СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по обществознанию на тему "Моральный выбор - это ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет моим коллегам при проведении урока обществознания в 8 классе на тему "Моральный выбор - это ответственность". 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по обществознанию на тему "Моральный выбор - это ответственность"»

Назовите ваши обязанности: В учебе.  В семье.  По отношению к друзьям.

Назовите ваши обязанности:

  • В учебе.

  • В семье.
  • По отношению к друзьям.
Прочтите текст и заполните пропуски Внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом называется ________(1). В представлении большинства людей выполнять обязанности – значит следовать по пути ________(2), делать по возможности ________ (3), не допускать в себе порочности, противостоять ________ (4). Но порой в долге усматривают лишь ________(5). Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою ________ (6). а) добро б) добродетель в) долг г) ответственность д) зло е) принуждение ж) независимость

Прочтите текст и заполните пропуски

Внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом называется ________(1). В представлении большинства людей выполнять обязанности – значит следовать по пути ________(2), делать по возможности ________ (3), не допускать в себе порочности, противостоять ________ (4). Но порой в долге усматривают лишь ________(5).

Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою ________ (6).

а) добро б) добродетель в) долг г) ответственность д) зло е) принуждение ж) независимость

Долг = обязанность + ответственность.
  • Долг = обязанность + ответственность.

Контроль исполнения долга:

Контроль исполнения долга:

Каково происхождение слова «совесть»?  Что значит «иметь совесть»?  Слова «стыд» и «совесть» близки по значению?

Каково происхождение слова «совесть»? Что значит «иметь совесть»? Слова «стыд» и «совесть» близки по значению?

Выделите ключевые слова синонимы к слову «совесть». Составим схему. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.        М. А. Савицкий Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.         Шопенгауэр Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.         Д. С. Лихачев Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.         С. Моэм Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.         О. Бальзак Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.        Генри Луис Менкен

Выделите ключевые слова синонимы к слову «совесть». Составим схему.

  • Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

М. А. Савицкий

  • Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.

Шопенгауэр

  • Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

  • Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

  • Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

О. Бальзак

  • Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

Совесть  = нравственный самоанализ = внутренняя честь = моральная оценка совершенного  = страх , охраняющий общественные правила = непогрешимый судья = внутренний голос контроля

Совесть = нравственный самоанализ

= внутренняя честь

= моральная оценка совершенного

= страх , охраняющий общественные правила

= непогрешимый судья

= внутренний голос контроля

Попробуйте самостоятельно, посмотрев маленький клип, определить проблему , над которой мы будем сегодня работать.

Попробуйте самостоятельно, посмотрев маленький клип, определить проблему , над которой мы будем сегодня работать.

  Проблема урока :  «Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора ?»   Всегда ли человек свободен в своем выборе?

Проблема урока :

«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора ?»

Всегда ли человек свободен в своем выборе?

Урок обществознания в 8 классе:  «Моральный выбор – это ответственность!?»

Урок обществознания в 8 классе: «Моральный выбор – это ответственность!?»

Работа с дополнительными материалами  Приложение 3  Ситуация для анализа 1 Ситуация для анализа 2 Ситуация для анализа 3

Работа с дополнительными материалами

  • Приложение 3

  • Ситуация для анализа 1
  • Ситуация для анализа 2
  • Ситуация для анализа 3
Работа с дополнительными материалами  Заполните предложенную таблицу, выбрав понятия, связанные со словом «свобода».   Приложение 2

Работа с дополнительными материалами

Заполните предложенную таблицу, выбрав понятия, связанные со словом «свобода».

Приложение 2

Существует ли связь между моральным выбором и ответственностью за совершенный поступок?

Существует ли связь между моральным выбором и ответственностью за совершенный поступок?

1812 года – военный совет в Филях Принято решение о продолжении отступления и оставлении Москвы

1812 года – военный совет в Филях

Принято решение о продолжении отступления и оставлении Москвы

Работа с документами   «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»   Т.Карлейль  (1795 – 1881) – англ.публицист, философ    «Свобода – это осознанная необходимость»    Б.Спиноза (1632-1677), нидерланд. философ

Работа с документами «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» Т.Карлейль (1795 – 1881) – англ.публицист, философ «Свобода – это осознанная необходимость» Б.Спиноза (1632-1677), нидерланд. философ

Какая задача стояла перед смотрителем маяка и всеми героями мультфильма?

