СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по русскому языку "Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание-это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически.

Просмотр содержимого презентации
«УрокСловосочетания»

С л о в о с о ч е т а н и е М е н е д ж м е н т.

С л о в о с о ч е т а н и е

М е н е д ж м е н т.

повторение и обобщение знаний студентов о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда,  повторение и обобщение знаний студентов о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, Цели :  требовательного отношения к себе и своей работе; развивать речь студентов, обогащать словарный запас; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, абстрактное мышление, память. развивать речь студентов, обогащать словарный запас; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, абстрактное мышление, память.
  • повторение и обобщение знаний студентов о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда,
  • повторение и обобщение знаний студентов о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда,

Цели :

требовательного отношения к себе и своей работе;

  • развивать речь студентов, обогащать словарный запас; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, абстрактное мышление, память.
  • развивать речь студентов, обогащать словарный запас; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, абстрактное мышление, память.
«Язык неистощим в соединении слов» А.С. Пушкин.

«Язык неистощим в соединении слов» А.С. Пушкин.

«Проверь себя» Реши кроссворд:     г По горизонтали р з а а г 4.Связь слов, устанавливаемая в о а я л л с м в ы с по вопросам; а и м 5.Сочетание слов; в о л с с е е и т о н а ч о 6,7.Способы грамматической н и т связи; и м о о ч По вертикали е р е е о л д п г 1.Вид связи слов, который вы- с ражается с помощью оконча- е ч н о к о а н и а ния, предлога и окончания; я 2,3. Части словосочетания; МОЛОДЕЦ!

«Проверь себя» Реши кроссворд:

г

По горизонтали

р

з

а

а

г

4.Связь слов, устанавливаемая

в

о

а

я

л

л

с

м

в

ы

с

по вопросам;

а

и

м

5.Сочетание слов;

в

о

л

с

с

е

е

и

т

о

н

а

ч

о

6,7.Способы грамматической

н

и

т

связи;

и

м

о

о

ч

По вертикали

е

р

е

е

о

л

д

п

г

1.Вид связи слов, который вы-

с

ражается с помощью оконча-

е

ч

н

о

к

о

а

н

и

а

ния, предлога и окончания;

я

2,3. Части словосочетания;

МОЛОДЕЦ!

Словосочетание  Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться. Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей).

Словосочетание

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться.

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей).

Главное и зависимое слово В словосочетании выделяется главное и зависимое слово. Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным . Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым . От главного слова к зависимому можно задать вопрос. Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком. Информационная роль, работали по стандартам, говорили грамотно. х х х

Главное и зависимое слово

В словосочетании выделяется главное и зависимое слово. Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным .

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым . От главного слова к зависимому можно задать вопрос. Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Информационная роль,

работали по стандартам,

говорили грамотно.

х

х

х

Не являются словосочетаниями: 1.сочетание самостоятельного слова со служебным: около стенда, перед заседанием, в предложении; 2.сочетания слов в составе фразеологизмов: день за днем, валять дурака, сломя голову; 3.подлежащее и сказуемое: руководители решают, менеджер выступает; 4.составные словоформы: более выразительный, будет организовывать, пусть принимает; 5.группы слов, объединенных сочинительной связью: менеджер и фирма, молодой, зато грамотный, принимать, но не выполнять.

Не являются словосочетаниями:

1.сочетание самостоятельного слова со служебным: около стенда, перед заседанием, в предложении;

2.сочетания слов в составе фразеологизмов: день за днем, валять дурака, сломя голову;

3.подлежащее и сказуемое: руководители решают, менеджер выступает;

4.составные словоформы: более выразительный, будет организовывать, пусть принимает;

5.группы слов, объединенных сочинительной связью: менеджер и фирма, молодой, зато грамотный, принимать, но не выполнять.

Выпишите только словосочетания, выделите главное слово. Возле предприятия, хороший управленец, работа спорится, достижения и цели, в течение часа, понимание ситуации, часы приёма, часы остановились, полного набора, от инициативы к делу, вследствие незнания, следствие закончено, тактично выразить, работаю на компьютере, мягко говоря. хороший х управленец х х часы приёма понимание ситуации х полного набора х х работаю на тактично выразить х мягко говоря компьютере

Выпишите только словосочетания, выделите главное слово.

Возле предприятия, хороший управленец, работа спорится, достижения и цели, в течение часа, понимание ситуации, часы приёма, часы остановились, полного набора, от инициативы к делу, вследствие незнания, следствие закончено, тактично выразить, работаю на компьютере, мягко говоря.

хороший

х

управленец

х

х

часы приёма

понимание ситуации

х

полного набора

х

х

работаю на

тактично выразить

х

мягко говоря

компьютере

Типы словосочетаний по характеру главного слова. По характеру главного слова существуют три типа словосочетаний именные, глагольные, наречные.

