Тема урока: «Новая экономическая политика в 1920-е годы: причины перехода, методы, результаты , противоречия».
Цели урока:
проанализировать экономическую политику и политические мероприятия периода нэпа; выяснить достижения и просчеты;
сформировать представления о внутрипартийных дискуссиях после смерти В.И. Ленина, установлении и укреплении личной власти И.В. Сталина в партийном и государственном руководстве;
способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы;
продолжать формировать умение давать оценку событиям Отечественной истории с позиций гражданского патриотизма
События: 1920 г – разработка и утверждение плана ГОЭЛРО, создание Госплана; 1920-1921г г. – крестьянские восстания; март 1921г- Кронштадское восстание, Xсъезд РКП(б); поражение сторонников Л.Д. Троцкого на XIII партконференции; чистки в ВКП(б) и зарубежных компартиях от «троцкистско – зиновьевского блока»; отстранение от власти Н.И Бухарина и его сторонников.
На доске можно разместить плакаты разных исторических периодов советского государства
I Организационно-мотивационный блок.Вводное слово учителя. Вопрос к классу: Сегодня мне хотелось бы начать урок с цитаты «Экономика – лошадь, политика – телега. Они должны занимать надлежащие места – экономика должна идти впереди политики, а не наоборот». Как вы понимаете данную цитату?
Что означает данная цитата?
Какую важную роль играет экономика в жизни общества. Экономическая жизнь общества- это материал сегодняшнего урока. Сегодня на уроке мы будем говорить об экономике. Экономика важнее политики.
Почему мы начинаем урок с данного высказывания.
Чтобы лучше понять какие процессы мы будем изучать
- Конечно можно было бы прочитать материал в учебнике и мы с вами всё узнали бы об экономическом развитии нашей страны в 1920-егоды. Но я предлагаю другой путь: создать свой образ эпохи и на его основе разработать собственное видение новой экономической политики, итак тема- выводится
На экране «Новая экономическая политика» .Мы с вами будем работать сегодня с материалами плакатов, времён новой экономической политики и рабочими листами, в которых есть все необходимые справочные материалы и термины соответствующие данному периоду.
Ребята у вас есть опыт создания образа исторической эпохи (нет). Какие исторические источники могут помочь нам в решении поставленной задачи, воссоздании исторической эпохи:
-Исторические документы (слайд) перед вами декрет ВЦИК о переходе к нэпу
- Свидетельства современников (слайд)
- фотографии (слайд)
- Речи участников событий ( слайд)
-фильмы художественные и документальные (слайд )
О каких целях нэпа говорится в фильме ? ( Вывод страны из кризиса, выравнивание сложившейся экономической ситуации. Преодоление разрухи)
II Продуктивный блок. Советская история тесно связана с искусством плаката. Изучая плакаты мы свами сможем ответить на многие вопросы и создать образ эпохи. Любое историческое событие мы изучаем по алгоритму, какому ,помогите мне, сначала мы выясняем что ( Причину, потом рассматриваем суть явления и выводим итог
( Слайд о кризисе)
Плакаты первый слайд, анализ ситуации в России, проявления кризиса по тетради.
.Массовые восстания крестьян, вызванные голодом, как следствием политики продразвёрстки
2.Топливно- энергетический кризис
3.Начало волнений в армии
4.Тяжёлое положение в сельском хозяйстве
5.Толпы бездомных и беспризорных детей
6.Разгул преступности
Какие проявления кризиса отражает данный плакат. Горе, истощение, отчаяние, боль, крик о помощи. Невозможность дальше жить при «военном коммунизме»
С чего начинаются изменения в стране. Внимательно посмотрите на плакат, О чём он сигнализирует нам? Изображается призыв к переводу страны на рельсы электрификации ( В 1920 году был принят план ГОЭЛРО). Важность в чём данного плана. Была ли в России до революции развитая сеть электростанций ( Нет). Для чего необходимы стране. Для развития пром-сти, Работа станков, машин
Связь с каким периодом отражает плакат? С периодом военного коммунизма, призывает быть бережливыми, не забывать о голодающих . Социальная реклама (Если дети скажут что это такое)
,
Плакат может ответить на два вопроса Развитие какой промышленности ( Пищевой) Форма сотрудничества в пищевой промышленности. (Кооперация) Появление конфет, сладостей. Счастливые дети.
О какой тенденции цены идёт речь на данном плакате ? Понижение цены. Что изображено? Хлеб. Удалось в период нэпа обеспечить стану хлебом ? Да удалось. Кто выращивал хлеб? (Крестьяне.) Поверили крестьяне политике большевиков.? –Да. Страна была обеспечена хлебом. Как вы думаете куда Советская Россия вывозила хлеб?. В западные страны. Для чего. Чего не хватало в то время в России ? – Машин и оборудования. Ввозила, важен был хлебный экспорт? –Да.