Какая задача стояла перед смотрителем маяка и всеми героями мультфильма?

Правила морали – это лишь идеальный образец поведения , а выбор конкретного поступка всегда остаётся за человеком, так как человек обладает свободой выбора с единственным, но неотвратимым условием – нести ответственность за свой выбор.

Правила морали – это лишь идеальный образец поведения , а выбор конкретного поступка всегда остаётся за человеком, так как человек обладает свободой выбора с единственным, но неотвратимым условием – нести ответственность за свой выбор.

 Сознательная деятельность человека  Свобода  Ответственность Возможность осуществления Осознание условий и целенаправленной деятельности, поставленной цели, способность действовать со необходимости выбора знанием дела ради избранной цели. способа действия для  её осуществления.

Сознательная деятельность человека

Свобода Ответственность

Возможность осуществления Осознание условий и

целенаправленной деятельности, поставленной цели,

способность действовать со необходимости выбора

знанием дела ради избранной цели. способа действия для

её осуществления.

Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.   Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.

Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.

Может ли знание моральных норм стать гарантией обязательного их исполнения?  Можно ли обеспечить выполнение моральных норм, если превратить их в государственные законы?  Может ли преодоление имущественного неравенства в обществе стать гарантией выполнение всех моральных норм?  - Можно ли утверждать, что высокое материальное обеспечение приведёт к исчезновению морального зла (ложь, воровство, обман и т.д.)?
  • Может ли знание моральных норм стать гарантией обязательного их исполнения?
  • Можно ли обеспечить выполнение моральных норм, если превратить их в государственные законы?
  • Может ли преодоление имущественного неравенства в обществе стать гарантией выполнение всех моральных норм?

- Можно ли утверждать, что высокое материальное обеспечение приведёт к исчезновению морального зла (ложь, воровство, обман и т.д.)?

  «Всё в твоих руках!»

«Всё в твоих руках!»

Работа с документами   «Человек…есть лишь то, что сам из себя делает»   Ж. – П. Сартр  (1905 – 1980) – французский философ

Работа с документами «Человек…есть лишь то, что сам из себя делает» Ж. – П. Сартр (1905 – 1980) – французский философ

Кто мыслит, тем замечено давно  Две силы человечеству дано. Одна зовется эгоизм,  Другая бескорыстье – альтруизм И между ними вечная борьба,  А поле битвы – человек, его душа. Но если двигаться к добру и свету, То одолеет человек преграду эту. Друг мой, себе, пожалуйста, внуши- Мораль - есть анатомия души.

Кто мыслит, тем замечено давно

Две силы человечеству дано.

Одна зовется эгоизм,

Другая бескорыстье – альтруизм

И между ними вечная борьба,

А поле битвы – человек, его душа.

Но если двигаться к добру и свету,

То одолеет человек преграду эту.

Друг мой, себе, пожалуйста, внуши-

Мораль - есть анатомия души.

Итог урока Сегодня я понял… Сегодня мне понравилось на уроке… Я узнал сегодня…

Итог урока

  • Сегодня я понял…
  • Сегодня мне понравилось на уроке…
  • Я узнал сегодня…
Домашнее задание Параграф 9. Задания 4, 5 на стр. 78 Написать эссе на тему:  1. «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один» (Ф.Искандер, сов.писатель)  2. «Быть или казаться»

Домашнее задание

  • Параграф 9.
  • Задания 4, 5 на стр. 78
  • Написать эссе на тему:
  • 1. «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один»

(Ф.Искандер, сов.писатель)

2. «Быть или казаться»

Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно : «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите я расскажу вам одну ужасную историю ? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой.» Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?».

Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно : «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите я расскажу вам одну ужасную историю ? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой.» Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?».

Тест

Тест


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!