СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку МХК по теме: "Театр эпохи Возрождения"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрываются основные факты о театре эпохи Возрождения в разных странах. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК по теме: "Театр эпохи Возрождения"»

Театр в эпоху Возрождения

Театр в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения, родиной которого была Италия, наблюдается подъем в большинстве видов искусства. Изменения шли во всех аспектах театральной жизни: появлялись новые жанры, формы, театральные профессии, менялись и принципы театрального искусства. «Бродячие комедианты», Франсиско Гойя (1793)

В эпоху Возрождения, родиной которого была Италия, наблюдается подъем в большинстве видов искусства. Изменения шли во всех аспектах театральной жизни: появлялись новые жанры, формы, театральные профессии, менялись и принципы театрального искусства.

«Бродячие комедианты», Франсиско Гойя (1793)

Театр обрел новые зрелищные формы. Развитие шло в двух направлениях: ренессансной «ученой комедии»  и народной комедии-импровизации – «комедии дель арте».  «Любовь в Итальянской комедии», Антуан Ватто (1721)

Театр обрел новые зрелищные формы.

Развитие шло в двух направлениях:

ренессансной «ученой комедии»

и народной комедии-импровизации –

«комедии дель арте».

«Любовь в

Итальянской комедии»,

Антуан Ватто (1721)

В «ученой комедии» театр Ренессанса обрел полноту жизни. Из названия понятно, что в ней прослеживалась прямая связь с античностью, но идеология гуманизма внесла свои коррективы, поскольку пьесы писались учеными-гуманистами. Первая «ученая комедия» была написана Лудовико Ариосто . «Портрет мужчины в синем» ( Лудовико Ариосто ), Тициан,1512 год

В «ученой комедии» театр Ренессанса обрел полноту жизни. Из названия понятно, что в ней прослеживалась прямая связь с античностью, но идеология гуманизма внесла свои коррективы, поскольку пьесы писались учеными-гуманистами. Первая «ученая комедия» была написана Лудовико Ариосто .

«Портрет мужчины в синем»

( Лудовико Ариосто ), Тициан,1512 год

В произведениях присутствовали яркие и живые сцены, колоритные детали, но язык изменился на литературный. Теоретиками были разработаны принципы профессионального сценического театра. Осмысление канонов драматургии стало важной тенденцией становления нового театра.

В произведениях присутствовали яркие и живые сцены, колоритные детали, но язык изменился на литературный. Теоретиками были разработаны принципы профессионального сценического театра. Осмысление канонов драматургии стало важной тенденцией становления нового театра.

Комедия дель арте , или комедия масок , возникла в середине XVI в., впитав в себя элементы фарса, пародии и частично «ученой комедии». Название этого театрального направления определило то, что персонажами комедии стали типические образы-маски, исключающие индивидуальные черты характера героев.

Комедия дель арте , или комедия масок , возникла в середине XVI в., впитав в себя элементы фарса, пародии и частично «ученой комедии». Название этого театрального направления определило то, что персонажами комедии стали типические образы-маски, исключающие индивидуальные черты характера героев.

Труппа «Джелози», фламандский художник конца XVI века Одна и та же маска закреплялась за актером раз и навсегда. Количество масок, которые присутствовали в комедии дель арте, достигало сотни. Это было связано с тем, что у комедии дель арте было несколько центров, главные из которых - Венеция и Неаполь.

Труппа «Джелози», фламандский художник конца XVI века

Одна и та же маска закреплялась за актером раз и навсегда. Количество масок, которые присутствовали в комедии дель арте, достигало сотни. Это было связано с тем, что у комедии дель арте было несколько центров, главные из которых - Венеция и Неаполь.

У каждой маски был свой определенный костюм, особенно великолепными были костюмы влюбленных. Их реплики были взвешенны и просчитаны. Пожалуй, это единственная категория, которая фиксировала текст, отказавшись от импровизаций. «Представление комедии дель арте», Карел Дюжарден (1657)

У каждой маски был свой определенный костюм, особенно великолепными были костюмы влюбленных. Их реплики были взвешенны и просчитаны. Пожалуй, это единственная категория, которая фиксировала текст, отказавшись от импровизаций.

«Представление комедии дель арте»,

Карел Дюжарден (1657)

Персонажи комедии дель арте Доктор   (псевдоучёный доктор права, старик) Панталоне   (купец, скупой старик) Скарамучча (хвастливый вояка, трус)

Персонажи комедии дель арте

Доктор  

(псевдоучёный доктор права, старик)

Панталоне  

(купец, скупой старик)

Скарамучча (хвастливый вояка, трус)

Персонажи комедии дель арте Арлекин  Изабелла (юная влюблённая) (глупый слуга) Бригелла   (умный слуга)

Персонажи комедии дель арте

Арлекин

Изабелла (юная влюблённая)

(глупый слуга)

Бригелла  

(умный слуга)

Представление являло собой импровизацию и сценария не имело. Оно наполнялось репликами по ходу действия, в постановках комедии дель арте актеры внимательно следили за репликами партнеров. Такой метод работы постепенно привел к профессионализму. «Актёры итальянской комедии в Париже», гравюра XVII в.

Представление являло собой импровизацию и сценария не имело. Оно наполнялось репликами по ходу действия, в постановках комедии дель арте актеры внимательно следили за репликами партнеров. Такой метод работы постепенно привел к профессионализму.

«Актёры итальянской комедии в Париже», гравюра XVII в.

Испанский театр

Испанский театр

В XVI в. сформировался театр в Испании. Монархические основы, засилье католичества и освободительные войны отразились на театральном действе. Этим объясняется сохранение религиозного средневекового театра, основным жанром которого стал ауто. Спектакли разыгрывались на празднике Тела Христова.

