Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ОБЖ. 7 класс. Формирование личности подростка во взаимоотношении со взрослыми.»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА ПРИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО ВЗРОСЛЫМИ
Урок ОБЖ. 7 класс.
Преподаватель-организатор ОБЖ:
Вирич Наталья Александровна
МБОУ «Юная СОШ Оренбургского района»
Проанализировать и охарактеризовать основные
особенности развития человека в подростковом возрасте .
Особенности развития подростка
Их характеристики
- Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса). Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса понимаются по-разному.
- С одной стороны - , для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.
- С другой стороны + , подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Установлено, что кризис подросткового возраста проходит три фазы:
- • фазу ломки старых привычек;
- • кульминационную точку кризиса (как правило,
в 13 лет);
- • период формирования новых отношений.
- Подростковый возраст включает в себя как бы два ряда процессов: биологическое созревание организма и социальное созревание подростка (образование, подготовка к профессиональной деятельности, готовность создать семью). Процессы биологического и социального созревания человека идут далеко не синхронно. Социальное созревание по времени не тождественно физическому.
Социальную зрелость человека принято характеризовать рядом критериев:
- - завершением образования,
- - приобретением стабильной профессии,
- - экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершеннолетием,
- - способностью создать прочную семью.
Конфликты возникают при наличии трех основных условий:
- присутствие двух или более людей;
- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;
- столкновение противоположно направленных взглядов, позиций и мнений.
Конфликтуют не люди сами по себе , а их мотивы, цели, взгляды и пр .
пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях
- приспособление;
- компромисс;
- сотрудничество;
- уклонение от конфликта;
- соперничество
Стратегии поведения в конфликте
Кеннет Томас выделил пять основных стратегий:
- • Конкуренция, соперничество («акула») — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
- • Сотрудничество («сова») — выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
- • Компромисс («лиса») — выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
- • Избегание, уклонение («черепашка») — уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
- • Приспособление («медвежонок») — принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
- - умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми,
- - критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим,
- - научиться понимать их.
ряд правил, характеризующих умение слушать
- старайтесь сдерживать попытку прервать собеседника;
- дайте собеседнику время высказаться;
- избегайте поспешных выводов;
- спокойнее реагируйте на высказывания;
- не отвлекайтесь;
- ищите истинный смысл сказанных слов;
- следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
- старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.
Контрольные вопросы.
1. Почему подростковый возраст считается критическим периодом жизни человека?
2. Какими критериями определяется социальная зрелость человека?
3. Перечислите пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях , которыми вы должны владеть .
4. Перечислите ряд правил, характеризующих умение слушать.
Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.
Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем.
Будьте счастливы!