СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме: "Русский язык - один из развитых языков мира" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве содержится не только презентация, но и технологическая карта урока по данной теме (карта урока из методического пособия изд-ва "Учитель", но с моими изменениями)

Просмотр содержимого документа
« Русский язык - один из развитых языков мира»

Урок 1. РУССКИЙ ЯЗЫК – ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА (с. 4–5)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по фонетике, морфемике и словообразованию, лексике, морфологии и синтаксису, полученных в 5 классе; способствовать развитию познавательных психических процессов, навыков работы с учебником и справочной литературой; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1 / М. Т. Баранов [и др.]; науч. ред.
Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2016; Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011; Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова [и др.] / авт.-сост. С. С. Колчанова. Волгоград: Учитель, 2013
*





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы деятельности

I. Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Проводит работу по эмоциональному и психологическому настрою учащихся на урок

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок

Владеют навыками организации рабочего места

II. Постановка учебной задачи

На слайде: Здравствуй_ школа!

-Какую пунктуационную ошибку я допустила?

-Что общего? (язык, язык костра, язык колокола, русский язык)

Тема урока – «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове развитой на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка. Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как урок будет носить форму обсуждения, мы проведем его в форме заседания круглых столов

Внимательно слушают.









Делятся на группы. Каждая группа сидит в кругу

Принимают и сохраняют учебные задачи

III. Работа
по теме урока.

1. Работа
с эпиграфом

Прочитайте эпиграф на слайде (или с. 4.) Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.

– Что такое тезис?

Предложения распределяются между «круглыми столами» – по одному предложению каждой группе обучающихся.

– Определите тип предложения по цели высказывания.

– Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное?

Перестройте повествовательное предложение На улице идет дождь в вопросительное.

Перестройте предложение в вопросительное, задав
к нему вопрос
почему? Запишите его.

– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос.
Кратко запишите его в тетрадь

Выполняют задание.



При затруднении обращаются к толковому словарю.



Отвечают на вопросы.

– Задать вопрос.


Выполняют задания.

Представители каждого «круглого стола» зачитывают свои ответы в той же последовательности, как расположены предложения в эпиграфе

Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослым и сверстниками, а также навыками работы со справочной литературой.



Владеют навыками групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы

2. Игра «Кто быстрее?»

Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык – один из развитых языков мира. Что означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику. Та группа, которая быстрее найдет слово развитой в словаре, зачитывает его значение.

– Прочитайте упражнение 1 на с. 4 и ответьте на вопрос:

в чем заключается богатство русского языка?

Различай! Развитой язык – развитый ребёнок.

Внимательно слушают. Работают со словарной статьей.





Выполняют задание, отвечают на вопрос, записывают в тетрадь

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Формулируют ответы на вопросы

3. Систематизация и обобщение знаний о разделах языкознания.

Назовите известные вам разделы языкознания. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике, в содержании.

В упражнении 1 доказательства того, что русский язык – развитой, мы только что прочитали. Но слово нужно подтверждать делом. Поэтому далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.




Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослым и сверстниками.

Используют навыки групповой работы.

1) Фонетика.

– Что изучает фонетика?

Задания, представленные для обсуждения каждому «круглому столу»:

– Почему в тексте упражнения 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы?

– Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов.

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией

2) Морфемика
и словообразование.

Что изучают Морфемика и словообразование?

Наверное, вам не раз встречались слова, в которых было трудно вычленить морфемный состав. Попробуйте, например, найти корень в слове обуть. Эта проблема возникла из-за того, что со временем стыки между отдельными частями слов стали невидимыми, потерялась какая-либо буква или откуда-то появилась другая.

Выполняют задание.


3) Лексика.

– Что изучает лексика?

Из текста упражнения 1 мы узнали, что в русском языке очень много синонимов. В рамочке приведены два словосочетания: развитый ребенок и развитой язык. Составьте синонимический ряд с каждым прилагательным.

-Укажите эмоционально окрашенные слова?

Отвечают на вопросы, выполняют задание



Читают стихотворение, отвечают


4) Морфология
и синтаксис

– Что изучает морфология? Синтаксис?

– Найдите третье « лишнее»:

а) существительное, подлежащее, прилагательное;

б) глагол, обстоятельство, сказуемое;

в) дополнение, определение, существительное.

– Какими частями речи являются эти слова: светило, пекло?



Выполняют тест (устно) с объяснением


IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Как вы понимаете значение слова развитой?

– Почему русский язык – один из развитых языков мира?

– Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык?

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание:

Дополнительно анализ стихотворения С. Есенина

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.






Проводят самоанализ своей деятельности на уроке

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности


Просмотр содержимого презентации
«Русский язык-один из развитых языков мира 6 класс»

Русский язык 6 класс Презентацию подготовила Полякова О.Е., учитель русского языка и литературы филиала МОУ ГСОШ д. Василёво Калязинского района Тверской области

Русский язык

6 класс

Презентацию подготовила Полякова О.Е.,

учитель русского языка и литературы

филиала МОУ ГСОШ д. Василёво

Калязинского района Тверской области

Здравствуй школа! ,

Здравствуй школа!