В XVI в. сформировался театр в Испании. Монархические основы, засилье католичества и освободительные войны отразились на театральном действе. Этим объясняется сохранение религиозного средневекового театра, основным жанром которого стал ауто. Спектакли разыгрывались на празднике Тела Христова.

История испанского ренессансного театра начинается с Лопе де Руэда, который был и актером, и драматургом. Следующий этап связан с именем Мигеля де Сервантеса Сааведра . Лопе де Руэда Мигель де Сервантес

История испанского ренессансного театра начинается с Лопе де Руэда, который был и актером, и драматургом. Следующий этап связан с именем Мигеля де Сервантеса Сааведра .

Лопе де Руэда

Мигель де Сервантес

Испанскими авторами обычно становились священнослужители, что не мешало им писать и светские пьесы. В произведениях испанского Ренессанса преобладали плутовские сюжеты, комедии положений с любовной интригой. Первым автором, начавшим работать в рамках светского театра, стал Хуан дель Энсина . Хуан дель Энсина

Испанскими авторами обычно становились священнослужители, что не мешало им писать и светские пьесы. В произведениях испанского Ренессанса преобладали плутовские сюжеты, комедии положений с любовной интригой. Первым автором, начавшим работать в рамках светского театра, стал

Хуан дель Энсина .

Хуан дель Энсина

Наиболее значимым автором испанского Ренессанса стал Лопе де Вега . Он создал более 2000 пьес, разных по жанру и сюжетной линии. До нас дошли около 450, к ним относится: «Фуэнте Овехуна», «Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином». Лопе де Вега

Наиболее значимым автором испанского Ренессанса стал

Лопе де Вега .

Он создал более 2000 пьес, разных по жанру и сюжетной линии. До нас дошли около 450, к ним относится:

  • «Фуэнте Овехуна»,
  • «Учитель танцев»,
  • «Собака на сене»,
  • «Валенсианская вдова»,
  • «Девушка с кувшином».

Лопе де Вега

Английский театр

Английский театр

Вершиной театра Возрождения стал английский театр. Характерно, что в Англии из всех искусств высокого развития в эту эпоху достиг только театр - один за другим открывались публичные общедоступные драматические театры. «Арлекин и дама», Сомов

Вершиной театра Возрождения стал английский театр. Характерно, что в Англии из всех искусств высокого развития в эту эпоху достиг только театр - один за другим открывались публичные общедоступные драматические театры.

«Арлекин и дама», Сомов

Имя английского драматурга Уильяма Шекспира (1564-1616) навеки вошло в мировую драматургию. Он стал создателем нового европейского театра. Пьесы Шекспира отличает философское осмысление характеров и образов. Он стал автором трагедий, комедий и хроник, известных всему миру. Многие актеры и сегодня мечтают воплотить на сцене образы героев Шекспира.

Имя английского драматурга Уильяма Шекспира

(1564-1616) навеки вошло в мировую драматургию.

Он стал создателем нового европейского театра.

Пьесы Шекспира отличает философское осмысление характеров и образов.

Он стал автором трагедий, комедий и хроник, известных всему миру. Многие актеры и сегодня мечтают воплотить на сцене образы героев Шекспира.

Профессиональные театры и актеры стали появляться во второй половине XVI в. Все театральные представления подвергались строгой цензуре. Лондонские театры создавались на особой территории, на южном берегу Темзы. Театр «Глобус». Здание, воссозданное в 1997 году

Профессиональные театры и актеры стали появляться во второй половине XVI в. Все театральные представления подвергались строгой цензуре. Лондонские театры создавались на особой территории, на южном берегу Темзы.

Театр «Глобус». Здание, воссозданное в 1997 году

В 1599 г. был создан театр «Глобус», который стал известен благодаря творчеству Шекспира. Театр стал неотъемлемой частью национальной английской культуры. Был доведен до совершенства английский литературный язык. Значительно расширился драматический репертуар.

В 1599 г. был создан театр «Глобус», который стал известен благодаря творчеству Шекспира.

Театр стал неотъемлемой частью национальной английской культуры.

Был доведен до совершенства английский литературный язык. Значительно расширился драматический репертуар.

В эпоху Возрождения драма не ассоциировалась с литературой - все, что создавал драматург, было предназначено исключительно для театральной постановки. Драматические произведения не публиковали.

В эпоху Возрождения драма не ассоциировалась с литературой - все, что создавал драматург, было предназначено исключительно для театральной постановки. Драматические произведения не публиковали.

Лондонские театры славились смешанным репертуаром, что позволяло давать спектакли на любой вкус. Но обычно в каждом театре перед началом представления играла музыка, завершалось представление тоже песнями и танцами.

Лондонские театры славились смешанным репертуаром, что позволяло давать спектакли на любой вкус. Но обычно в каждом театре перед началом представления играла музыка, завершалось представление тоже песнями и танцами.

При каждом театре были свои драматурги. В театры приносили большое количество рукописей, которые проходили жесткий отбор. Эта процедура была возложена не только на коллектив театра, но и на главного цензора. Фрагмент рукописи Шекспира Титульный лист первой публикации «Гамлета» в 1603 году

При каждом театре были свои драматурги. В театры приносили большое количество рукописей, которые проходили жесткий отбор. Эта процедура была возложена не только на коллектив театра, но и на главного цензора.

Фрагмент рукописи Шекспира

Титульный лист первой публикации «Гамлета»

в 1603 году

В английском театре уделяли большое внимание красочности костюмов - актерские костюмы стоили так дорого, что порой их стоимость превышала авторский гонорар за пьесу.

В английском театре уделяли большое внимание красочности костюмов - актерские костюмы стоили так дорого, что порой их стоимость превышала авторский гонорар за пьесу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!