СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку новая экономическая политика

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Новая экономическая политика в 1920-е годы: причины перехода, методы, результаты , противоречия».   

 

Цели урока:

  • проанализировать экономическую политику  и политические мероприятия периода нэпа; выяснить достижения и просчеты;
  • сформировать представления о внутрипартийных дискуссиях после смерти В.И. Ленина, установлении и укреплении  личной власти И.В. Сталина в партийном и государственном руководстве;
  • способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы;
  • продолжать формировать умение давать оценку событиям Отечественной истории с позиций гражданского патриотизма

 

 События: 1920 г – разработка и утверждение плана ГОЭЛРО, создание Госплана; 1920-1921г г. – крестьянские восстания; март 1921г- Кронштадское восстание, Xсъезд РКП(б); поражение сторонников Л.Д. Троцкого на XIII партконференции; чистки в ВКП(б) и зарубежных компартиях  от «троцкистско – зиновьевского блока»; отстранение от власти Н.И Бухарина и его сторонников.

 

Понятия:                     

     

  •  коммунистический идеал;
  •  план ГОЭЛРО;
  • новая экономическая политика (нэп);
  •  продналог; аренда; концессия; хозрасчёт.
  • «старые большевики»; «левый уклон»; «правый (кулацкий) уклон»
  • Теория построения социализма в отдельно взятой стране

           

 Основные персоналии: И.В. Сталин; А.И. Рыков; М.П. Томский (Ефремов), Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий.

   

 

II. План изучения нового материала.

 На доске можно разместить плакаты разных исторических периодов советского государства

  • I Организационно-мотивационный блок.Вводное слово учителя.  Вопрос к классу: Сегодня мне хотелось бы начать урок с  цитаты «Экономика – лошадь, политика – телега. Они должны занимать надлежащие места – экономика должна идти впереди политики, а не наоборот». Как вы понимаете данную цитату? 

 

Что означает данная цитата?

Какую важную роль играет экономика в жизни общества.  Экономическая жизнь общества- это материал сегодняшнего урока. Сегодня на уроке мы будем говорить об экономике. Экономика важнее политики.

Почему мы начинаем урок с данного высказывания.

Чтобы лучше понять какие процессы мы будем изучать

            - Конечно можно было бы прочитать материал в учебнике  и мы с вами всё узнали бы об экономическом развитии нашей страны в 1920-егоды. Но я предлагаю другой путь: создать свой образ эпохи и на его основе разработать собственное видение новой экономической политики, итак тема- выводится

На экране «Новая экономическая политика» .Мы с вами будем работать сегодня с материалами плакатов, времён новой экономической политики и рабочими листами, в которых есть все необходимые справочные материалы и термины соответствующие данному периоду.

Ребята у вас есть опыт создания образа исторической эпохи (нет). Какие исторические источники могут помочь нам в решении поставленной задачи, воссоздании исторической эпохи:

  -Исторические документы (слайд) перед вами декрет  ВЦИК  о переходе к нэпу

- Свидетельства современников (слайд)

- фотографии (слайд)

 - Речи участников событий  ( слайд)  

-фильмы художественные и документальные (слайд )

 О каких целях  нэпа говорится в фильме ? ( Вывод страны из кризиса, выравнивание сложившейся экономической ситуации.  Преодоление разрухи)

­ II Продуктивный блок. Советская история тесно связана с искусством плаката.  Изучая плакаты мы свами сможем ответить на многие вопросы  и создать образ эпохи. Любое историческое событие мы изучаем по алгоритму, какому ,помогите мне, сначала мы выясняем что  ( Причину, потом рассматриваем суть явления и выводим итог

( Слайд о кризисе)

 Плакаты первый слайд, анализ ситуации в России, проявления кризиса по тетради.

 

  • .Массовые восстания крестьян, вызванные голодом, как следствием политики продразвёрстки

2.Топливно- энергетический кризис

3.Начало волнений в армии

4.Тяжёлое положение в сельском хозяйстве

5.Толпы бездомных и беспризорных детей

6.Разгул преступности

 

 

 

 

 

Какие проявления кризиса отражает данный плакат. Горе, истощение, отчаяние, боль, крик о помощи. Невозможность дальше жить при «военном коммунизме»

 

 С чего начинаются изменения в стране. Внимательно посмотрите на плакат,  О чём он сигнализирует нам? Изображается призыв к переводу страны на рельсы электрификации ( В 1920 году был принят план ГОЭЛРО). Важность в чём данного плана.  Была ли в России до революции развитая сеть электростанций  ( Нет). Для чего необходимы стране. Для развития пром-сти, Работа станков, машин

 

Связь с каким периодом отражает плакат? С периодом военного коммунизма, призывает быть бережливыми, не забывать о голодающих . Социальная реклама (Если дети скажут что это такое)

,

   Плакат может ответить на два вопроса Развитие какой промышленности ( Пищевой)  Форма сотрудничества в пищевой промышленности. (Кооперация) Появление конфет, сладостей. Счастливые дети.

