СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по биологии в 8 классе на тему: Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по биологии в 8 классе на тему: Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по биологии в 8 классе на тему: Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.»

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

Цель урока:  изучить основные механизмы нервной регуляции, основные элементы и принцип работы рефлекторной дуги, сформировать понимание о безусловных и условных рефлексах, уметь называть основные отличия гуморальной регуляции от нервной.  Задачи:  Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов. Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную регуляцию. Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки. Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений и презентаций о научной деятельности И.П. Павлова  Оборудование: ИКТ.  Понятия: рефлекторная дуга, рецептор, чувствительный центростремительный путь, нервный центр рефлекса, двигательный центробежный путь, исполнительный орган.

Цель урока:  изучить основные механизмы нервной регуляции, основные элементы и принцип работы рефлекторной дуги, сформировать понимание о безусловных и условных рефлексах, уметь называть основные отличия гуморальной регуляции от нервной. Задачи: Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов.

Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную регуляцию.

Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки.

Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений и презентаций о научной деятельности И.П. Павлова Оборудование: ИКТ. Понятия: рефлекторная дуга, рецептор, чувствительный центростремительный путь, нервный центр рефлекса, двигательный центробежный путь, исполнительный орган.

Структура урока:   1. Организация  2. Целевая установка  3. Актуализация опорных знаний  4. Изучение новой темы  5. Итоговое закрепление  6. Домашнее задание  7. Комментирование оценок

Структура урока: 1. Организация 2. Целевая установка 3. Актуализация опорных знаний 4. Изучение новой темы 5. Итоговое закрепление 6. Домашнее задание 7. Комментирование оценок

 В основе деятельности нервной системы организма лежит рефлекторный принцип.     Целостную реакцию организма на раздражение, происходящую при участии центральной нервной системы, называют рефлексом.   Рефлекс  – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем.  

В основе деятельности нервной системы организма лежит рефлекторный принцип.

Целостную реакцию организма на раздражение, происходящую при участии центральной нервной системы, называют рефлексом.

Рефлекс  – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем.  

Структурная основа любого рефлекса – рефлекторная дуга.   Она состоит из пяти звеньев: Рецептор - особое образование или нервное окончание, способное преобразовывать энергию раздражителей в нервные импульсы электрической природы. Чувствительный центростремительный путь – это отростки чувствительных нейронов, передающие возбуждение (нервные импульсы) в нервные центры. Нервный центр рефлекса – область передачи импульса от чувствительных нейронов сразу на двигательные или на вставочные нейроны, а потом на двигательные. Вставочные нейроны обрабатывают поступающую информацию, а двигательные – дают команды. Двигательный центробежный путь – это волокна двигательных нейронов, проводящие нервные импульсы к исполнительному органу. Исполнительный орган (железа, скелетная или гладкая мышца), работающий по заданию нервной системы.

Структурная основа любого рефлекса рефлекторная дуга. Она состоит из пяти звеньев:

  • Рецептор - особое образование или нервное окончание, способное преобразовывать энергию раздражителей в нервные импульсы электрической природы.
  • Чувствительный центростремительный путь – это отростки чувствительных нейронов, передающие возбуждение (нервные импульсы) в нервные центры.
  • Нервный центр рефлекса – область передачи импульса от чувствительных нейронов сразу на двигательные или на вставочные нейроны, а потом на двигательные. Вставочные нейроны обрабатывают поступающую информацию, а двигательные – дают команды.
  • Двигательный центробежный путь – это волокна двигательных нейронов, проводящие нервные импульсы к исполнительному органу.
  • Исполнительный орган (железа, скелетная или гладкая мышца), работающий по заданию нервной системы.
 Деятельность ЦНС не ограничивается только управлением.  Между ЦНС и рабочими органами существует прямая и обратная связь .    При действии раздражителя на рецепторы возникает двигательная реакция – прямая связь .  В рабочих органах есть рецепторы, возбуждающиеся при рефлекторном акте, поэтому у них тоже возникают нервные импульсы, которые поступают в ЦНС, - обратная связь.   Вторичные импульсы сигнализируют нервным центрам о состоянии двигательного аппарата. В ответ на эти сигналы из ЦНС к мышцам поступают новые импульсы, усиливающие или ослабляющие ответную реакцию.   Связи Прямые Сигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу Обратные «Сообщения» исполнительного органа о своем состоянии нервному центру

Деятельность ЦНС не ограничивается только управлением. Между ЦНС и рабочими органами существует прямая и обратная связь .

