Путешествие в театр оперы и балета
Театр
Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.
Оперный театр
Оперный театр — здание музыкального театра, в котором проходят, прежде всего, представления оперы и балета.
Первые оперные театры появились в середине XVII века сначала в Венеции , а затем в других городах Италии и предназначались для развлечения аристократии.
Оперный театр
Понятие «оперный театр» включает в себя не только здание театра, но и учреждение. Под этим может пониматься как постоянная труппа театра (солисты театра, хор, балетная труппа, оркестр, статисты), так и художественные руководители (директор, дирижёры, режиссёры, драматурги, помощники режиссёра), администрация, кассы, гардероб и театральные мастерские. В больших оперных театрах может быть занято до 1000 постоянных сотрудников.
Режиссер – постановщик спектакля. Роль режиссёра-постановщика в оперном театре и в балете обычно скромнее, чем в театре драматическом, поскольку интерпретатором музыкально-драматического произведения является дирижёр, а балет ставит прежде всего балетмейстер.
Балетмейстер — (франц. нем., от фр. ballet балет, и нем. Meister начальник) руководитель балетной труппы автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев
Дирижер- (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки.
Симфонический оркестр
Большую роль в опере играет оркестр. Он не только сопровождает пение, но и является активным участником всех событий. Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия. В этом важная роль оркестра: когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку.
Увертюра
Увертю́ра (фр. ouverture, от лат. apertura — открытие, начало) — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы.
Оперная увертюра является симфоническим пересказом содержания оперы, подготавливает слушателя к её восприятию.
Оркестровая яма
обособленное заглублённое помещение перед сценой длиной не менее ширины расчётного игрового портала сцены, предназначенное для размещения оркестра, сопровождающего спектакль.
Либретто
Либре́тто (из итал. libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла; краткое содержание сюжета спектакля.
Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям.
Либреттист — профессиональный составитель либретто.
Декорации
Декорация (от фр. decoratio — украшение) — в широком значении слова — художественное украшение предмета или помещения. Театральная декорация – это оформление сцены, воссоздающее время, место и обстановку, в которых происходит то или иное действие.
Художник-декоратор
Художник-декоратор — театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации. Художник-декоратор руководит работниками декорационной мастерской театра,
лично выполняет наиболее сложные живописные работы.
Художник-декоратор участие в приемке макетов и эскизов спектакля. Осуществляет контроль за художественным состоянием декорационного оформления спектаклей текущего репертуара. Руководит восстановлением всех живописных декораций, добиваясь сохранения первоначального колорита и стиля живописи и рисунка. Ведет учет расходов материалов, составляет отчеты об израсходовании материалов.
Декорации
Эскизы декораций Художник - Александр Николаевич Бенуа - Эскиз декорации к спектаклю
Эскизы костюмов
Костюмы
Театральный костюмер – это специалист постановочного цеха в театре, который ведает сценическими костюмами.
Художник по гриму
Художник по гриму - слово «грим» произошло от древнегреческого слова «гримо» - морщина. Истоки европейского реалистического грима - в античном мифологическом театре. Морщина возникает на лице в ответ на разные состояния души. Театральный термин «грим», как мы видим, обязан своим происхождением древнегречечскому представлению о движении души. Сюжеты древнегреческих мифов постоянно воплощались на античной сцене. Великие драматурги - Софокл, Аристофан,Еврипид создали на основе мифов театр, «действующими лицами», которого были маски.
Художник по гриму
Объёмными живописными масками пользовались театры всех стран вплоть до ХVI столетия. Родоночальником реалистического грима считается французкий актёр-трагик Тальма. В России его первыми последователями стали великие актёры В. Самойлов, А. Ленский, Ф. Шаляпин. Первым художником по гриму был И. Гремиславский. Его работы стали эталоном реалистической школы грима.
