СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке: "Музыкальная азбука"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по музыке в 1 классе составила: Гринева Л.В. (г. Санкт-Петербург)

"Музыкальная азбука"

              

Музыкальная азбука» - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного! Постепенно, знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся. Обратите внимание, как давным  -  давно записывалась музыка.  И только четыреста лет назад в Италии изобрели НОТЫ – это знаки, которыми записывается музыка.   а сколько их всего?

 Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько песен написано!!!! В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать. А кто знает название всех семи нот.

 До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

А теперь мы не много отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот.

Физ. минутка:    ДО – попрыгаем на месте 1-2-3!

                                             РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3!

                                             МИ – побегаем на месте 1-2-3!

                                             ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3!

                                              СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3!

                                              ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3!

                                              СИ – надуемся как шар 1-2-3!

                                              И все дружно спустим пар 1-2-3!!!

 

            Презентация:"Музыкальная азбука"     (презентация)

 

 

 

Что такое МУЗЫКА?  (Звуки)

 

А какие звуки? (Музыкальные)

 

А чем отличается музыкальный звук от обычного? (Высотой).

 

Кто принимает участие в появлении музыки на свет?

(Композитор, исполнитель, слушатель)

 

Как можно исполнить музыку? (Голосом или на музыкальном инструменте)

 

Сейчас мы закроем глаза и каждый представит свою маму.

Какая у вас мама?

 

Каждый из вас увидел свою маму, ее внешность, как она выглядит, то есть вы увидели ее

портрет.

 

А что такое вообще портрет? ( Изображение какого-либо человека или существа).

 

Обычно портреты рисуют красками, но музыка тоже может нарисовать только своими музыкальными красками.

 

Сегодня на уроке мы будем угадывать музыкальные портреты, которые нам будет рисовать музыка.

 

Давайте представим, что к нам в класс по очереди входят гости - кто они?  - персонажи сказок или обычные люди.

Итак, первый портрет.

 

Слушание. «Баба – Яга» П.И. Чайковский

 

Как звучала музыка? ( стремительно, решительно, с акцентами)

 

О ком она рассказала? ( о сказочном персонаже

 

  « Знаете ли вы, что такое мелодия?»

 Мелодия – слово, красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. «мелодия, мелос, т.е. напев, песня)

 А что такое человеческая речь?

 Из чего состоит человеческая речь?

 Как человеческая речь состоит из сопряженных (подходящих) по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Как не всякая последовательность слов является речью (напр., школа, птицы, чайник, платье), так и не всякая последовательность звуков является Ответы детей: (нет).

 Мелодическую мысль образует певучесть, музыкальная связанность, завершенность (напр., на фортепиано исполняется «Во поле береза стояла»).

 Что мы используем для составления слов

 Из чего состоят слова?

Что нужно знать, чтобы записать слова?  (буквы, алфавит)

А чтобы записать мелодию, что нужно знать?  (ноты).

 Правильно, ноты. Музыкальную азбуку! И наш сегодняшний урок так и называется «Музыкальная азбука»

Чтобы пьесу записать

Ноты нужно твердо знать!

 Кто знает, сколько всего нот?

 Вот вам подсказка. Сколько цветов у радуги? (подсказка на магнитной доске: каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

Только кто же без подсказок

Эти ноты разберет?

 Как слова записывают с помощью букв, так и музыку записывают с помощью нот. Эти полоски – нотный стан. На них записывают нотки. Сейчас мы посмотрим на нотки и послушаем их. Но прежде, чем это сделать, я хочу обратить ваше внимание на этот знак в начале нотного стана.

 Может кто-нибудь из вас знает, как он называется и для чего нужен?

 

Этот ключик не простой! Расскажу я вам какой!

Я сначала нарисую Закорючку вот такую,

Дальше линию продлю, На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так: Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный, А зовется он скрипичный.

И второе имя есть, Напишу его я здесь: ключ соль.

.

Если ноты записать по порядку, то получится звукоряд.

Встали нотки дружно в ряд

Получился звукоряд.

(пение звукоряда вверх и вниз).

 «Звукоряд – это мелодия?»   (Нет)

 Есть песенки, мелодии которых построены на звуках звукоряда. И одну такую песенку я вам сейчас спою.

(Показ и разучивание песенки «Горошина» В. Красева).

 Вы заметили, что названия нот – это по сути слоги русского языка. Давайте придумаем слова, где встречаются эти слоги – ноты

                                   « До – дом

                                      «Ре – репка»

                                       « Ми – мишка

                                      «Фа – фара»

                                         «Соль – соль»

                                           «Ля – лягушка»

    «Си – синица»

 Итог урока.

Какие новые термины (слова) вы сегодня узнали?  (нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд).

