Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося
|
1. Организационный момент
|
Установочная беседа.
|
Слушают учителя.
|
2. Актуализация знаний уч-ся. Повторение изученного материала
|
Проверка пройденного материала, выставление оценок. Опрос материала по теме: «Отечественная война 1812 года». Работа по карте, контурной карте, в рабочей тетради по темам:
«Нашествие Наполеона на Россию», «Бородинское сражение». «Наступление русской армии в 1812 году».
|
Слушают учителя. Повторяют ранее изученный материал, разгадывают задания викторины, подсчитывают баллы (викторина по Отечественной войне 1812 года)
|
3. Изучение нового материала
|
Объяснение нового материала.
Вводная беседа урока:
Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому, поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: Денис Давыдов, Петр Багратион, Александр Фигнер, Николай Кудашев Александр Кутайсов – России верные сыны.
Отечественная война выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников. Одним из них был главнокомандующий 1-й армией Барклай де Толли
Огромной любовью солдат пользовался любимец еще А.Суворова, главнокомандующий 2-й армией князь Петр Багратион. Таким любимцем солдат показан в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого Андрей Болконский. “Наш князь” называли его солдаты.
Дохтуров, Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы и легендарный атаман Платов…
Эти имена теперь стали легендой, легендой о доблести, мужестве, беспримерном героизме.
Одним из главных героев Отечественной войны, без которого невозможна была бы победа русской армии, был великий полководец Михаил Илларионович Кутузов.
(подвиги М.И. Кутузова)
работа с презентацией.
Слайды №1-4
Галерея героев Отечественной войны 1812 года
Слайды выводятся на экран поэтапно, учитель рассказывает о героях Отечественной войны и их беспримерных подвигах.
Слайды №5-24
|
Слушают учителя.
Изучают презентацию, записывают и запоминают личности героев, их подвиги и боевые заслуги в Отечественной войне 1812 года.
|
4. Словарная работа
|
Объяснение исторических понятий, терминов, запись в тетрадь.
Наглядное представление одежды
офицеров и солдат периода Отечественной войны (учебное пособие–книга «Военная одежда русской армии»)
|
Новые термины:
Кавалерия 1812 года конница – род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь. Русская кавалерия в 1812 году состояла из 65 кавалерийских полков (5 гвардейских, 8 кирасирских, 36 драгунских, 11гусарских, 5 уланских). Из большей части полков было сформировано 11 кавалерийских дивизий, сведённых в 5 кавалерийских корпусов. Другая часть полков была объединена в отдельные кавалерийские дивизии. Вся русская кавалерия, в том числе и драгунская, вела бой только в конном строю. В Отечественной войне 1812 года русская кавалерия сыграла значительную роль в разгроме наполеоновской армии.
Уланы – наряду с гусарами род легковооружённой новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами.
Драгуны – название конницы, способной действовать также и в пешем строю.
Пехота 1812 года – род войск сухопутной армии. Русская пехота во время Отечественной войны 1812 года делилась на линейную (или тяжелую), легкую, морскую и гарнизонную. Основной боевой единицей являлся полк. Полк состоял из трех батальонов по четыре роты в каждом. Первая рота каждого батальона именовалась гренадерской и состояла из гренадерского и стрелкового взводов. Остальные роты в пехотных полках именовались пехотными (мушкетерскими), в гренадерских – фузилерными, в егерских – егерскими. Каждая рота состояла из двух взводов. Два полка составляли бригаду: пехотную, гренадерскую или егерскую. Дивизия состояла из четырех бригад. В гренадерской дивизии – три гренадерских и артиллерийская, в пехотной – две пехотных, егерская и артиллерийская. Во время войны полки нередко действовали в сокращенном составе: гренадерские роты выводились из их состава и временно сводились в сводно-гренадерские бригады и дивизии. Две дивизии составляли корпус.
Гренадёры – отборные части пехоты или кавалерии, изначально предназначенные для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях. Гренадеры были вооружены ручными гранатами и огнестрельным оружием.
