СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку Музыки "Фольклорные традиции Ярославля"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  по теме "Фольклорные традиции Ярославля" для учащихся 8 класса в рамках изучения Краеведческого модуля по Музыке

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку Музыки "Фольклорные традиции Ярославля"»

Фольклорные традиции Ярославля Презентацию подготовила учитель музыки СОШ №20 Жигалова Светлана Владимировна

Фольклорные традиции Ярославля

Презентацию подготовила

учитель музыки СОШ №20

Жигалова Светлана Владимировна

Музыкальный фольклор Ярославля - Драгоценное наследие нашего прошлого и в то же время яркий документ современности, поэтому мы должны бережно собирать его, внимательно изучать и пропагандировать лучшие его произведения.

Музыкальный фольклор Ярославля -

  • Драгоценное наследие нашего прошлого и в то же время яркий документ современности, поэтому мы должны бережно собирать его, внимательно изучать и пропагандировать лучшие его произведения.
 Ярославль и ярославцы Путешествующего в 1852 году по Ярославскому краю. Он пишет о Ярославцах, что «Это лучшее славянское племя: лёгкое, живое, весёлое, Щегловатое и в одежде и в образе жизни, всякое дело выполняют как–будто играючи» В различных жанрах фольклора разбросаны отдельные черты , воссоздающие образ Ярославля-города и Ярославцев. «Щапливы   (от слова «Щап» – «щеголь»), щеголивы в Ярославле –городе» – такая характеристика дана ярославцам в древнем былинном зачине. Этим былинным строкам соответствуют впечатления Н.Розанова.

Ярославль и ярославцы

Путешествующего в 1852 году по Ярославскому краю. Он пишет о Ярославцах, что «Это лучшее славянское племя: лёгкое, живое, весёлое, Щегловатое и в одежде и в образе жизни, всякое дело выполняют как–будто играючи»

  • В различных жанрах фольклора разбросаны отдельные черты , воссоздающие образ Ярославля-города и Ярославцев. «Щапливы

(от слова «Щап» – «щеголь»), щеголивы в Ярославле –городе» – такая характеристика дана ярославцам в древнем былинном зачине. Этим былинным строкам соответствуют впечатления Н.Розанова.

В старинных русских песнях образ Я росл авля связан с великой р.Волгой (сборник народных песен М.Д.Чулкова) Ахъ ты, нашъ батюшка Ярославль городъ! Ты хорошъ-пригожъ, на горѣ стоишь, На горѣ стоишь, на всей красотѣ, Промежду двухъ рѣкъ, промежъ быстрыихъ Промежду Волги рѣки, промежъ Котросли; Съ луговой было со сторонушки, Протекала тутъ Волга матушка; Со нагорной да со сторонушки Пробѣгала тутъ рѣчка Котросля.

В старинных русских песнях образ Я росл авля связан с великой р.Волгой (сборник народных песен М.Д.Чулкова)

Ахъ ты, нашъ батюшка Ярославль городъ!

Ты хорошъ-пригожъ, на горѣ стоишь,

На горѣ стоишь, на всей красотѣ,

Промежду двухъ рѣкъ, промежъ быстрыихъ

Промежду Волги рѣки, промежъ Котросли;

Съ луговой было со сторонушки,

Протекала тутъ Волга матушка;

Со нагорной да со сторонушки

Пробѣгала тутъ рѣчка Котросля.

 Река Волга и река Которосль

Река Волга и река Которосль

 «Песня о камаринском мужике» Л.В.Трефолева Как на улице Варваринской Спит Касьян, мужик камаринский. Борода его всклокочена И дешевкою подмочена; Свежей крови струйки алые Покрывают щеки впалые. Ах ты, милый друг, голубчик мой Касьян! Ты сегодня именинник, значит -пьян. Двадцать девять дней бывает в феврале, В день последний спят Касьяны на земле

«Песня о камаринском мужике» Л.В.Трефолева

Как на улице Варваринской

Спит Касьян, мужик камаринский.

Борода его всклокочена

И дешевкою подмочена;

Свежей крови струйки алые

Покрывают щеки впалые.

Ах ты, милый друг, голубчик мой

Касьян!

Ты сегодня именинник, значит -пьян.

Двадцать девять дней бывает

в феврале,

В день последний спят Касьяны на земле

Ярославская область – родина Л.Н.Трефолева –автора «Песни о камаринском мужике», И.З.Сурикова, песни которого получили широкое распространение в народе, великого поэта Н.А.Некрасова, воплотившего в своих произведениях с детства знакомые картины родины. Его перу принадлежит песня «Коробейники»

Ярославская область – родина Л.Н.Трефолева –автора «Песни о камаринском мужике», И.З.Сурикова, песни которого получили широкое распространение в народе, великого поэта Н.А.Некрасова, воплотившего в своих произведениях с детства знакомые картины родины. Его перу принадлежит песня «Коробейники»

«Коробейники»

«Ой, полным- полна моя коробушка, Есть и ситец, и парча. Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча! Выйди, выйди в рожь высокую! Там до ночки погожу, А завижу свою черноокую - Все товары разложу». Вот и пала ночь туманная, Ждет удалый молодец, Чу! Идет, пришла моя желанная. Продает товар купец. Катя бережно торгуется, Все боится передать, Парень с девицей целуется, Просит цены набавлять. «цены сам платил я не малые, Не торгуйся, не скупись, Подставляй-ка губки алые, Ближе к молодцу садись!»

