыхивает пожаром, и мы с изумлением видим (о чем раньше никто бы и не догадался), какая страсть назрела в этой душе и как эта страсть была сильна. В "Моцарте и Сальери" Моцарт играет только служебную роль, и таким Пушкин изобразил его. Моцарт должен быть полярно противоположен Сальери в том, что составляет сущность Сальери. Если Сальери олицетворяет собою человеческое самоутверждение, то Моцарт должен быть весь олицетворением небесных сил. Таким он и представлен в драме.
  • Пушкин по себе знал, как много серьезного в душе гения, как много скорбного в его жизни, как много труда в его творчестве. Но все это в Моцарте скрыто от нас; он повернут к Сальери и к нам своей небесной стороной: беспечный в жизни, бессознательно или шутя создающий гениальное в искусстве. Он творит не потому, что трудится творить, как Сальери, а единственно потому, что он "с волей небесною дружен". Его небесную природу Пушкин разоблачает еще иначе: Моцарт бессознательно знает и близкую свою смерть, и в Сальери - своего убийцу, о чем он сознательно, конечно, не смеет и мыслить, Его душа открыта и ведению неба, как звукам небесным. Он, можно сказать, максимально небесен из всех людей, каких мог бы встретить Сальери, и потому его явление - наиболее резкий вызов существу Сальери, какой только возможен. Только при встрече с таким явлением душа Сальери должна дать полную реакцию, в которой она и раскрывается до дна.

Антиподы – Моцарт и Сальери. Кто прав?

  • Коренное различие Моцарта и Сальери в том, что Сальери чувствует себя "служителем искусства", а Моцарт чувствует себя "сыном гармонии". Для Сальери искусство - суровый и властный господин, награждающий за труд и по заслугам; искусство - вне его; он в поте лица трудится для искусства, как вернейший раб, и ждет, что за усердие господин наградит его:

Быть может, посетит меня восторг /И творческая ночь и вдохновенье.

  • О Моцарте он ставит кардинальный вопрос: "Что пользы в нем?", т. е. для искусства. Он вовсе не служит ей и не ждет от нее даров, она как бы изнутри и помимо воли внушается ему:

Намедни ночью / Бессонница моя меня томила,

И в голову пришли мне две-три мысли / Сегодня я их набросал.

  • Сальери живет для искусства, а для Моцарта творчество одно из естественных проявлений его жизни, притом - из приятнейших; Сальери говорит о нем: "Гуляка праздный", а он сам называет себя: "Счастливец праздный", да и не себя одного, а всякого музыканта, потому что иначе он не может представить себе жизнь в музыке, как только радостным цветением души в созвучиях.

  • Кто из них прав? Правы оба , хотя по-разному. Человек, как обитаемая им земля, не только вращается вокруг своей собственной оси (Сальери), но и несется в пространстве по далекой орбите. Наша планета гармонично сочетала в себе оба движения - почему же в человеческой душе не координировались разум и судьба ? И вот, есть два судилища: пред судом разума прав Сальери, но явление Моцарта - живая красота - вовсе не подлежит этому суду.
Домашнее задание Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

Спасибо за внимание Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

фотохроника СИЛА МУЗЫКИ В ЕЕ ГАРМОНИИ Как многогранна музыка!  Как юно Она, звуча сквозь времени пласты,  В сердцах людских затрагивает  Струны  любви, печали, памяти, мечты. Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой. В.А. Моцарт. Пересказать поэзию и музыку все равно, что любоваться цветами, засушенными в гербарии.  М. Матусовский. ЗВУЧИТ НЕСТАРЕЮЩИЙ МОЦАРТ Музыкальные критики: ученики 7 класса «А» ГУ «СОШ № 4» Брудер Евгений и Жандос Моцарт – Кенжибеков Арнур Сальери – Туржанов Рустем Музыкант – Соломенникова Марианна Учитель русского языка Подольская И.А. ФРАГМЕНТ УРОКА – защита КЛАСТЕРОВ Кабдулгазиева Райхан и Насибуллина Райхан защищают кластер группы, тема защиты - трагедия «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина

фотохроника

СИЛА МУЗЫКИ В ЕЕ ГАРМОНИИ

Как многогранна музыка!

Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает

Струны

любви, печали, памяти, мечты.

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой. В.А. Моцарт.

Пересказать поэзию

и музыку все равно,

что любоваться цветами,

засушенными в гербарии.

М. Матусовский.

ЗВУЧИТ НЕСТАРЕЮЩИЙ МОЦАРТ

Музыкальные критики: ученики 7 класса «А» ГУ «СОШ № 4»

Брудер Евгений и Жандос

Моцарт – Кенжибеков Арнур

Сальери – Туржанов Рустем

Музыкант – Соломенникова Марианна

Учитель русского языка Подольская И.А.

ФРАГМЕНТ УРОКА – защита КЛАСТЕРОВ

Кабдулгазиева Райхан и Насибуллина Райхан защищают кластер группы, тема защиты - трагедия «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина

фото2 ПОЭЗИЯ - ПОСЛУШНАЯ ДОЧЬ МУЗЫКИ ФРАГМЕНТ УРОКА – защита КЛАСТЕРОВ Шелковская Александра и Курбатова Ольга защищают кластер группы, тема защиты - трагедия «Каменный гость» А.С. Пушкина ФРАГМЕНТ УРОКА Защита КЛАСТЕРА «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. В роли спикера учитель литературы сш № 4 Половко Л.Г. ФРАГМЕНТ УРОКА Написание ПЯТИСТИШИЙ. Спикеры групп знакомят со своими работами. Темы пятистиший: 1. Маленькие трагедии. . А.С. Пушкин. . Моцарт. . Сальери. . Музыка … нет правды на земле. Но правды нет - и выше. УЧЕНИКИ ОЦЕНИВАЮТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА В уроке приняли участие учителя школы и города, студенты Ф –312 группы и МНО. Работай студентов руководила Молдажарова А.А. - После урока появилось желание еще раз перечитать трагедии А.С. Пушкина. Рефлексия

фото2

ПОЭЗИЯ - ПОСЛУШНАЯ ДОЧЬ МУЗЫКИ

ФРАГМЕНТ УРОКА – защита КЛАСТЕРОВ

Шелковская Александра и Курбатова Ольга защищают кластер группы, тема защиты - трагедия «Каменный гость» А.С. Пушкина

ФРАГМЕНТ УРОКА

Защита КЛАСТЕРА «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.

В роли спикера учитель литературы сш № 4 Половко Л.Г.

ФРАГМЕНТ УРОКА

Написание ПЯТИСТИШИЙ. Спикеры групп знакомят со своими работами. Темы пятистиший:

1. Маленькие трагедии.

  • . А.С. Пушкин.
  • . Моцарт.
  • . Сальери.
  • . Музыка

нет правды на земле.

Но правды нет - и выше.

УЧЕНИКИ ОЦЕНИВАЮТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА

В уроке приняли участие учителя школы и города, студенты Ф –312 группы и МНО.

Работай студентов руководила Молдажарова А.А. -

После урока появилось желание еще раз перечитать трагедии А.С. Пушкина.

Рефлексия

пригласительный Уважаемая Любовь Григорьевна !  Приглашаю Вас принять участие в уроках по произведениям А.С. Пушкина.  Уроки состоятся 15.10.17г.  Время проведения 9.45 - 11.35.  Место проведения ГУ «СОШ №4»,  кабинет № 10  Учитель Подольская И.А. А.С. Пушкин Звучит нестареющий Моцарт Следить за мыслями великого человека – наука самая занимательная.  А.С. Пушкин.

пригласительный

Уважаемая Любовь Григорьевна !

Приглашаю Вас принять участие в уроках по произведениям А.С. Пушкина.

Уроки состоятся 15.10.17г.

Время проведения 9.45 - 11.35.

Место проведения ГУ «СОШ №4»,

кабинет № 10

Учитель Подольская И.А.

А.С. Пушкин

Звучит нестареющий Моцарт

Следить за мыслями великого человека – наука самая занимательная.

А.С. Пушкин.