Развитие пищевой промышленности. На плакате имеется сведения о торговом фирме, которая выпускает продукцию и её старое название, чтобы люди лучше ориентировались, что покупать . Для чего? (Чтобы люди знали о качестве)
Развитие парфюмерной отечественной промышленности. О чём напоминали женщине? Что она должна быть красивой, привлекательной, утончённой. Фирма обозначена тоже. Белая ночь, какой город выпускал ( Ленинград, в Варианте детей Петербург, Петроград)
На плакате изображена фирма Москва- Нью – Йорк. Возникали совместные с иностранными предприятиями. Почему это стало возможным. Война завершились мирный период, сотрудничество взаимовыгодное.
Из чего изготавливают плавленый сыр, вообще , сыр ( Из молока). Раз молока много, то можно изготовить сыры разных сортов
Зубная паста, изготовление предметов гигиены. Паста лучше чем, у других. Конкурентная борьба. Каждая фирма хочет сделать свой товар более покупаемым . Какая улыбка. Почему? Уверенная в себе женщина. Новые отношения, привели к новому восприятию мира.
Данный плакат, как характеризует советскую денежную систему и денежную политику. Как стабильную, крепкую, которая противопоставлена буржуазной. Зачем это нужно большевикам. Чтобы подчеркнуть преимущества. Социализма
Что изображает данный плакат? Людей, которые занимались различными занятиями в период нэпа. Нэповское общество. Какая организация занимается защитой прав работников и сейчас тоже ( Профсоюзы). Как вы думаете, люди, которые занимались частной трудовой деятельностью имели право вступать в профсоюз? ( Нет) . А почему нет. Потому что были бы недовольны рабочие.
Вывод. К чему привела страну новая экономическая политика.
К появлению большого количества товаров, разнообразию ассортимента. Экономический рост насыщенный товарами рынок
Скажите, какую роль играли плакаты 1920-е годы?
С каким явлением современности мы можем соотнести плакаты 20-х годов? С рекламой Важна ли реклама в условиях рыночных отношений?- Да. Чему способствует реклама. Продвижению товаров на рынок.
Какие отрасли промышленности получили развитие
Лёгкая, пищевая, перерабатывающая. Для кого производились товары. Для людей
Всем ли были доступны
Нет. Появились бедные и богатые. Как относились к богатым в государстве, где установилась диктатура пролетариата ? Отрицательно. Какие чувства вызывали люди обеспеченные? Зависть, неприятие
Изучая любое явление в истории, что мы стараемся сначала понять. Причину явления. Почему большевики решили отказаться от политики « Военного коммунизма» и перейти к политике нэпа ?—Чтобы вывести страну из кризиса. Давайте рассмотрим причины перехода к нэпу
Посмотрите в рабочей тетради, почему было необходимо перейти к новым отношениям в экономике?
Причины перехода к нэпу
1.Нарушение товарообмена между городом и деревней
2. Голод крестьян в Центральных районах России
3. Крестьянские выступления
4. Кризис в промышленности
5._________________________
Прочитайте материал о Кронштадском восстании и ответьте на вопросы
Общее собрание корабельных команд 1 марта потребовало предоставить политические свободы ( слова, печати, объединений) представителям различных политических групп, освободить всех политических заключённых и арестованных в связи с рабочими и крестьянскими волнениями, провести перевыборы Советов на основе многопартийности. В области экономической кронштадцы требовали уравнения « пайков», предоставления крестьянам права распоряжаться своей землёй и результатами труда. В ответ на выступление на митинге М.И. Калинина, один из матросов, заявил, вот наши требования: «Долой продразвёрстку, долой продотряды, даёшь свободную торговлю хлебом, требуем свободного переизбрания Советов». Лозунг «Власть Советам, а не партиям» поддержали жители Кронштадта.
Задание №2.
1. Какие требования выдвинули матросы в ходе восстания
2.Мызнаем, что часть требований восставших будет фактически удовлетворена. Почему власть не пошла на компромисс с Кронштадтом? Почему восстание было жестоко подавлено?
3. Какие уроки извлекла правящая партия из восстания?
Задание № 3.
Документ истории: 21 марта 1921 года Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»
1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.
2 Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит
Данные статистики. С целью скорейшего восстановления сельского хозяйства крестьяне в 1922 г. получили право сдавать землю в аренду, использовать наемный труд, объединяться в кооперативы За короткое время в селе возникли различные формы кооперации: объединение крестьян для сбыта продукции своих хозяйств, покупки сельскохозяйственного инвентаря, получения кредитов, обработки земли и т.д. Этими формами в годы нэпа было охвачено около 25% крестьянских хозяйств
Мероприятия нэпа. ( Черты рынка)
1.Замена продразвёрстки___________________
2. Восстановление товарно- денежных отношений
3.______________? торговля
4.Создание концессий
5.____________________________________...