Дал ей ситцу штуку целую, Ленту алую для кос, Поясок - рубаху белую Подпоясать в сенокос. Все поклала моя ненаглядная В короб, кроме перстенька: «не хочу ходить я нарядная Без сердечного дружка». «то-то дуры вы, молодочки, Не сама ли принесла Полуштофик сладкой водочки! А подарков не взяла! Ну постой же! Нерушимое Обещаньице даю: У отца дитя любимое, Ты попомни речь мою: Опорожнится коробушка, На покров домой приду, А тебя, моя зазнобушка, В божью церковь поведу». Только знает ночка темная, Как поладили они, Распрямись ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани.

Виды Фольклора

Виды Фольклора

Собиратели и исследователи народного творчества П.В.Кириевский, А.Н.Афанасьев, П.В.Шейн, А.И.Соболевский издали классические сборники, куда вошли песни, сказки, обрядовый фольклор, записанные в Ярославской области. Ярославские частушки широко представлены в сборниках В.И.Симакова и Е.Н.Елеоновской. Археолог и краевед А.А.Титов издал материалы в которых опубликовал свадебные, масляничные обряды  Библиограф Н.А.Огурцов- в своей работе описывает похоронный причет, троицкие обряды и хороводы, свадебный обряд и причитание невесты.

Собиратели и исследователи народного творчества

  • П.В.Кириевский, А.Н.Афанасьев, П.В.Шейн, А.И.Соболевский издали классические сборники, куда вошли песни, сказки, обрядовый фольклор, записанные в Ярославской области. Ярославские частушки широко представлены в сборниках В.И.Симакова и Е.Н.Елеоновской.
  • Археолог и краевед А.А.Титов издал материалы в которых опубликовал свадебные, масляничные обряды
  • Библиограф Н.А.Огурцов- в своей работе описывает похоронный причет, троицкие обряды и хороводы, свадебный обряд и причитание невесты.
В 20-х годах собиранием и изучением ярославского фольклора велось Ярославским педагогическим институтом и Московским Университетом Профессор А.М.Смирнов-Кутачевский организовал фольклорный кружок, который в течение многих лет работал активно и плодотворно: проводились экспедиции в районы, была составлена фольклористическая карта области. В 30-х годах работу продолжил доцент Н.И.Суттов, издавший «Частушки Ярославской области в записях 1938-1939г.» (30 человек) В 1924 году профессор Ю.М. Соколов организует учеников-студентов Московского университета в Переславль-Залесский. Экспедиция собрала большой материал, но пришла к выводу о том, что происходит постепенное исчезновение старинных традиций: обряды ,связанные с праздниками перестают выполняться, молодежь старинных песен мало знает, старики начинают их забывать.

В 20-х годах собиранием и изучением ярославского фольклора велось Ярославским педагогическим институтом и Московским Университетом

  • Профессор А.М.Смирнов-Кутачевский организовал фольклорный кружок, который в течение многих лет работал активно и плодотворно: проводились экспедиции в районы, была составлена фольклористическая карта области.
  • В 30-х годах работу продолжил доцент Н.И.Суттов, издавший «Частушки Ярославской области в записях 1938-1939г.» (30 человек)
  • В 1924 году профессор Ю.М. Соколов организует учеников-студентов Московского университета в Переславль-Залесский. Экспедиция собрала большой материал, но пришла к выводу о том, что происходит постепенное исчезновение старинных традиций: обряды ,связанные с праздниками перестают выполняться, молодежь старинных песен мало знает, старики начинают их забывать.
Вывод  Процесс умирания старой песенной традиции, вытеснения ее литературной песней и частушкой начался в 19 веке, однако развивается очень медленно – народ бережно хранит полученное им от предков драгоценное наследие. Полнокровной жизнью в фольклоре живет песня. И до сих пор в селах и деревнях можно услышать песни:  «Ах ты наш батюшка, Ярославль-город»,  «Как во городе Ростове»,  «Золотое мое Пошехоньеце».  «Песня о Туговой горе» (события 1257 г.) Фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время.

Вывод

Процесс умирания старой песенной традиции, вытеснения ее литературной песней и частушкой начался в 19 веке, однако развивается очень медленно – народ бережно хранит полученное им от предков драгоценное наследие.

Полнокровной жизнью в фольклоре живет песня. И до сих пор в селах и деревнях можно услышать песни:

«Ах ты наш батюшка, Ярославль-город»,

«Как во городе Ростове»,

«Золотое мое Пошехоньеце».

«Песня о Туговой горе» (события 1257 г.)

Фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время.