Данное занятие проводится для обучающихся первого курса по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» по дисциплине «Экономика» для изучения и закрепления полученных знаний по теме «Деньги: их сущность, история возникновения и функции». Урок построен по принципу: «От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)».
Целями занятия являются:
- Образовательная – сформировать знания о сущности денег, истории их возникновения и функциях.
- Коммуникационная – формирование способности личности к взаимодействию с другими личностями;
- Информационная – выработка умений находить, применять, преобразовывать информацию;
- Социальная– формирование способности личности к выполнению различных социальных ролей;
- Воспитантельная– формирование способности принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную, умения слышать других;
- Развивающая – стимулировать деятельность, мышление, рефлексию.
Из представленных целей вытекают следующие задачи:
1. Сформировать представление о сущности денег, истории их возникновения и эволюции.
2. Определить функции денег.
3. Закрепить знания посредством деловой игры: «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…»
Образовательная среда урока создается обучающимися под руководством преподавателя: они изготавливают газету по эволюции денег в России, оформляют стенд «Высказывания великих людей о деньгах», готовят выступления на темы:
1.Предпосылки возникновения денег.
2. Товарные деньги и их виды.
3. Появление металлических денег - монет.
4. Чеканка монет на нашей территории.
5. История появления бумажных денег.
Таким образом, большая часть времени на уроке отведена на самостоятельную работу обучающихся.
Проведение занятий требует использование современных средств и форм организации занятия, использование ТСО. По изучаемой теме студенты должны подготовить к уроку в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде небольших докладов. Это позволит проконтролировать на уроке самостоятельную работу студентов, составить логическое аналитическое заключение. Данный урок по дисциплине «Экономика» относится к уроку изучения и систематизации знаний с использованием информационно-коммуникативных технологий и элементов ролевой игры.
Игра – древнейшая форма передачи знаний. Можно утверждать, что игра – универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. Она даёт очевидные преимущества на всех этапах проведения дидактического взаимодействия.
1. Мотивация познавательной активности. Игра мотивирует обучающихся очень эффективно, ибо мотивирует не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любят учиться. Но в том то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом.
2. Активизация познавательных действий. В игре активны все, потому что обучающимися движет азарт.
3. Организация дисциплины. Правила игры сами определяют рамки необходимых запретов поведения. Игроки и команды соблюдают их играя.
4. Содержание преподавания. Выстраивая игру, преподавателю не приходится беспокоиться о популяризации содержания материала, ибо игра содержательна настолько, насколько её может понять каждый.
5. Оценка успешности. Оценка знаний и действий ученика на уроке обязательный элемент, а в игре желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна игровая.
На уроке использованы следующие современные образовательные технологии:
- технология проблемного диалога;
- проектная деятельность;
- использование ИКТ- технологии;
- технология ситуативного обучения;
- игровая технология;
- тестирование;
- семинарские задания;
- метод синквейна;
- прием маркировочной таблицы «ЗУХ».
Методическая разработка состоит из основных разделов:
- подготовительный этап, в котором указываются организационные составляющие урока;
- технологическая карта конструирования урока;
- методика проведения занятия включает в себя подробное описание плана-конспекта занятия, которое состоит в подробном распределении элементов занятия и изучаемых вопросов, а так же методов обучения и времени, необходимого для изучения темы;
-приложения.