ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Как животные готовятся к зиме.
ХОД УРОКА.
Организация начала урока.
Вводная беседа.
- К вам на урок пришел Муравьишка Вопросик. Как вы думаете, почему его так назвали?
- У Муравьишки проблема. Он просит вас о помощи. Кто готов ему помочь? Тогда слушайте.
Работа над материалом урока.
Перелетные и оседлые птицы.
Марвьишка наш Вопросик
Очень-очень сильно просит
Разыскать его подружку,
Ласточку Танюшку.
Подружился летом с ней
И соскучился по ней.
Побежал он к Воробью
Рассказать беду свою.
Воробей ему в ответ:
«У кормушек я летаю,
Ничего, чирик, не знаю.
Зиму здесь я провожу,
От холода я не дрожу».
- Так ответил Муравьшке воробей. Ребята, а кто знает, как зимой по воробьям погоду определить можно? (Если воробей распушил свои перышки – быть сильному морозу)
Муравьишка к другой птице
По названию синица.
«Никуда не улетала,
И Танюшку не видала.
В городе вороны, галки,
Голуби и воробьи…
Знают, может снегири.
Ты сходи, у них спроси.
- Какие птицы остаются зимовать в нашей местности?
Ласточку твою не знаем,
Летом здесь мы не бываем,
Не боимся мы простуды.
С первым снегом тут как тут мы.
- Ребята, где проводят лето снегири?
- Не нашел Вопросик свою подругу, отправился в лес.
Зимний лес не спит, а дремлет
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
В яркой шапке пестрый дятел
Барабанит в мерзлый ствол.
Ловко, ловко по стволам
Вверх и вниз, и тут и там
Он мелькает целый день.
Это птица – поползень.
Трещит сорока по утрам:
«Пора, пора!». А что пора?
- Непросто бывает птицам зимовать. Как мы им можем помочь?
Не встретил ласточку
Дружок наш Муравей.
Решил спросить вас
Умненьких детей.
Почему ему не встретилась Танюшка,
Летняя веселая подружка.
- Как называют птиц, которые улетают от нас в теплые края?
- А тех, которые остаются зимовать у нас?
- Каких перелетных птиц вы знаете? Загадки и картинки вам помогут.
Всех перелетных птиц черней.
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Грач)
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
На шесте – дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец)
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)
Стали браться на ходули,
Ищут корму по пути,
На бегу ли, на ходу ли.
Им с ходулей не сойти. (Журавль)
- Сейчас мы знаем, что эти птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной опять появляются. Лишь немного поздней ученые придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца. Но почему же некоторые птицы улетают в теплые края, а дятел, воробей – нет.
- Так где же ласточка?
- Нашему Муравьишке тоже нужно спешить – к зиме готовиться. Как насекомые переносят стужи и морозы?
Как животные готовятся к зиме.
- Вот что рассказывают звери в телеграммах, которые вам прислали. Постарайтесь угадать автора телеграммы.
Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медом диких пчел и ос. Накопили жирку – и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. Живем мы лет до пятидесяти. (Медведь)
А мы к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей-полевок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что мы уничтожаем много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка. (Лиса)
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму “продукты”. Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев.(Бобр)
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накапливаю столько, что можно и спать на всю зиму ложиться! (Барсук)
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря “косые” – гляжу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.(Заяц)
Осенью мы любим хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраиваемся в укромном месте в сухих листьях и траве: свернемся клубочком и спим до весны. (Еж)
На этом дереве у меня свой домик – дупло. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, мне там тепло. Обычно у нас, белок, не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат наши беличьи припасы. Но часто наши запасами кормятся другие лесные звери. (Белка)
Закрепление изученного материала.
Работа с учебником, печатной тетрадью.
Итог урока.