Художник по гриму
Итак, художник по гриму - профессиональный мастер, владеющий профессиями: визажем, макияжем, частью стилитических приёмов, а также умением изменять лицо, создавая портретные, характерные, фантазийные, пластические, объёмно-скульптурные и специальные гримы, имеющие сегодня наименование «спецэфекты». Обычно эта профессия ориентирована на работу в кино, в театрах, на телевидении. Диапазон работы этого специалиста широк, т. к. он обязательно досканально владеет искусством пастижа, парикмахерским искусством, знанием истории причёски и умением создавать любую из них, в точности соблюдая все нюансы этой тонкой и сложной технологии. Художник по гриму не просто создаёт определённый образ, он трансформирует лицо под определённый характер, работая в тесном содружестве со всей творческой группой.
Гримерная
Гримерная
Реквизит в театре – это совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия, так же реквизит может служить дополнением к сценическому костюму (зонт, портфель, посох, скипетр или другой предмет). Реквизит - это мелкие и не очень предметы: трости, чернильницы, посуда, этикетки, деньги, карты, фотографии, печатные машинки, газеты, даже еда, коротая по ходу действия, может «уничтожаться» и конечно оружие - холодное и огнестрельное.
Реквизитный цех
Светооператор в сценических постановках — лицо, ответственное за работу светового оборудования на сцене. Светооператор относится к производственно-техническому персоналу.
Афиша — объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.
Премье́ра (фр. première — «первая») — означает «первый показ», «первое представление». Слово чаще всего применяется к театру или кино.
Бенефи́с (фр. bénéfice — доход, польза) — спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актёров (например, как выражение признания мастерства бенефицианта или работников театра. Доход от таких представлений полностью поступал в пользу этого человека — за вычетом расходов по спектаклю.
Дебю́т (от фр. début — начало, появление) Дебют — первое появление деятеля искусства на публике.
Аншла́г (от нем. Anschlag, одно из значений — объявление, афиша) — объявление у касс театра, концертного зала, цирка и т. п. о том, что все билеты на предстоящее представление распроданы. Аншлагами также часто называют объявления, извещающие о чём-либо. Часто также употребляется в выражениях «спектакль прошёл с аншлагом», «сегодня в театре аншлаг», означая, что все билеты были проданы, то есть спектакль, представление, концерт и т. д. пользовались большой популярностью у зрителей.
Парте́р (фр. parterre — на земле) — нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест — зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. Стационарные ряды впервые были спроектированы архитектором Клодом Леду для театра в Безансоне. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.
Партер
АМФИТЕАТР (греч. amphitheatron, от amphi - вокруг, и theatron - театр) 1) у др. римлян- овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) в современном театре -часть зрительной залы, устроенной полукружием, с рядами мест, поднимающимися один над другим.
Вид амфитеатра из партера.
Бенуар (от фр. baignoire) — часть зрительного зала в театре, ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже. Бенуарные ложи бывают открытые и закрытые особыми сетками, препятствующими видеть сидящих в ложе и нисколько не мешающими им видеть зал и сцену. Ввиду удобств, доставляемых подобным устройством, цена на эти ложи обыкновенно бывает высока.
Бельэта́ж (фр. bel «прекрасный», «красивый» и фр. étage «этаж», «ярус»): Составная часть зрительного зала современного театра, нижний ярус балконов над партером, амфитеатром и бенуаром. Балконы, расположенные выше бельэтажа, носят название первого, второго и т.д. ярусов.
Антракт
Антра́кт (фр. entracte, от entre — между и acte — действие) — перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актёров.
Антракт
Деление пьесы на акты впервые появилось у римлян, которые ввели в пьесе 5 действий. Греки не знали антракта, у них сцена была всегда занята, так как в промежутках между действиями пел хор. В пьесах классического репертуара при единстве времени и места антракты были излишни и служили только для отдыха публики и артистов.
С экономической точки зрения антракт приносит стационарному театру как хозяйственному механизму дополнительный доход от посещения зрителями буфета.
Бис!!!! - возглас публики в театре, на концерте, означающий «вторично, ещё раз» и требующий от исполнителя повторного выступления (то есть «сыграть на бис»).