Административно- командные черты в экономике
Диктатура пролетариата
Командные высоты в экономике в руках большевиков
Монополия государства на внешнюю торговлю
Крупная промышленность осталась в руках государства
Какие методы ведения хозяйства сочетал нэп ? (Либерализация экономики и методы административного управления). Позволил нэп вывести страну из кризиса? (Да позволил)
Однако отношение к нэпу в партии было неоднозначным было отношение к нэпу в партии большевиков. Противоречив был в своей позиции и В.И. Ленин:
- весна 1921 года – нэп- это временный ход, вынужденное отступление «экономический Брест»
- осень 1921 года-нэп- это всерьёз и надолго
- весна 1922г.- «Учиться торговать», из «России нэповской будет Россия социалистическая» .
- Вопросы : 1 Почему изменились взгляды Ленина по вопросам нэпа? ( Видел положительные последствия )
2.Интересы каких социальных слоёв отражала его позиция «всерьёз и надолго». ( Крестьян, представителей частного сектора) . А вы считаете, что частники были довольны своим положением ? ( Да- зарабатывали. Как государство могло ущемлять их в правах. Что платят все люди, которые работают?- Налоги, как вы думаете с кого брали больше налогов? С тех, кто занимался частной деятельностью.)
Сторонники Л.Д. Троцкого рассматривали политику нэпа, как предательство того коммунистического идеала, который они стремились реализовать в своих программных документах.
Мнение современника Коммунист П. Муравьев, член редакции «Торгово-промышленной газеты»: «Во время «военного коммунизма» жилось тяжко, мучил голод, мучил холод, даже мороженый картофель считался редким экзотическим фруктом. Но самый остов, самый костяк существовавшего в 1918-1920 годах строя был прекрасным, был действительно коммунистическим. Все было национализировано, частная собственность вытравлена, частный капитал уничтожен, значение денег сведено к нулю, а вместо торговли по капиталистическому образцу – в принципе равное для всех распределение. Мы осуществили строй, намеченный Марксом...» .
1.Что именно в нэпе вызывало неприятие большинства партийцев ?
2. Кто не согласен с точкой зрения коммуниста Муравьёва ? Почему?
( Политика помогла вывести страну из кризиса, дала импульс к развитию страны).
Однако чем были недовольны большевики? ( Появлением в обществе чуждых элементов.)
Необходим был повод для свёртывания нэпа. Как развивается рыночная экономика?.
Циклически, периодически возникают кризисы. Не избежал цикличности и нэп, хотя вызваны кризисы были иными причинами.
Годы
Причины кризисов
Сущность
Последствия
1923
Приоритет в развитии промышленности, неспособность удовлетворить потребности сельского хозяйствам
“Кризис сбыта”. “Ножницы цен” –Нарушение товарообмена между городом и деревней.
Товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров.
1925
Отсутствие продуманной экономической политики развития НЭП.
Кризис хлебозаготовок.
Уменьшение экспорта хлеба
1927-1928
Противоречия между рыночными и административно-командными началами в экономике.
Кризис хлебозаготовок.
Ликвидация кризиса при помощи административно-правовых мер. Свертывание НЭПа.
А теперь, подумайте как могли повлиять кризисы на отношение к нэпу в партии большевиков? ( Отрицательно, всё больше было тех, кто хотел прекратить политику нэпа.). В 1929 году Сталин заявил, что с нэпом покончено. Как и любой исторический период нэп был каким периодом по характеру, вспомните были и плюсы, были минусы, как называется сочетание + и - . (Противоречие). Политику нэпа начинают сворачивать.
III.Рефлексия. Давайте создадим свой образ эпохи. На основе изученного материала создайте свой образ периода, подберите ключевые слова чтобы советское государство смогло преодолеть лестничный пролёт. В виде чего создаём образ нэпа? Лестницы, почему? (Государство из бездны кризиса пошло по пути восстановления экономики). С какими материалами работали сегодня на уроке, с какими историческими источниками?? Что мы проводили в ходе изучения темы?( анализ эпохи) Вася к доске, отбери нужные слова, которые помогут воссоздать изученный период. Чему нас может научить период нэпа, если мы обратимся к ней?
Продналог
Национализация сахарной промышленности
Денежная реформа
Комбеды
Частная торговля
Развёрстка хлеба и фуража
Аренда земли
Комбеды
Продотряды
Концессии
Противоречие
Командно- административные методы
Спасибо за работу . Заключение, звучит песня с последнего слайда. Не только песня, но и само кондитерское изделие напоминает период нэпа. Почему ?Бублик круг, он замкнулся, от командно- административных методов опять к ним-же. А в середине дырка- судьба рыночных отношений ещё на долгие годы.