СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку музыки "Музыкальная азбука"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель  данной презентации «Музыкальная азбука» познакомить учащихся  начальной  школы  с  историей появления  первой нотной записи,  с нотами как способом фиксации музыкальной речи.  Презентация сделана в доступной для учащихся начальной школы форме с использованием интерактивных  тестовых заданий   для закрепления и проверки полученных знаний на уроке. Доступна и легка в использовании. Может быть использована  на уроках  музыки, на уроках сольфеджио.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку музыки "Музыкальная азбука"»

Музыкальная азбука   Учитель музыки Хамуева Екатерина Владимировна Г.Чита

Музыкальная азбука

Учитель музыки

Хамуева Екатерина Владимировна

Г.Чита

  Сегодня на уроке мы узнаем, откуда произошли ноты.  Ноты придумали не сразу. В далеком  прошлом…..  В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита.    В средневековой Европе для этого использовали специальные значки , которые назывались -  невмы . Они выглядели как точки, черточки и запятые.

Сегодня на уроке мы узнаем, откуда произошли ноты.

Ноты придумали не сразу. В далеком

прошлом…..

В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита.

  В средневековой Европе для этого использовали специальные значки , которые назывались -  невмы . Они выглядели как точки, черточки и запятые.

 Нелегко было разобраться в таких крючках и завитушках. Притом ноты эти не перепечатывали, как в наши дни,  а переписывали. Переписчики в музыке не очень разбирались, и много мелодий было испорчено до неузнаваемости.  Так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, или нотный стан — пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.

Нелегко было разобраться в таких крючках и завитушках. Притом ноты эти не перепечатывали, как в наши дни,  а переписывали. Переписчики в музыке не очень разбирались, и много мелодий было испорчено до неузнаваемости.

Так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, или нотный стан — пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.

 А произошло это в начале XI века. Итальянский монах Гвидо д' Ареццо —  Гвидо Аретинский (992—1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо, нарисовал самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки.

А произошло это в начале XI века. Итальянский монах Гвидо д' Ареццо —

Гвидо Аретинский (992—1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо, нарисовал самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки.

 Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.

Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.

 Такие знаки-символы стали называться нотами.  Ноты (от латинского notatio, что означает «записывание, обозначение», знак) стали размещать как на самих линиях, так и между ними. Ноты похожи на маленькие головки-овалы.

Такие знаки-символы стали называться нотами.

Ноты (от латинского notatio, что означает «записывание, обозначение», знак) стали размещать как на самих линиях, так и между ними.

Ноты похожи на маленькие головки-овалы.

  Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.

Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.

 Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем музыки и певцов.  Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты.  Вот и получили ноты свое первое название:  Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La — по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна. 

Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем музыки и певцов.

Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты.

Вот и получили ноты свое первое название:

Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La — по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна. 

 Со временем слог Ut заменили на слог Do, а также появилось название еще для одного звука-ноты — Si, составленного из первых букв словосочетания Sancte Iohanne — Святой Иоанн. Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который ныне понимают все музыканты мира:   ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ

Со временем слог Ut заменили на слог Do, а также появилось название еще для одного звука-ноты — Si, составленного из первых букв словосочетания Sancte Iohanne — Святой Иоанн. Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который ныне понимают все музыканты мира:

  ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ

 Это великое изобретение сделало музыкальную память человека  вечной и необъятной. Музыка записанная нотами на бумаге, может быть прочитана где угодно, кем угодно и когда угодно.

Это великое изобретение сделало музыкальную память человека  вечной и необъятной. Музыка записанная нотами на бумаге, может быть прочитана где угодно, кем угодно и когда угодно.

Есть всего семь нот на свете- До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ты запомни ноты эти И в тетрадку занеси.   ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ   (Н. Кончаловская)

Есть всего семь нот на свете-

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку занеси.

 

ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ

(Н. Кончаловская)

Флеш-пианино  http://www.thevirtualpiano.com/VPiano3b.swf

Флеш-пианино http://www.thevirtualpiano.com/VPiano3b.swf

 КРОССВОРД

КРОССВОРД

ОТВЕТ н  о т ы 1 Как называются значки, которыми записывается музыка?

ОТВЕТ

н

о

т

ы

1

Как называются значки, которыми записывается музыка?

 Молодец!

Молодец!

ОТВЕТ 2  С  Е  м  Ь Сколько нот в музыкальной азбуке?

ОТВЕТ

2

С

Е

м

Ь

Сколько нот в музыкальной азбуке?

 Молодец!

Молодец!

 УГАДАЙ НОТЫ

УГАДАЙ НОТЫ

си ля ре ми до фа соль

си

ля

ре

ми

до

фа

соль

 Молодец!

Молодец!

си ля ре ми до фа соль

си

ля

ре

ми

до

фа

соль

 Молодец!

Молодец!

си ля ре ми до фа соль

си

ля

ре

ми

до

фа

соль

 Молодец!

Молодец!

 Расставь ноты на нотный стан и назови их

Расставь ноты на нотный стан и назови их

___

___

 Молодец!

Молодец!

ПРОЧИТАЙ СЛОВО

ПРОЧИТАЙ СЛОВО

 Молодец!

Молодец!

 ДО СКОРЫХ ВСТРЕЧ, ДРУЖОК!

ДО СКОРЫХ ВСТРЕЧ, ДРУЖОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!