Партизаны – люди, добровольно сражающиеся в составе организованных партизанских сил на территории, занятой противником (контролируемой реакционным режимом), за свободу и независимость своей родины.
Флеши – полевые (иногда долговременные) укрепления. Состоят из двух фасов длиной 20-30 метров каждый под тупым углом. Угол вершиной обращен в сторону противника.
Редут – небольшое отдельное укрепление из камня или земли, обведенное рвом.
Батарея – несколько боевых орудий, соединенных для действия в одном месте; артиллерийская рота или положенное число полевых орудий.
Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенных для поражения живой силы противника на близких расстояниях (до 300 м) на открытом поле
Кивер – военный головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана
|
5. Продолжение изучения нового материала
|
Памятники героям Отечественной войны 1812 года
Слайд №25
1.Памятник М.И.Кутузову Н.В.Томский 1973 г.
2. Памятник- часовня
Богданов В.Г. Полоцк 1850 г.
3. С. Р. Надольский (скульптор) и Н. С. Шуцман (инженер). 1913г
Слайд №26
Храм Христа Спасителя
Слайд №28
инженер П.А. Воронцов-Вельяминов
Памятник Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову
Слайд №29
Триумфальные ворота Москва (Триумфальная арка)
|
Запись в тетрадях.
|
6. Самостоятельная и коллективная работа
|
После объяснения нового материала и просмотра презентации, разбить класс на 2 группы, дать задание каждой группе – заполнить таблицу на темы:
«Полководцы Отечественной войны 1812 года, подвиги и победы»
«Партизаны Отечественной войны, подвиги и победы»
|
Каждая группа готовит задание: правильность заполнения таблицы.
Выставление баллов и оценок.
|
7. Познавательно-развлекательный момент
|
Просмотр фрагмента из художественного фильма
Э.А.Рязанова "Гусарская баллада» (1962) о Надежде Андреевне Дуровой (1/83-1866), которая вошла в историю как первая в России женщина-офицер.
|
Зачитывают стихотворения, посвящённые «Героям Отечественной войны 1812 года», дополнительные сообщения, доклады.
|
8. Проверка самостоятельной работы.
|
Слушает сообщения уч-ся, делает выводы, оценивает выступления уч-ся.
|
Каждая группа отвечает на вопросы, слушает ответы, рецензирует ответы уч-ся.
|
9. Закрепление полученных знаний
|
Подводит итоги урока.
В самом названии Отечественной войны подчёркивается её общественный, народный характер. В 1812 году русский народ отстоял свою независимость и территориальную целостность в борьбе с иностранными захватчиками, благодаря самоотверженным подвигам, безграничной любовью к своей Родине.
В 200 летнюю годовщину победы русского народа в Отечественной войне, мы должны с уважением и почестями относится к подвигам предков, не забывать и уважать историю Отечества, знать героев былых времён, которые навечно остались в истории и памяти нашего народа.
Учитель подводит итоги викторины, проверяет работы учащихся на карточках, выставляет оценки в электронный журнал и дневники.
|
Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока, отвечают на вопросы из школьного учебника и дополнительной литературы.
Зачитывают стихотворение из презентации
Слайд №30
|
10. Итог урока. Контроль знаний
|
Подводит итог урока, задаёт вопросы по теме.
Вопросы: Слайд №31
Ответы:
1. Раевский
2. Дурова, Василиса Кожина
3. Платов
4. Барклай-де-Толли
5. Кутузов
6. Барклай-де-Толли
7. Партизаны
8. Конные войска
9.Партизан, имел сильное намерение убить Наполеона
10.Давыдов
Домашнее задание: Слайд №32
Параграф 4.
Рабочая тетрадь задание
Составить кроссворд на тему «Отечественная война 1812 года»
Спасибо за урок!
Слайд №33
|
Слушают учителя, читают документы в конце параграфа стр. 31, делают выводы «Я знаю, что...» Записывают домашнее задание, выставляют оценки в дневник
|