Типы словосочетаний по характеру главного слова.

По характеру главного слова существуют три типа словосочетаний именные, глагольные, наречные.

Типы словосочетаний по характеру главного слова Глагольные Именные Наречные

Типы словосочетаний по характеру главного слова

Глагольные

Именные

Наречные

Задание по группам. Выпишите из данного текста словосочетания именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа).  Обязанность руководителя, успешно преодолевая, недоверие со стороны, очень умело, четко до исполнителей, вызывать недоверие, третий от окна, доводить до исполнителей, слишком далеко. обязанность руководителя, недоверие со стороны, третий от окна; именные вызывать недоверие, успешно преодолевая, доводить до исполнителей; глагольные очень умело, четко до исполнителей, слишком далеко. наречные

Задание по группам.

Выпишите из данного текста словосочетания именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа).

Обязанность руководителя, успешно преодолевая, недоверие со стороны, очень умело, четко до исполнителей, вызывать недоверие, третий от окна, доводить до исполнителей, слишком далеко.

обязанность руководителя, недоверие со стороны, третий от окна;

именные

вызывать недоверие, успешно преодолевая, доводить до исполнителей;

глагольные

очень умело, четко до исполнителей, слишком далеко.

наречные

Виды синтаксической связи. Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

Виды синтаксической связи.

Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

Типы словосочетаний по характеру главного слова Глагольные Именные Наречные Виды синтаксической связи Сочинительная Подчинительная

Типы словосочетаний по характеру главного слова

Глагольные

Именные

Наречные

Виды синтаксической связи

Сочинительная

Подчинительная

Средства связи слов в словосочетании. Слова в словосочетании могут соединяться при помощи предлогов, союзов, окончаний и интонационно.

Средства связи слов в словосочетании.

Слова в словосочетании могут соединяться при помощи предлогов, союзов, окончаний и интонационно.

Виды синтаксической связи Подчинительная Сочинительная Типы словосочетаний по характеру главного слова Глагольные Именные Наречные Средства связи слов в с/с Союзы Окончание Интонация Предлоги

Виды синтаксической связи

Подчинительная

Сочинительная

Типы словосочетаний по характеру главного слова

Глагольные

Именные

Наречные

Средства связи слов в с/с

Союзы

Окончание

Интонация

Предлоги

Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Способы подчинительной связи между словами.

Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Типы словосочетаний по характеру главного слова Глагольные Именные Наречные Виды синтаксической связи Сочинительная Подчинительная Средства связи слов в с/с Союзы Интонация Окончание Предлоги Способы подчинительной связи Управление Примыкание Согласование

Типы словосочетаний по характеру главного слова

Глагольные

Именные

Наречные

Виды синтаксической связи

Сочинительная

Подчинительная

Средства связи слов в с/с

Союзы

Интонация

Окончание

Предлоги

Способы подчинительной связи

Управление

Примыкание

Согласование

СОГЛАСОВАНИЕ Если зависимое слово отвечает на вопрос какой? который? чей? Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже (связь при помощи окончаний). При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: финансовая деятельность, финансовой деятельностью, финансовой деятельности. Главное слово – существительное + зависимое слово прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение. Примеры:  управленческое решение, достигающая цель, первая информация, такой лидер. х х х х

СОГЛАСОВАНИЕ

Если зависимое слово отвечает на вопрос какой? который? чей? Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже (связь при помощи окончаний). При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: финансовая деятельность, финансовой деятельностью, финансовой деятельности. Главное слово – существительное + зависимое слово прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение.

Примеры: управленческое решение, достигающая цель, первая информация, такой лидер.

х

х

х

х

УПРАВЛЕНИЕ. Главное слово управляет зависимым (связь при помощи окончаний и предлога). При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: встретить вас; встречу вас; встретим вас; встречали вас; будем встречать вас. Главное слово глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное существительное, местоимение, числительное + зависимое слово существительное в косвенном падеже, местоимение. Примеры: сосредоточить внимание , выступая в качестве , осознавая ситуацию , встреча с нами , третий от окна х х х х х

УПРАВЛЕНИЕ.

Главное слово управляет зависимым (связь при помощи окончаний и предлога). При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: встретить вас; встречу вас; встретим вас; встречали вас; будем встречать вас. Главное слово глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное существительное, местоимение, числительное + зависимое слово существительное в косвенном падеже, местоимение.

Примеры: сосредоточить внимание , выступая в качестве , осознавая ситуацию , встреча с нами , третий от окна

х

х

х

х

х

ПРИМЫКАНИЕ Если зависимое слово отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Зависимое связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь. Главное слово глагол, причастие, деепричастие, наречие, прилагательное, существительное + зависимое слово наречие, деепричастие, инфинитив. Примеры: где-то возникают, обсуждать сидя, умеющий организовывать. х х х

ПРИМЫКАНИЕ

Если зависимое слово отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Зависимое связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь. Главное слово глагол, причастие, деепричастие, наречие, прилагательное, существительное + зависимое слово наречие, деепричастие, инфинитив.

