Назовите ваши обязанности:
- В семье.
- По отношению к друзьям.
Прочтите текст и заполните пропуски
Внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом называется ________(1). В представлении большинства людей выполнять обязанности – значит следовать по пути ________(2), делать по возможности ________ (3), не допускать в себе порочности, противостоять ________ (4). Но порой в долге усматривают лишь ________(5).
Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою ________ (6).
а) добро б) добродетель в) долг г) ответственность д) зло е) принуждение ж) независимость
- Долг = обязанность + ответственность.
Контроль исполнения долга:
Каково происхождение слова «совесть»? Что значит «иметь совесть»? Слова «стыд» и «совесть» близки по значению?
Выделите ключевые слова синонимы к слову «совесть». Составим схему.
- Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.
М. А. Савицкий
- Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.
Шопенгауэр
- Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Д. С. Лихачев
- Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
- Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
О. Бальзак
- Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
Совесть = нравственный самоанализ
= внутренняя честь
= моральная оценка совершенного
= страх , охраняющий общественные правила
= непогрешимый судья
= внутренний голос контроля
Попробуйте самостоятельно, посмотрев маленький клип, определить проблему , над которой мы будем сегодня работать.
Проблема урока :
«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора ?»
Всегда ли человек свободен в своем выборе?
Урок обществознания в 8 классе: «Моральный выбор – это ответственность!?»
Работа с дополнительными материалами
- Ситуация для анализа 1
- Ситуация для анализа 2
- Ситуация для анализа 3
Работа с дополнительными материалами
Заполните предложенную таблицу, выбрав понятия, связанные со словом «свобода».
Приложение 2
Существует ли связь между моральным выбором и ответственностью за совершенный поступок?
1812 года – военный совет в Филях
Принято решение о продолжении отступления и оставлении Москвы
Работа с документами «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» Т.Карлейль (1795 – 1881) – англ.публицист, философ «Свобода – это осознанная необходимость» Б.Спиноза (1632-1677), нидерланд. философ
Какая задача стояла перед смотрителем маяка и всеми героями мультфильма?
Правила морали – это лишь идеальный образец поведения , а выбор конкретного поступка всегда остаётся за человеком, так как человек обладает свободой выбора с единственным, но неотвратимым условием – нести ответственность за свой выбор.
Сознательная деятельность человека
Свобода Ответственность
Возможность осуществления Осознание условий и
целенаправленной деятельности, поставленной цели,
способность действовать со необходимости выбора
знанием дела ради избранной цели. способа действия для
её осуществления.
Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.
- Может ли знание моральных норм стать гарантией обязательного их исполнения?
- Можно ли обеспечить выполнение моральных норм, если превратить их в государственные законы?
- Может ли преодоление имущественного неравенства в обществе стать гарантией выполнение всех моральных норм?
- Можно ли утверждать, что высокое материальное обеспечение приведёт к исчезновению морального зла (ложь, воровство, обман и т.д.)?
«Всё в твоих руках!»
Работа с документами «Человек…есть лишь то, что сам из себя делает» Ж. – П. Сартр (1905 – 1980) – французский философ
Кто мыслит, тем замечено давно
Две силы человечеству дано.
Одна зовется эгоизм,
Другая бескорыстье – альтруизм
И между ними вечная борьба,
А поле битвы – человек, его душа.
Но если двигаться к добру и свету,
То одолеет человек преграду эту.
Друг мой, себе, пожалуйста, внуши-
Мораль - есть анатомия души.
Итог урока
- Сегодня я понял…
- Сегодня мне понравилось на уроке…
- Я узнал сегодня…
Домашнее задание
- Параграф 9.
- Задания 4, 5 на стр. 78
- Написать эссе на тему:
- 1. «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один»
(Ф.Искандер, сов.писатель)
2. «Быть или казаться»
Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно : «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите я расскажу вам одну ужасную историю ? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой.» Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?».
Тест