Органы дыхания
ГАЗМАГОМЕДОВ ОМАР ГАИРБЕГОВИЧ
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
- ТЕМА УРОКА: «Органы дыхания»
- Цель урока: создать условия для сформирования знаний об органах дыхания
задачи урока:
1. узнать об особенности строения органов дыхания в связи с их функциями. 2. Понять сущность и значение дыхательного процесса. 3. Выяснить механизмы голосообразования.
Основные термины и определения:
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ .
Основные термины и определения:
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ .
Органы дыхания - специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой
Биологическое значение дыхания :
1. Обеспечение организма кислородом. 2. Удаление углекислого газа. 3. Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. 4. Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)
Дыхание
Внутреннее
Внешнее
Вдох и выдох
Клеточное дыхание
Дыхательная система
Дыхательная часть
Воздухоносные пути
последовательно соединенных между собой полостей и трубок :
1) полость носа, 2) носоглотка, 3) гортань, 4) трахея 5) бронхи.
место, где происходит газообмен:
1) легкие 2) плевра - (соединительно-тканная оболочка)
Наблюдение: « Проверить проходимость воздуха через носовые ходы»
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты.
Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
Гигиена дыхания:
1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.
Верхние дыхательные пути: гортань
Наблюдения:
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх. 2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Образование звуков
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Образование звука
Колебания голосовых связок
Голосовая щель
Звук
Воздух
Гигиена голосового аппарата:
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.
Верхние дыхательные пути: трахея и бронхи
Гигиена дыхания:
1. Глотая крупные куски пищи,
можно подавиться и перекрыть
трахею.
2. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
Дыхательная часть: легкие
Легкие – парный орган
Легочная плевра
Пристеночная плевра
Плевральная полость
Через легкие за 1 мин проходит около 100 л воздуха
Внутреннее строение легкого
Бронхи – бронхиолы - альвеолы
Сурфактант препятствует смыканию альвеол
Гигиена дыхания:
- При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене.
- Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.
Органы дыхания
Название органа
Выполняемые функции
Это интересно:
1. 300-350 млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м 2. Длина легочного капилляра – 7-8 мкм 3. Через капилляры альвеол кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом
Домашнее задание:
1. Учебник, таблица 2 . Творческая лаборатория: 1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. 2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.