Фольклорные традиции Ярославля
Презентацию подготовила
учитель музыки СОШ №20
Жигалова Светлана Владимировна
Музыкальный фольклор Ярославля -
- Драгоценное наследие нашего прошлого и в то же время яркий документ современности, поэтому мы должны бережно собирать его, внимательно изучать и пропагандировать лучшие его произведения.
Ярославль и ярославцы
Путешествующего в 1852 году по Ярославскому краю. Он пишет о Ярославцах, что «Это лучшее славянское племя: лёгкое, живое, весёлое, Щегловатое и в одежде и в образе жизни, всякое дело выполняют как–будто играючи»
- В различных жанрах фольклора разбросаны отдельные черты , воссоздающие образ Ярославля-города и Ярославцев. «Щапливы
(от слова «Щап» – «щеголь»), щеголивы в Ярославле –городе» – такая характеристика дана ярославцам в древнем былинном зачине. Этим былинным строкам соответствуют впечатления Н.Розанова.
В старинных русских песнях образ Я росл авля связан с великой р.Волгой (сборник народных песен М.Д.Чулкова)
Ахъ ты, нашъ батюшка Ярославль городъ!
Ты хорошъ-пригожъ, на горѣ стоишь,
На горѣ стоишь, на всей красотѣ,
Промежду двухъ рѣкъ, промежъ быстрыихъ
Промежду Волги рѣки, промежъ Котросли;
Съ луговой было со сторонушки,
Протекала тутъ Волга матушка;
Со нагорной да со сторонушки
Пробѣгала тутъ рѣчка Котросля.
Река Волга и река Которосль
«Песня о камаринском мужике» Л.В.Трефолева
Как на улице Варваринской
Спит Касьян, мужик камаринский.
Борода его всклокочена
И дешевкою подмочена;
Свежей крови струйки алые
Покрывают щеки впалые.
Ах ты, милый друг, голубчик мой
Касьян!
Ты сегодня именинник, значит -пьян.
Двадцать девять дней бывает
в феврале,
В день последний спят Касьяны на земле
Ярославская область – родина Л.Н.Трефолева –автора «Песни о камаринском мужике», И.З.Сурикова, песни которого получили широкое распространение в народе, великого поэта Н.А.Некрасова, воплотившего в своих произведениях с детства знакомые картины родины. Его перу принадлежит песня «Коробейники»
«Коробейники»
«Ой, полным- полна моя коробушка, Есть и ситец, и парча. Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча! Выйди, выйди в рожь высокую! Там до ночки погожу, А завижу свою черноокую - Все товары разложу». Вот и пала ночь туманная, Ждет удалый молодец, Чу! Идет, пришла моя желанная. Продает товар купец. Катя бережно торгуется, Все боится передать, Парень с девицей целуется, Просит цены набавлять. «цены сам платил я не малые, Не торгуйся, не скупись, Подставляй-ка губки алые, Ближе к молодцу садись!»
Дал ей ситцу штуку целую, Ленту алую для кос, Поясок - рубаху белую Подпоясать в сенокос. Все поклала моя ненаглядная В короб, кроме перстенька: «не хочу ходить я нарядная Без сердечного дружка». «то-то дуры вы, молодочки, Не сама ли принесла Полуштофик сладкой водочки! А подарков не взяла! Ну постой же! Нерушимое Обещаньице даю: У отца дитя любимое, Ты попомни речь мою: Опорожнится коробушка, На покров домой приду, А тебя, моя зазнобушка, В божью церковь поведу». Только знает ночка темная, Как поладили они, Распрямись ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани.
Виды Фольклора
Собиратели и исследователи народного творчества
- П.В.Кириевский, А.Н.Афанасьев, П.В.Шейн, А.И.Соболевский издали классические сборники, куда вошли песни, сказки, обрядовый фольклор, записанные в Ярославской области. Ярославские частушки широко представлены в сборниках В.И.Симакова и Е.Н.Елеоновской.
- Археолог и краевед А.А.Титов издал материалы в которых опубликовал свадебные, масляничные обряды
- Библиограф Н.А.Огурцов- в своей работе описывает похоронный причет, троицкие обряды и хороводы, свадебный обряд и причитание невесты.
В 20-х годах собиранием и изучением ярославского фольклора велось Ярославским педагогическим институтом и Московским Университетом
- Профессор А.М.Смирнов-Кутачевский организовал фольклорный кружок, который в течение многих лет работал активно и плодотворно: проводились экспедиции в районы, была составлена фольклористическая карта области.
- В 30-х годах работу продолжил доцент Н.И.Суттов, издавший «Частушки Ярославской области в записях 1938-1939г.» (30 человек)
- В 1924 году профессор Ю.М. Соколов организует учеников-студентов Московского университета в Переславль-Залесский. Экспедиция собрала большой материал, но пришла к выводу о том, что происходит постепенное исчезновение старинных традиций: обряды ,связанные с праздниками перестают выполняться, молодежь старинных песен мало знает, старики начинают их забывать.
Вывод
Процесс умирания старой песенной традиции, вытеснения ее литературной песней и частушкой начался в 19 веке, однако развивается очень медленно – народ бережно хранит полученное им от предков драгоценное наследие.
Полнокровной жизнью в фольклоре живет песня. И до сих пор в селах и деревнях можно услышать песни:
«Ах ты наш батюшка, Ярославль-город»,
«Как во городе Ростове»,
«Золотое мое Пошехоньеце».
«Песня о Туговой горе» (события 1257 г.)
Фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время.