,

Что общего? язык

Что общего?

язык

Тема урока:  Русский язык – один из развит ы х  языков мира /

Тема урока:

Русский язык – один из развит ы х языков мира

/

Эпиграф урока Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. К. Паустовский

Эпиграф урока

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

К. Паустовский

обсуждаем – Что такое тезис? – Определите тип предложения по цели высказывания. – Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное? – Перестройте повествовательное предложение На улице идет дождь  в вопросительное. – Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему ? Запишите его.

обсуждаем

– Что такое тезис?

– Определите тип предложения по цели высказывания.

– Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное?

– Перестройте повествовательное предложение На улице идет дождь в вопросительное.

– Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему ? Запишите его.

Развит о й - ?

Развит о й - ?

Различай! Р а звитый ребёнок Развит о й язык

Различай!

Р а звитый

ребёнок

Развит о й

язык

-В чём заключается богатство русского языка? Упражнение 1 1.Звучен и мелодичен. 2.Большой запас слов. 3. Много синонимов. 4. Много способов образования новых слов. 5. Образность , выразительность речи.  «Главное в нашей речи – слово . Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле…Оно и только оно позволяет человеку думать, без него невозможна была бы мысль…». А. Митяев

-В чём заключается богатство русского языка?

Упражнение 1

1.Звучен и мелодичен.

2.Большой запас слов.

3. Много синонимов.

4. Много способов образования новых слов.

5. Образность , выразительность речи.

«Главное в нашей речи – слово . Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле…Оно и только оно позволяет человеку думать, без него невозможна была бы мысль…». А. Митяев

Разделы языкознания – Что изучает фонетика ? –  Почему в тексте упр. 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы? тот, дед, шалаш -Выполните фонетический разбор данных слов (по группам)

Разделы

языкознания

– Что изучает фонетика ?

–  Почему в тексте упр. 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы?

тот, дед, шалаш

-Выполните фонетический разбор данных слов (по группам)

– Что изучают морфемика и словообразование ? Обуть? – Что изучает лексика ?  Развит о й (язык) - … Р а звитый (ребёнок)- …

– Что изучают морфемика и словообразование ?

Обуть?

– Что изучает лексика ?

Развит о й

(язык) - …

Р а звитый

(ребёнок)- …

-Укажите эмоционально  окрашенные слова? Казалось бы простое слово,  Как его зовут? Друзья, вот вам на всякий А он стесняется, молчит. случай Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя. Стихи о школьнике одном. Его зовут…, а впрочем, лучше Своих друзей зовёт он только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька. Мы здесь его не назовём. Ребята, мы не можем тут «Спасибо», здравствуйте», «простите»- сказать, как его зовут, Произносить он не привык. Мы честно вас предупреждаем, Простого слова «извините» не одолел его язык… Что имени его не знаем. Ему бывает часто лень Но имя что? Ведь суть не в нём- Сказать при встрече «добрый день»! Вам этот мальчик не знаком? Общаясь, помните о чувстве меры. Бережно относитесь к собеседнику, уважайте себя .

-Укажите эмоционально окрашенные слова?

Казалось бы простое слово,

Как его зовут?

Друзья, вот вам на всякий

А он стесняется, молчит.

случай

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем, лучше

Своих друзей зовёт он только:

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

Мы здесь его не назовём.

Ребята, мы не можем тут

«Спасибо», здравствуйте»,

«простите»-

сказать, как его зовут,

Произносить он не привык.

Мы честно вас предупреждаем,

Простого слова «извините» не одолел его язык…

Что имени его не знаем.

Ему бывает часто лень

Но имя что? Ведь суть не в нём-

Сказать при встрече «добрый день»!

Вам этот мальчик не знаком?

Общаясь, помните о чувстве меры.

Бережно относитесь к собеседнику,

уважайте себя .

– Что изучает морфология ? Синтаксис ? –  Найдите третье « лишнее»: а) существительное, подлежащее, прилагательное; б) глагол, обстоятельство, сказуемое; в) дополнение, определение, существительное. –  Какими частями речи являются эти слова: светило , пекло ?

– Что изучает морфология ? Синтаксис ?

–  Найдите третье « лишнее»:

а) существительное, подлежащее, прилагательное;

б) глагол, обстоятельство, сказуемое;

в) дополнение, определение, существительное.

–  Какими частями речи являются эти слова: светило , пекло ?

Подведём итог урока – Как вы понимаете значение слова развитой ? – Почему русский язык – один из развитых языков мира? – Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык?

Подведём итог урока

– Как вы понимаете значение слова развитой ?

– Почему русский язык – один из развитых языков мира?

– Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык?

Домашнее задание §1, написать мини-сочинение «Почему нужно изучать русский язык»?

Домашнее задание

§1, написать мини-сочинение «Почему нужно изучать русский язык»?

-Какое настроение создаётся при чтении стихотворения?  С добрым утром! Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы…  С. Есенин. Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. М. Горький

-Какое настроение создаётся

при чтении стихотворения?

С добрым утром!

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы…

С. Есенин.

Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

М. Горький


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!