Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме: "Имя числительное как часть речи"»
Имя числительное как часть речи 6 класс
Учитель русского языка и литературы МОУ «Ревякинская средняя школа»: Рыженкова Л.А.
Интересные факты о животных.
- Сердце кита делает всего 9 ударов в минуту
- За сутки синица кормит своих птенцов 1000 раз
- От укусов пчел погибает в 3 раза больше людей, чем от укусов гремучих змей
- Змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи
- Крот может за одну ночь прорыть туннель длинной в 76 метров
- У улитки около 25000 зубов.
Тема урока:
Имя числительное как часть речи
Цели урока:
- ознакомиться с признаками числительного (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении)
- научится находить числительные в тексте, отличать их от других частей речи
Сравните:
Взрослый кит за 2 секунды вдыхает 2400 литров воздуха. –
Взрослый кит вдыхает много воздуха
Что изменилось?
Использование имен числительных делает данные предложения информативными, сообщает о точных фактах.
Термин числительное в русском языке является переводом латинского термина
Numerale (от numerous – число )
Задание к упражнению
- на втором месте ( на каком? )
- в одну линию ( в какую? )
- на одиннадцать километров ( на сколько? )
- шесть цепных мостов ( сколько? )
- в девятнадцатом веке ( в каком? )
Фразеологизмы – это устойчивое сочетание слов, лексически не делимое и целостное по значению
Например:
душа в душу – дружно
душа в пятки уходит – очень страшно
душа не лежит - неинтересно
- Пока делал уроки семь потов сошло
- Маша и Света похожи как две капли воды
- Я знаю Тулу как свои пять пальцев
Пословицы и поговорки
Один ум хорошо, а два лучше
Семь раз отмерь – один раз отрежь
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Обещанного три года ждут
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
В общеславянском языке существовало слово пясть, обозначающее кисть руки
Подумайте, может ли это слово быть связанным с числительным пять;
Что общего может быть у слов пясть и пять со словами запястье и пятерня.
Найди лишнее:
- Один, одиночка, одинокий
- Пятерка, пять, пятерня
- Четырехугольник, четыре, четверка
Запишите ответы на вопросы, используя числительное
- Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина?
- Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»
- О скольких каплях говорится во фразеологизме со значением «Очень похожи; одинаковые»
Синтаксическая роль
- Я купил пять книг (пять книг – дополнение)
- Два братца пошли купаться (два братца – подлежащее)
- Поезд прибывает в три часа (в три часа – обстоятельство)
- Три и пять – восемь (три и пять – подлежащее, восемь – сказуемое)
Вывод:
- Имя числительное как часть речи
- Значение :
- называет число (количество) предметов при счёте; называет порядковый номер предметов при счёте
- Вопрос : сколько? какой? (по счёту)
- Морфологические признаки: изменяются по числам и родам
- Синтаксическая функция: могут быть любым членом предложения
Рефлексия:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Всё ли вам было понятно?
- Я оцениваю свою работу…(нарисуйте на полях в тетради смайлик, если вам было легко и понятно, такой как в ваших учебниках, если нет – не рисуйте ничего)
- Домашнее задание: написать синквейн на тему: 8 марта, 9 мая, 23 февраля (на выбор)
Составьте небольшой рассказ о себе, вставляя вместо точек числительные.
- Меня зовут… . Мне … лет. Я учусь в … классе.
- В нашем классе … человек: … девочек и … мальчиков. Сегодня по расписанию у нас … урок. Сейчас заканчивается … урок.