При действии раздражителя на рецепторы возникает двигательная реакция – прямая связь .

В рабочих органах есть рецепторы, возбуждающиеся при рефлекторном акте, поэтому у них тоже возникают нервные импульсы, которые поступают в ЦНС, - обратная связь.

Вторичные импульсы сигнализируют нервным центрам о состоянии двигательного аппарата. В ответ на эти сигналы из ЦНС к мышцам поступают новые импульсы, усиливающие или ослабляющие ответную реакцию.

Связи

Прямые

Сигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу

Обратные

«Сообщения» исполнительного органа о своем состоянии нервному центру

 Обратная связь важна в механизмах координации, которую осуществляет нервная система. Благодаря этому человек может исправлять допущенные ошибки.  В деятельности нервной системы важную роль играет процесс торможения, уменьшающий возбуждение нейронов. Таким образом рефлекс не заканчивается реакцией рабочего органа.  Благодаря обратной связи рефлекс осуществляется не по рефлекторной дуге, а по рефлекторному кольцу. В результате рефлекторной деятельности организм приспосабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Обратная связь важна в механизмах координации, которую осуществляет нервная система. Благодаря этому человек может исправлять допущенные ошибки.

В деятельности нервной системы важную роль играет процесс торможения, уменьшающий возбуждение нейронов. Таким образом рефлекс не заканчивается реакцией рабочего органа.

Благодаря обратной связи рефлекс осуществляется не по рефлекторной дуге, а по рефлекторному кольцу. В результате рефлекторной деятельности организм приспосабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

 Демонстрация опыта.  Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.  Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа: наклон туловища с перемещением центра тяжести; 2) разгибание ног и вставание.  Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.  Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о  рефлекторном кольце (круге).

Демонстрация опыта.

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.

Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа:

  • наклон туловища с перемещением центра тяжести;

2) разгибание ног и вставание.

Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.

Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о  рефлекторном кольце (круге).

Виды рефлексов Безусловные Условные Врожденные Видовые Неизменные Сохраняются в течение всей жизни Приобретенные Индивидуальные Изменяются в зависимости от условий среды Могут затухать Вырабатываются на основе безусловных

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

  • Врожденные
  • Видовые
  • Неизменные
  • Сохраняются в течение всей жизни
  • Приобретенные
  • Индивидуальные
  • Изменяются в зависимости от условий среды
  • Могут затухать
  • Вырабатываются на основе безусловных

Павлов начал свои исследования, используя пищу и лампочку. В комнате, где собак ничто не отвлекало, он установил лампу. Пускать ее в ход, а также выдвигать миску с едой можно было снаружи, снаружи же находился и наблюдатель, который мог видеть происходящее в комнате через отверстие. Собака, не знакомая с лампой, обращала на нее внимание, когда она включалась. После этого сразу появлялась миска с аппетитной едой, и собака ела, первое время не связывая эти события между собой. Постепенно естественный безусловный рефлекс (выделение слюны, когда еда оказывается в пасти собаки, или когда миска просто стоит перед ней) превратился в условный. Это выражалось в том, что зажигание лампы начинало вызывать слюнотечение еще до того, как появится миска с едой.

Затем Павлов сделал собаке небольшую операцию — он провел проток слюнной железы под щекой наружу. Таким образом, ученый получил возможность наблюдать, как слюна стекает и собирается в пробирку.