Примеры: где-то возникают, обсуждать сидя, умеющий организовывать.

х

х

х

Работа с текстом. Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа) Студентам предлагается текст «Менеджер-руководитель в социально-экономической системе».

Работа с текстом.

Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа)

Студентам предлагается текст «Менеджер-руководитель в социально-экономической системе».

Примерные ответы Согласование – информационная роль, возникающие трудности, такие области. Управление - роль менеджера, соблюдение норм, доводить до исполнителей. Примыкание – умело используя, выявив ограничения, учиться повышать. х х х х х х х х х

Примерные ответы

Согласование – информационная роль, возникающие трудности, такие области. Управление - роль менеджера, соблюдение норм, доводить до исполнителей.

Примыкание – умело используя, выявив ограничения, учиться повышать.

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Моделирование словосочетаний по схемам. Выберите из текста «Менеджер-руководитель в социально-экономической системе» словосочетания в соответствии с приведенными схемами, обозначив главное слово значком « х ». 1. Прилаг.+сущ. 2. Глаг.+сущ.в творит.пад. 3. Сущ.+сущ.в род.пад. 4. Нареч.+глаг. 5. Глаг.+сущ.в вин.пад. 6. Нареч.+нареч.

Моделирование словосочетаний по схемам.

Выберите из текста «Менеджер-руководитель в социально-экономической системе» словосочетания в соответствии с приведенными схемами, обозначив главное слово значком « х ».

1. Прилаг.+сущ. 2. Глаг.+сущ.в творит.пад. 3. Сущ.+сущ.в род.пад. 4. Нареч.+глаг. 5. Глаг.+сущ.в вин.пад. 6. Нареч.+нареч.

Примерные ответы х 1. личные качества; 2. выступает в качестве; 3. нормы менеджера; 4. успешно управлять; 5. обработать информацию; 6. совсем рядом. х х х х х

Примерные ответы

х

1. личные качества; 2. выступает в качестве;

3. нормы менеджера;

4. успешно управлять;

5. обработать информацию;

6. совсем рядом.

х

х

х

х

х

Классификация словосочетаний по значению. По значению (смысловым связям между словами) словосочетания подразделяются на: 1.Предмет и его признак экономико-управленческая информация; 2.Действие и предмет объезжать лошадей; 3.Действие и его признак убеждать умело.

Классификация словосочетаний по значению.

По значению (смысловым связям между словами) словосочетания подразделяются на: 1.Предмет и его признак экономико-управленческая информация; 2.Действие и предмет объезжать лошадей; 3.Действие и его признак убеждать умело.

Типы словосочетаний по характеру главного слова Глагольные Именные Наречные Средства связи слов в с/с Союзы Окончание Интонация Предлоги Виды синтаксической связи Сочинительная Подчинительная Способы подчинительной связи Управление Примыкание По значению Признак и его предмет Действие и предмет Действие и его признак Согласование

Типы словосочетаний по характеру главного слова

Глагольные

Именные

Наречные

Средства связи слов в с/с

Союзы

Окончание

Интонация

Предлоги

Виды синтаксической связи

Сочинительная

Подчинительная

Способы подчинительной связи

Управление

Примыкание

По значению

Признак и его предмет

Действие и предмет

Действие и его признак

Согласование

Тест 1 Является ли словосочетание единицей синтаксиса? А) да; Б) нет. А

Тест 1

Является ли словосочетание единицей синтаксиса?

А) да;

Б) нет.

А

Тест 2 Равноправны ли слова в словосочетании? А) да; Б) нет. Б

Тест 2

Равноправны ли слова в словосочетании?

А) да;

Б) нет.

Б

Тест 3 Какая связь объединяет слова в словосочетание? А) сочинительная ;  Б) подчинительная. Б

Тест 3

Какая связь объединяет слова в словосочетание?

А) сочинительная ;

Б) подчинительная.

Б

Тест 4 Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей? А) да; Б) нет. Б

Тест 4

Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей?

А) да;

Б) нет.

Б

Тест 5 Какое слово является главным в словосочета-нии освоить менеджмент? А) освоить; Б) менеджмент. А

Тест 5

Какое слово является главным в словосочета-нии освоить менеджмент?

А) освоить;

Б) менеджмент.

А

Тест 6 Какое слово является главным в словосочета-нии финансовой организацией? А) финансовой; Б) организацией. Б

Тест 6

Какое слово является главным в словосочета-нии финансовой организацией?

А) финансовой;

Б) организацией.

Б

Тест 7 Какое слово является главным в словосочетании много преодолевать? А) много; Б) преодолевать. Б

Тест 7

Какое слово является главным в словосочетании много преодолевать?

