Беспредметное искусство. Абстракционизм.
Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) - направление в в живописи и скульптуре начал XX в., отказавшегося от реальности, как предмета творчества. Одна из целей абстракционизма - создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Переход из кубизма в область абстракции произошёл через ОРФИЗМ (франц. orphisme, от Orphee — Орфей), течение в западноевропейской живописи 1910-х годов, близкое к кубизму и футуризму. Создателем и теоретиком направления был французский художник Р. Делоне. Название дал в 1912 Аполлинер. Орфисты ( Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан) стремились выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей, окрашенных в чистые, яркие тона.
Робер Делоне.
Теория «чистой живописи»
Соня и Робер Делоне.
Робер Делоне.
«Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость»
Пит (Питер Корнелис) Мондриан) (1872 – 1944) -
- создатель «геометpического» абстpакционизма.
- комбинации прямолинейных геометрических фигур, раскрашенные в основные цвета спектра – синий, красный, бёлтый, дополненные чёрным, белым и серым и разграниченные контурной линией;
- придание особое внимание равновесию вертикалей
Предтеча сюрреализма: дадаизм.
Происхождение термина
Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тзара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения»
Дадаи́зм , или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г.
Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях (корни современных граффити), псевдочертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.
Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм) — художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Основатель и теоретик сюрреализма — Анри Бретон
Провозгласили источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобождённые от контроля разума (совмещение сна и реальности)
Влияние теории З.Фрейда о бессознательном как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидении для понимания подлинных вкусов, влечений и причин поступков человека (метод свободных ассоциаций)
Темы: эротика, ирония, магия и подсознание.
Представители сюрреализма :
- в живописи - Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт
- в кинематографе - Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер, Дэвид Линч
- в фотографии - Филипп Халсман
- метод автоматического письма (бессвязное сочинение дробится на детали, в которых доминируют свободные ассоциации)
… Ночь странны гнева
Финансы морская соль
Осталась прекрасного лета ладонь, Сигареты умирающих.
- коллективное творчество (игра в слова)
- метод графического автоматизма (Андре Массой)
- техника «фроттажа» (франц. «натирание»)
- техника фюмажа (от фр. fumage - «задымление") - задымление поверхности копотью свечи с последующей проработкой формы и провоцирующий непреднамеренный образ
- использование «обманок» (реальное изображение персонажей и их окружения, но в фантастических, бредовых сочетаниях)
Домашнее задание:
1 . заполнить таблицу
Название худ. направления
Авторы, произведения
Основные сюжета
Используемые художественные приёмы
Ваше восприя-тие
2. прочитать с. 123 - 126 учебника