СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку общей биологии на тему "Прокариоты"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка к уроку на данную тему включает вопросы происхождения,среду обитания, особенности строения и жизнедеятельности, классификацию прокариотических организмов, а так же вопросы роли и значения бактерий в жизни природы и человека.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку общей биологии на тему "Прокариоты"»

Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека.
  • Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека.
Свойства Виды прокариот 1. Происхождение 2. Среда обитания и распространенность 3. Размеры 4. Форма 5. Строение бактериальной клетки 6. Обмен веществ, отношение к кислороду 7. Питание 8. Размножение 9. Спорообразование 10. Роль в природе 11. Использование человеком

Свойства

Виды прокариот

1. Происхождение

2. Среда обитания и распространенность

3. Размеры

4. Форма

5. Строение бактериальной клетки

6. Обмен веществ, отношение к кислороду

7. Питание

8. Размножение

9. Спорообразование

10. Роль в природе

11. Использование человеком

 Первоначально появились в бескислородной среде 2,5-3 млрд. лет назад в морях

Первоначально появились в бескислородной среде 2,5-3 млрд. лет назад в морях

Атмосфера Гидросфера Литосфера Внутри клеток
  • Атмосфера
  • Гидросфера
  • Литосфера
  • Внутри клеток
 Размеры бактериальных клеток колеблются в пределах от 1 до 10-15 мкм

Размеры бактериальных клеток колеблются в пределах от 1 до 10-15 мкм

Кокки Диплококки  Тетракокки
  • Кокки
  • Диплококки
  • Тетракокки
Стрептококки Стафилакокки
  • Стрептококки

Стафилакокки

Сарцины  Палочки (бациллы)
  • Сарцины
  • Палочки (бациллы)
Спириллы   Спирохеты  Вибрионы
  • Спириллы
  • Спирохеты
  • Вибрионы
На поверхности бактерий часто заметны разного рода жгутики (пилли) и ворсинки (фимбии) – органоиды движения, с помощью которых они передвигаются путем скольжения.
  • На поверхности бактерий часто заметны разного рода жгутики (пилли) и ворсинки (фимбии) – органоиды движения, с помощью которых они передвигаются путем скольжения.
 1 — клеточная стенка,  2 — наружная цитоплазматическая мембрана,  3 — хромосома (кольцевая молекула ДНК),  4 — впячивание наружной цитоплазматической мембраны,  5 — вакуоли,  6 — мезосома (вырост наружной мембраны),  7 — стопки мембран, в которых осуществляется фотосинтез,  8 — рибосома,  9 — жгутики .

1 клеточная стенка, 2 наружная цитоплазматическая мембрана, 3 хромосома (кольцевая молекула ДНК), 4 впячивание наружной цитоплазматической мембраны, 5 вакуоли, 6 мезосома (вырост наружной мембраны), 7 стопки мембран, в которых осуществляется фотосинтез, 8 рибосома, 9 жгутики .

Клеточная стенка прокариот жесткая, содержит полисахариды и аминокислоты. Основной упрочняющий компонент – муреин Клеточная стенка многих бактерий сверху покрыта слоем слизи.  Цитоплазма окружена мембраной, отделяющей ее изнутри от клеточной стенки.
  • Клеточная стенка прокариот жесткая, содержит полисахариды и аминокислоты. Основной упрочняющий компонент – муреин Клеточная стенка многих бактерий сверху покрыта слоем слизи.

  • Цитоплазма окружена мембраной, отделяющей ее изнутри от клеточной стенки.
Основная особенность – отсутствие ядра, ограниченного оболочкой. Наследственная информация у бактерий заключена в одной хромосоме.  Рибосомы свободные меньше, чем у  эукариотов; на них осуществляется биосинтез белка
  • Основная особенность – отсутствие ядра, ограниченного оболочкой. Наследственная информация у бактерий заключена в одной хромосоме.

  • Рибосомы свободные меньше, чем у эукариотов; на них осуществляется биосинтез белка
 По отношению к кислороду прокариоты делятся на две группы: анаэробные (не нуждающиеся в кислороде); аэробные , (живущие в кислородной среде); Факультативные некоторые бактерии могут жить как в бескислородной, так и в кислородной средах

По отношению к кислороду прокариоты делятся на две группы:

  • анаэробные (не нуждающиеся в кислороде);
  • аэробные , (живущие в кислородной среде);
  • Факультативные некоторые бактерии могут жить как в бескислородной, так и в кислородной средах
По способам питания делятся на: автотрофы - получают энергию за счет фотосинтеза (цианобактерии) и хемосинтеза (железобактерии, азотобактер, пурпурные серобактерии);  гетеротрофы –получают энергию за счет готовых органических веществ. Гетеротрофы, в свою очередь, подразделяются на сапротрофы, паразиты и симбионты .

По способам питания делятся на:

  • автотрофы - получают энергию за счет фотосинтеза (цианобактерии) и хемосинтеза (железобактерии, азотобактер, пурпурные серобактерии);
  • гетеротрофы –получают энергию за счет готовых органических веществ. Гетеротрофы, в свою очередь, подразделяются на сапротрофы, паразиты и симбионты .
Паразиты – это бактерии, которые питаются за счет клеток живых организмов, вызывая заболевания (мучнистая роса, виноградная филлоксера, палочка Коха (туберкулезная), столбнячная палочка, дизентерийная палочка, холерный вибрион и др.)
  • Паразиты – это бактерии, которые питаются за счет клеток живых организмов, вызывая заболевания (мучнистая роса, виноградная филлоксера, палочка Коха (туберкулезная), столбнячная палочка, дизентерийная палочка, холерный вибрион и др.)
У бактерий выделяют два способа размножения: путем деления клетки надвое и половой
  • У бактерий выделяют два способа размножения: путем деления клетки надвое и половой
Многим бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде накапливаются продукты обмена, т.е. возникают неблагоприятные условия
  • Многим бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде накапливаются продукты обмена, т.е. возникают неблагоприятные условия
А) Бактерии- редуценты разрушают остатки органического вещества, производят минерализацию. Б) Бактерии – симбионты (кишечная палочка), поселяясь в пищеварительном тракте у животных, расщепляют целлюлозу до глюкозы, и обеспечивает усвоение этих веществ организмом животных, производят витамины и другие вещества. В) Азотфиксирующие (клубеньковые) бактерии способствуют усвоению почвенного азота корнями растений .
  • А) Бактерии- редуценты разрушают остатки органического вещества, производят минерализацию.
  • Б) Бактерии – симбионты (кишечная палочка), поселяясь в пищеварительном тракте у животных, расщепляют целлюлозу до глюкозы, и обеспечивает усвоение этих веществ организмом животных, производят витамины и другие вещества.
  • В) Азотфиксирующие (клубеньковые) бактерии способствуют усвоению почвенного азота корнями растений .
Получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий (на рис. бифидобактерии)
  • Получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий (на рис. бифидобактерии)
Различные виды гнилостных бактерий вызывают порчу пищевых продуктов. Сальмонеллез, ботулизм, холера дизентерия, являются заболеваниями, связанными с употреблением испорченных продуктов. Коклюш, туберкулез, чума, венерические заболевания, столбняк, воспаление легких и многие другие передаются воздушно – капельным или половым путем.
  • Различные виды гнилостных бактерий вызывают порчу пищевых продуктов. Сальмонеллез, ботулизм, холера дизентерия, являются заболеваниями, связанными с употреблением испорченных продуктов.
  • Коклюш, туберкулез, чума, венерические заболевания, столбняк, воспаление легких и многие другие передаются воздушно – капельным или половым путем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!