А) много;

Б) преодолевать.

Б

Тест 8 Определи тип словосочетания хорошего настроения? А) именное; Б) глагольное; В) наречное. А

Тест 8

Определи тип словосочетания хорошего настроения?

А) именное;

Б) глагольное;

В) наречное.

А

Тест 9 Определи тип словосочетания владеет информацией? А) именное; Б) глагольное; В) наречное. Б

Тест 9

Определи тип словосочетания владеет информацией?

А) именное;

Б) глагольное;

В) наречное.

Б

Тест 10 Определи тип словосочетания очень быстро? А) именное; Б) глагольное; В) наречное. В

Тест 10

Определи тип словосочетания очень быстро?

А) именное;

Б) глагольное;

В) наречное.

В

Тест 11 В каком ряду все словосочетания со связью согласование? А) в соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону; Б) под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения; В) первый снег, из весёлой компании, под белыми берёзами; Г) в новой шапке, всё общество, чувство ненависти. х х В х

Тест 11

В каком ряду все словосочетания со связью согласование? А) в соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону; Б) под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения; В) первый снег, из весёлой компании, под белыми берёзами; Г) в новой шапке, всё общество, чувство ненависти.

х

х

В

х

Тест 12 В каком ряду все словосочетания со связью управление? А) сижу за столом, вижу их, этот номер; Б) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент; В) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь; Г) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку. х х Г х

Тест 12

В каком ряду все словосочетания со связью управление? А) сижу за столом, вижу их, этот номер; Б) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент; В) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь; Г) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

х

х

Г

х

Тест 13 В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? А) тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну; Б) давно забытый, когда-то нашёл, на это место; В) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; Г) стремиться туда, тихо летали, помнил их. х В х х

Тест 13

В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? А) тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну; Б) давно забытый, когда-то нашёл, на это место; В) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; Г) стремиться туда, тихо летали, помнил их.

х

В

х

х

Тест 14 Укажите в предложении словосочетание со связью согласование. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета. ЭТУ ПОСТУПЬ

Тест 14

Укажите в предложении словосочетание со связью согласование. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

ЭТУ ПОСТУПЬ

Тест 15 Укажите в предложении словосочетание со связью управление. Вечером студенты шумно и увлечённо что-то сочиняли. ЧТО-ТО СОЧИНЯЛИ

Тест 15

Укажите в предложении словосочетание со связью управление. Вечером студенты шумно и увлечённо что-то сочиняли.

ЧТО-ТО

СОЧИНЯЛИ

Тест 16 Укажите в предложении словосочетание со связью примыкание. Я помню, как вели-чественные горы по-весеннему зеленели у подножий. ПО-ВЕСЕННЕМУ ЗЕЛЕНЕЛИ

Тест 16

Укажите в предложении словосочетание со связью примыкание. Я помню, как вели-чественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

ПО-ВЕСЕННЕМУ ЗЕЛЕНЕЛИ

Тест 17 Укажите типы связи в словосочетании дождь на улице: А) согласование; Б) управление; В) примыкание. Б

Тест 17

Укажите типы связи в словосочетании дождь на улице: А) согласование; Б) управление; В) примыкание.

Б

Тест 18 Какой вид связи использован в словосочетании купить альбом? А) согласование, Б) управление, В) примыкание. Б

Тест 18

Какой вид связи использован в словосочетании купить альбом? А) согласование, Б) управление, В) примыкание.

Б

Тест 19 Укажите словосочетание со связью примыкание: А) новое положение, Б) двигаясь легко, В) идти в кино. Б

Тест 19

Укажите словосочетание со связью примыкание: А) новое положение, Б) двигаясь легко, В) идти в кино.

Б

Тест 20 Укажите словосочетание со связью согласование: А) смотреть в окно, Б) говорить бессвязно, В) интересующийся ученик. В

Тест 20

Укажите словосочетание со связью согласование: А) смотреть в окно, Б) говорить бессвязно, В) интересующийся ученик.

В

Тест 21 Укажите словосочетание со связью управление: А) здоровый ребенок, Б) читать увлеченно, В) купить книгу. В

Тест 21

Укажите словосочетание со связью управление: А) здоровый ребенок, Б) читать увлеченно, В) купить книгу.

В

Тест 22 Какое объединение слов не является словосочетанием: А) студенты и учителя, Б) быстро разогнал, В) опоздал на урок. А

Тест 22

Какое объединение слов не является словосочетанием: А) студенты и учителя, Б) быстро разогнал, В) опоздал на урок.

А

Домашнее задание: Решить синтаксическую задачу: разобрать трудные случаи управления, составить словосочетания, употребляя необходимый предлог.

Домашнее задание:

Решить синтаксическую задачу: разобрать трудные случаи управления, составить словосочетания, употребляя необходимый предлог.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!