«Могучая кучка»
Камерная, симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, придворных залов, где она раньше звучала, и стала достоянием демократических кругов слушателей .
В 1859 году в Петербурге, а год спустя в Москве было организовано Русское музыкальное общество, цель которого – сделать искусство доступным для широкого круга любителей музыки.
М.А. Балакирев
Ц.А. Кюи
В содружество входили:
Н.А. Римский-Корсаков
А.П. Бородин
М.П. Мусоргский
Владимир Васильевич Стасов
- идейный вдохновитель
- консультант кружка
- художественный критик
- литератор
- архивист
Название «Могучая кучка»
впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками Михаила Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке.
Милий Алексеевич Балакирев
(1836 -1910) молодой, талантливый, образованный музыкант, отличный пианист, великолепный композитор – пользовался огромным авторитетом у своих товарищей. Он направлял их по пути развития национальной русской музыки, помогал овладевать основами композиторской техники .
Памятник М. Балакиреву в Нижнем Новгороде
Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В Петербурге Балакирев встретился с Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста..
Михаил Иванович Глинка
(1804-1857)
Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.
С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве.
Александр Порфирьевич Бородин
(1833 -1887)
- русский учёный-химик и композитор.
- им создано более 40 научных работ по химии.
- Знаменитые музыкальные произведения А.П. Бородина: опера «Князь Игорь», симфония №2 «Богатырская», инструментальные произведения, романсы .
Модест Петрович Мусоргский
(1839—1881)
Кюи и Даргомыжский
подали Мусоргскому мысль об опере «Женитьба». Мусоргский передал Римскому-Корсакову план музыкальной картины «Садко»
Николай Андреевич Римский - Корсаков
(1844 — 1908) его называют композитором – сказочником.
неоднократно приходил на помощь Бородину во время работы над оперой «Князь Игорь». После смерти своих друзей Римский-Корсаков проделал титаническую работу по завершению или оркестровке опер Мусоргского «Хованщина» «Борис Годунов» , «Женитьба» , оперы Бородина «Князь Игорь»
Цезарь Антонович Кюи
(1835 - 1918)
Талант - более лирический, чем драматический. Неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен в ритмике, владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, носит черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полета мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера.
Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского , Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой.
В 1862 году к балакиревскому кружку примыкают Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.
- В 1862 году к балакиревскому кружку примыкают Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.
К. Е. Маковский. Карикатура на Могучую кучку
(пастельный
карандаш, 1871).
Слева направо изображены: Ц. А. Кюи в виде лисы, виляющей хвостом, М. А. Балакирев в виде медведя, В. В. Стасов (на его правом плече в виде Мефистофеля скульптор М. М. Антокольский, на трубе в виде обезьяны В. А. Гартман), Н. А. Римский-Корсаков (в виде краба) с сёстрами Пургольд (в виде домашних собачек), М. П. Мусоргский (в образе петуха); за спиной Римского-Корсакова изображён А. П. Бородин, справа вверху из облаков мечет гневные перуны А. Н. Серов.
В 70-х годах 19 века «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать.
Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии
русского и мирового музыкального искусства.