 

           

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по музыке: "Музыкальная азбука"»


Урок по музыке в 1 классе составила: Гринева Л.В. (г. Санкт-Петербург)

"Музыкальная азбука"

              

Музыкальная азбука» - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного! Постепенно, знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся. Обратите внимание, как давным  -  давно записывалась музыка.  И только четыреста лет назад в Италии изобрели НОТЫ – это знаки, которыми записывается музыка.   а сколько их всего?

 Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько песен написано!!!! В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать. А кто знает название всех семи нот.

 До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

А теперь мы не много отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот.

Физ. минутка:    ДО – попрыгаем на месте 1-2-3!

                                             РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3!

                                             МИ – побегаем на месте 1-2-3!

                                             ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3!

                                              СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3!

                                              ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3!

                                              СИ – надуемся как шар 1-2-3!

                                              И все дружно спустим пар 1-2-3!!!

 

            Презентация:"Музыкальная азбука"     (презентация)

 

 

 

Что такое МУЗЫКА?  (Звуки)

 

А какие звуки? (Музыкальные)

 

А чем отличается музыкальный звук от обычного? (Высотой).

 

Кто принимает участие в появлении музыки на свет?

(Композитор, исполнитель, слушатель)

 

Как можно исполнить музыку? (Голосом или на музыкальном инструменте)

 

Сейчас мы закроем глаза и каждый представит свою маму.

Какая у вас мама?

 

Каждый из вас увидел свою маму, ее внешность, как она выглядит, то есть вы увидели ее

портрет.

 

А что такое вообще портрет? ( Изображение какого-либо человека или существа).

 

Обычно портреты рисуют красками, но музыка тоже может нарисовать только своими музыкальными красками.

 

Сегодня на уроке мы будем угадывать музыкальные портреты, которые нам будет рисовать музыка.

 

Давайте представим, что к нам в класс по очереди входят гости - кто они?  - персонажи сказок или обычные люди.

Итак, первый портрет.

 

Слушание. «Баба – Яга» П.И. Чайковский

 

Как звучала музыка? ( стремительно, решительно, с акцентами)

 

О ком она рассказала? ( о сказочном персонаже

 

  « Знаете ли вы, что такое мелодия?»

 Мелодия – слово, красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. «мелодия, мелос, т.е. напев, песня)

 А что такое человеческая речь?

 Из чего состоит человеческая речь?

 Как человеческая речь состоит из сопряженных (подходящих) по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Как не всякая последовательность слов является речью (напр., школа, птицы, чайник, платье), так и не всякая последовательность звуков является Ответы детей: (нет).

 Мелодическую мысль образует певучесть, музыкальная связанность, завершенность (напр., на фортепиано исполняется «Во поле береза стояла»).

 Что мы используем для составления слов

 Из чего состоят слова?

Что нужно знать, чтобы записать слова?  (буквы, алфавит)

А чтобы записать мелодию, что нужно знать?  (ноты).

 Правильно, ноты. Музыкальную азбуку! И наш сегодняшний урок так и называется «Музыкальная азбука»

Чтобы пьесу записать

Ноты нужно твердо знать!

 Кто знает, сколько всего нот?

 Вот вам подсказка. Сколько цветов у радуги? (подсказка на магнитной доске: каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

Только кто же без подсказок

Эти ноты разберет?

 Как слова записывают с помощью букв, так и музыку записывают с помощью нот. Эти полоски – нотный стан. На них записывают нотки. Сейчас мы посмотрим на нотки и послушаем их. Но прежде, чем это сделать, я хочу обратить ваше внимание на этот знак в начале нотного стана.

 Может кто-нибудь из вас знает, как он называется и для чего нужен?

 

Этот ключик не простой! Расскажу я вам какой!

Я сначала нарисую Закорючку вот такую,

Дальше линию продлю, На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так: Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный, А зовется он скрипичный.

И второе имя есть, Напишу его я здесь: ключ соль.

.

Если ноты записать по порядку, то получится звукоряд.

Встали нотки дружно в ряд

Получился звукоряд.

(пение звукоряда вверх и вниз).

 «Звукоряд – это мелодия?»   (Нет)

 Есть песенки, мелодии которых построены на звуках звукоряда. И одну такую песенку я вам сейчас спою.

(Показ и разучивание песенки «Горошина» В. Красева).

 Вы заметили, что названия нот – это по сути слоги русского языка. Давайте придумаем слова, где встречаются эти слоги – ноты

                                   « До – дом

«Ре – репка»

« Ми – мишка

«Фа – фара»

«Соль – соль»

    «Ля – лягушка»

    «Си – синица»

 Итог урока.

Какие новые термины (слова) вы сегодня узнали?  (нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд).

 

           

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!