Потом он пошел еще дальше — ушил часть желудка, из образовавшегося слепого желудочка вывел трубку, с помощью которой он мог проводить наблюдения. Так Павлов обнаружил, что при зажигании лампочки выделяется не только слюна, но и желудочный сок. Труды Павлова были дополнены исследованиями американского ученого Д.Б. Уотсона, который ввел понятия условного и безусловного рефлекса.

 Коленный рефлекс возникает при ударе молоточком или ребром ладони по сухожилию четырехглавой мыщцы бедра ниже надколенника. От удара в рецепторах мышцы возникает возбуждение. Оно передается в спинной мозг сразу на двигательный нейрон, который посылает к мышце нервные импульсы и в результате нога в коленном суставе разгибается. Сгибательные рефлексы более сложные, в их рефлекторных дугах участвуют еще вставочные нейроны. (см. анимацию в учебнике)

Коленный рефлекс возникает при ударе молоточком или ребром ладони по сухожилию четырехглавой мыщцы бедра ниже надколенника. От удара в рецепторах мышцы возникает возбуждение. Оно передается в спинной мозг сразу на двигательный нейрон, который посылает к мышце нервные импульсы и в результате нога в коленном суставе разгибается. Сгибательные рефлексы более сложные, в их рефлекторных дугах участвуют еще вставочные нейроны. (см. анимацию в учебнике)

 Это примеры врожденных, или безусловных рефлексов. Их можно наблюдать даже у плода и новорожденного ребенка. Они одинаковы у всех людей и являются результатом эволюции человека как биологического вида. Формирование безусловных рефлексов не требует никаких дополнительных усилий.  Рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта, называют условными. Условные рефлексы лежат в основе обучения и воспитания. Пример условного рефлекса — выделение слюны у человека при виде лимона.

Это примеры врожденных, или безусловных рефлексов. Их можно наблюдать даже у плода и новорожденного ребенка. Они одинаковы у всех людей и являются результатом эволюции человека как биологического вида. Формирование безусловных рефлексов не требует никаких дополнительных усилий.

Рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта, называют условными. Условные рефлексы лежат в основе обучения и воспитания. Пример условного рефлекса — выделение слюны у человека при виде лимона.

Виды бузусловных рефлексов Рефлекс (по функциям) Примеры Пищевые Сосательный, глотательный, слюноотделения, сокоотделения: желудочного и кишечного Дыхательные Чередование вдоха и выдоха, чихание, кашель Защитные Мигательный, сужение зрачка, отдергивание руки от горячего, острого Ориентировочные Рефлекс «Что такое?» проявляется при появлении нового раздражителя: поворот глаз и головы в сторону данного раздражителя Половые Связаны с размножением. У животных проявляются в постройке гнезд, заботе о потомстве

Виды бузусловных рефлексов

Рефлекс

(по функциям)

Примеры

Пищевые

Сосательный, глотательный, слюноотделения, сокоотделения: желудочного и кишечного

Дыхательные

Чередование вдоха и выдоха, чихание, кашель

Защитные

Мигательный, сужение зрачка, отдергивание руки от горячего, острого

Ориентировочные

Рефлекс «Что такое?» проявляется при появлении нового раздражителя: поворот глаз и головы в сторону данного раздражителя

Половые

Связаны с размножением. У животных проявляются в постройке гнезд, заботе о потомстве

 Регуляция функций через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ называется гуморальной . Выделяют несколько групп таких веществ: — вещества, участвующие в обмене веществ, например, кислород, углекислый газ; — гормоны желез внутренней секреции. Биологически активные вещества разносятся кровью во все ткани и, действуя на клеточном уровне, изменяют работу органов и систем.

Регуляция функций через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ называется гуморальной . Выделяют несколько групп таких веществ:

— вещества, участвующие в обмене веществ, например, кислород, углекислый газ;

— гормоны желез внутренней секреции.

Биологически активные вещества разносятся кровью во все ткани и, действуя на клеточном уровне, изменяют работу органов и систем.

Домашнее задание: П.12 – учить, пересказывать

Домашнее задание:

П.12 – учить, пересказывать


Скачать

© 2016 4964 282

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!