 

О какой тенденции цены идёт речь на данном плакате ? Понижение цены. Что изображено? Хлеб. Удалось в период нэпа обеспечить стану хлебом ? Да удалось. Кто выращивал хлеб? (Крестьяне.) Поверили крестьяне политике большевиков.? –Да. Страна была обеспечена хлебом. Как вы думаете куда  Советская Россия вывозила хлеб?. В западные страны. Для чего. Чего не хватало в то время в России ? – Машин и оборудования.  Ввозила, важен был хлебный экспорт? –Да.

 

 Развитие пищевой промышленности.  На плакате имеется сведения о торговом фирме, которая выпускает продукцию и её старое название, чтобы люди лучше ориентировались, что покупать .  Для чего? (Чтобы люди знали о качестве)

 

Развитие парфюмерной отечественной промышленности. О чём напоминали женщине? Что она должна быть красивой, привлекательной, утончённой. Фирма обозначена тоже. Белая ночь, какой город выпускал ( Ленинград, в Варианте детей Петербург, Петроград)

 

На плакате изображена фирма Москва-  Нью – Йорк. Возникали совместные с иностранными предприятиями. Почему это стало возможным. Война завершились мирный период, сотрудничество взаимовыгодное.

 

Из чего изготавливают плавленый сыр, вообще , сыр ( Из молока). Раз молока много, то можно изготовить сыры разных сортов

 

 

Зубная паста, изготовление предметов гигиены. Паста лучше чем, у других. Конкурентная борьба. Каждая фирма хочет сделать свой товар более покупаемым . Какая улыбка. Почему? Уверенная в себе женщина. Новые отношения, привели к новому восприятию мира.

 

 Данный плакат, как характеризует советскую денежную систему и денежную политику. Как  стабильную, крепкую, которая противопоставлена буржуазной. Зачем это нужно большевикам. Чтобы подчеркнуть преимущества. Социализма

 

 Что изображает данный плакат? Людей, которые занимались различными занятиями в период нэпа. Нэповское общество. Какая организация занимается защитой прав работников и сейчас тоже ( Профсоюзы). Как вы думаете, люди, которые занимались частной трудовой деятельностью имели право вступать в профсоюз? ( Нет) . А почему нет. Потому что были бы недовольны рабочие.

 

Вывод. К чему привела страну новая экономическая политика.

К появлению большого количества товаров, разнообразию ассортимента. Экономический рост насыщенный товарами рынок

Скажите, какую роль играли плакаты 1920-е годы?

 С каким явлением современности мы можем соотнести плакаты 20-х годов? С рекламой Важна ли реклама в условиях рыночных отношений?- Да. Чему способствует реклама. Продвижению товаров на рынок.

Какие отрасли промышленности получили развитие

Лёгкая, пищевая, перерабатывающая. Для кого производились товары. Для людей

 Всем ли были доступны

 Нет. Появились бедные и богатые. Как относились к богатым в государстве, где установилась диктатура пролетариата ? Отрицательно. Какие чувства вызывали люди обеспеченные? Зависть, неприятие

          Изучая любое явление в истории, что мы стараемся сначала понять. Причину явления.   Почему большевики решили отказаться от политики « Военного коммунизма»  и перейти к политике нэпа ?—Чтобы вывести страну из кризиса. Давайте рассмотрим причины перехода к нэпу

 

Посмотрите в рабочей тетради, почему было необходимо перейти к новым отношениям в экономике?

 

 

Причины перехода к нэпу

 1.Нарушение товарообмена между городом и деревней

2. Голод крестьян в Центральных районах России

3. Крестьянские выступления

4. Кризис в промышленности

5._________________________

                                       

Прочитайте материал о Кронштадском восстании и ответьте на вопросы

         Общее собрание корабельных команд 1 марта потребовало предоставить политические свободы ( слова, печати, объединений) представителям различных политических групп, освободить всех политических заключённых и арестованных в связи с рабочими и крестьянскими волнениями, провести перевыборы Советов на основе многопартийности. В области экономической кронштадцы требовали уравнения « пайков», предоставления крестьянам права распоряжаться своей землёй и результатами труда. В ответ на выступление на митинге М.И. Калинина, один из матросов, заявил, вот наши требования: «Долой продразвёрстку, долой продотряды, даёшь свободную торговлю хлебом, требуем свободного переизбрания Советов». Лозунг «Власть Советам, а не партиям» поддержали жители Кронштадта.

 

 Задание №2.

1. Какие требования выдвинули матросы в ходе восстания

2.Мызнаем, что часть требований восставших будет фактически удовлетворена. Почему власть не пошла на компромисс с Кронштадтом? Почему восстание было жестоко подавлено?

3. Какие уроки извлекла правящая партия из восстания?

 Задание № 3.

Документ истории: 21 марта 1921 года Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»

 1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2 Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит

        Данные статистики.  С целью скорейшего восстановления сельского хозяйства крестьяне в 1922 г. получили право сдавать землю в аренду, использовать наемный труд, объединяться в кооперативы За короткое время в селе возникли различные формы кооперации: объединение крестьян для сбыта продукции своих хозяйств, покупки сельскохозяйственного инвентаря, получения кредитов, обработки земли и т.д. Этими формами в годы нэпа было охвачено около 25% крестьянских хозяйств

          Мероприятия нэпа.  ( Черты рынка) 

           1.Замена продразвёрстки___________________

2. Восстановление товарно- денежных отношений

3.______________?  торговля

4.Создание концессий

5.____________________________________...

