Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Материнство – вечная тема искусства"»
«Материнство – вечная тема искусства.»
Цель урока: формирование эстетического восприятия произведений искусства.
Презентацию выполнила:
Печенкина Л.В.
Учитель музыки и МХК
МОУ « СОШ №10»
г. Миасс
Ход урока.
- «Веснянка» Русская народная песня ( распевка ).
- «Веснянка» Русская народная песня (текст).
- Беседа.
- С. Рафаэль «Сикстинская Мадонна».
- Ф. Шуберт « Ave Мария».
- Стихи А. Фета.
- В. Гаврилин «Мама» (алгоритм работы).
- В. Гаврилин «Мама» (текст).
- Итог работы по теме урока.
«Веснянка» Русская народная песня
Алгоритм работы:
- -прослушать песню в исполнении учителя,
- -определить характер музыки,
- -прочитать и проанализировать текст,
- -определить ритмические особенности,
- -проговорить ритм на слоги «ти» и «та»,
- -прохлопать в ладоши,
- -проанализировать мелодию, найти распевы,
- -просольфеджировать мелодию (спеть с названием звуков),
- -спеть мелодию со словами.
Рекомендации учителя, во время пения:
- правильно сидеть,
- петь в унисон,
- не форсировать звук (петь не громко),
- слушать рядом сидящего ученика и подстраиваться под него.
«Веснянка» Русская народная песня
1. Ой, бежит ручьём вода
Нету снега, нету льда.
Припев.
Ой, вода, ой, вода
Нету снега, нету льда.
2.Прилетели журавли
И соловушки малы.
Припев.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
3.Мы весняночку поём
Весну красную зовём
Припев.
Ой, поём, ой, поём
Весну красную зовём.
Беседа.
Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, Родина- Мать. Выразительностью музыкального решения нежных и трогательных строк о маме в соединении их с классической интонационностью песенной мелодии, чистой, строгой, но возвышенной простотой распева песня напоминает классическое адажио. Непрерывность разворачивающейся мелодии широкого дыхания с мягкими задержаниями, форшлагами, красочными, но благородно- спокойными скачками и мерно пульсирующим аккомпанементом вызывает в памяти известное соло флейты из оперы Э. Глюка «Орфей и Эвридика».
С. Рафаэль «Сикстинская мадонна»
- Анализ картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». -какое эмоциональное впечатление вы переживаете, глядя на эту картину. - кто изображён на картине? - кто такая Дева Мария? - куда направляет стопы? - куда устремила взгляд? - какой колорит преобладает в картине? - где происходит действие?
Стихи А. Фета.
Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
Ф. Шуберт « Ave Мария»
- Анализ музыки романса Ф.Шуберта «Аве Мария»: характер звучания, лад, динамика, распевность, регистр. Пение начальной фразы романса хором (см. материал учебника).
- Чтение поэтических строк Данте и Пушкина. Вывод: изображение на картине, музыка и стихи создают чистый и прекрасный образ Девы Марии.
В. Гаврилин «Мама»
Алгоритм работы:
- прослушивание песни в исполнении учителя,
- анализ образного содержания песни, - чтение и разбор текста, - разучивание мелодии по фразам (игра «Эхо») - пение хором под аккомпанемент учителя, - работа над ансамблем.
В. Гаврилин «Мама»
1.Руки усталые, тихо опущены
Волосы русые в узел завязаны.
Припев. Милая моя, нежная моя,
Добрая моя, мама.
2.Всё мне мерещатся годы бывалые,
Юности прожитой кофточка алая.
Припев.
3.Как уберечь тебя, как защитить тебя
Как удержать тебя в дни быстротечные.
Припев.
Итог работы по теме урока.
Закрепление пройденного матерьяла: -спеть песню ансамблями, - вспомнить фамилии композиторов и название их произведений, - вспомнить фамилию художника и название картины, - назвать то произведение искусства, которое понравилось.