 

Административно- командные черты в экономике

 

  • Диктатура пролетариата
  • Командные высоты в экономике в руках большевиков
  • Монополия государства на внешнюю торговлю
  • Крупная промышленность осталась  в руках государства

 

Какие методы ведения хозяйства сочетал нэп ? (Либерализация экономики и методы административного управления). Позволил нэп вывести страну из кризиса? (Да позволил)

 

 

                     Однако отношение к нэпу в партии было неоднозначным было отношение к нэпу в партии большевиков. Противоречив был в своей позиции и В.И. Ленин:

- весна  1921 года – нэп- это временный ход, вынужденное отступление «экономический Брест»

- осень 1921 года-нэп- это всерьёз и надолго

- весна 1922г.- «Учиться торговать», из «России нэповской будет Россия социалистическая» .

-  Вопросы : 1 Почему  изменились взгляды Ленина по вопросам нэпа?   ( Видел положительные последствия )

2.Интересы каких социальных слоёв отражала его позиция «всерьёз и надолго».  ( Крестьян, представителей частного сектора) . А вы считаете, что  частники были довольны своим положением ?  ( Да- зарабатывали. Как государство могло ущемлять их в правах. Что платят все люди, которые работают?- Налоги, как вы думаете с кого брали больше налогов? С тех, кто занимался частной деятельностью.)

           Сторонники Л.Д. Троцкого рассматривали политику нэпа, как предательство того коммунистического идеала, который они стремились реализовать в своих программных документах.

 Мнение современника  Коммунист П. Муравьев, член редакции «Торгово-промышленной газеты»: «Во время «военного коммунизма» жилось тяжко, мучил голод, мучил холод, даже мороженый картофель считался редким экзотическим фруктом. Но самый остов, самый костяк существовавшего в 1918-1920 годах строя был прекрасным, был действительно коммунистическим. Все было национализировано, частная собственность вытравлена, частный капитал уничтожен, значение денег сведено к нулю, а вместо торговли по капиталистическому образцу – в принципе равное для всех распределение. Мы осуществили строй, намеченный Марксом...» .

1.Что именно в нэпе вызывало неприятие большинства партийцев ?

2. Кто не согласен с точкой зрения коммуниста Муравьёва ? Почему?

( Политика помогла вывести страну из кризиса, дала импульс к развитию страны).

 Однако чем были недовольны большевики?  ( Появлением в обществе чуждых элементов.)

 Необходим был повод для свёртывания нэпа. Как развивается рыночная экономика?.

Циклически, периодически возникают кризисы. Не избежал цикличности и нэп, хотя вызваны кризисы были иными причинами. 

Годы

Причины кризисов

Сущность

Последствия

1923

Приоритет  в развитии промышленности,  неспособность удовлетворить потребности сельского хозяйствам

“Кризис сбыта”. “Ножницы цен” –Нарушение товарообмена между городом и деревней.

Товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров.

1925

Отсутствие продуманной экономической политики развития НЭП.

Кризис хлебозаготовок.

Уменьшение экспорта хлеба

1927-1928

Противоречия между рыночными и административно-командными началами в экономике.

Кризис хлебозаготовок.

Ликвидация кризиса при помощи административно-правовых мер. Свертывание НЭПа.

А теперь, подумайте как могли повлиять кризисы на отношение к нэпу в партии большевиков? ( Отрицательно, всё больше было тех, кто хотел прекратить политику нэпа.). В 1929 году Сталин заявил, что с нэпом покончено. Как и любой исторический период нэп был каким периодом по характеру, вспомните были и плюсы, были минусы, как называется сочетание + и - .  (Противоречие). Политику нэпа начинают сворачивать.

  III.Рефлексия.  Давайте создадим свой образ эпохи. На основе изученного материала создайте свой образ  периода, подберите ключевые слова чтобы советское государство смогло преодолеть лестничный пролёт.  В виде чего создаём образ нэпа? Лестницы, почему?  (Государство из бездны кризиса пошло по пути восстановления экономики). С какими материалами работали сегодня на уроке, с какими историческими источниками?? Что мы проводили в ходе изучения темы?( анализ эпохи) Вася к доске, отбери нужные слова, которые помогут воссоздать изученный период.  Чему нас может научить период нэпа, если мы обратимся к ней?

  1.  Продналог
  2. Национализация сахарной промышленности
  3. Денежная реформа
  4. Комбеды
  5. Частная торговля
  6. Развёрстка хлеба и фуража
  7. Аренда земли
  8. Комбеды
  9. Продотряды
  10. Концессии
  11. Противоречие
  12. Командно- административные методы

     Спасибо за работу . Заключение, звучит песня с последнего слайда. Не только песня, но и само кондитерское изделие напоминает период нэпа.  Почему ?Бублик круг, он замкнулся, от командно- административных методов опять к ним-же. А в середине дырка- судьба рыночных отношений ещё на долгие годы.